Министерство образования и науки Российской Федерации. Главное управление образования Администрации Курганской области.
Государственная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная кадетская школа-интернат среднего (полного) общего образования города Шадринска».
Программа опытно-экспериментальной работы
«Педагогическая система кадетской общеобразовательной школы-интерната как средство социализации обучающихся»
Авторы программы: Воложанина О.М.-директор кадетской школы-интерната г.Шадринска Попова И.М.-заместитель директора по учебной работе кадетской школы-интерната г.Шадринска. ^
Шадринск 2006 год Актуальность . Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, потребность в модернизации образования в нашей стране обусловили формирование социального заказа общества на возрождение кадетского образования, ориентированного на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности. Кадетские общеобразовательные учреждения разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе. Согласно, российской статистике (Письмо Минобразования РФ от 27.07.2002г. № 01-50-841/32-05) большинство кадетских образовательных учреждений являются элитными и ориентировано на детей военнослужащих и другие социально благополучные слои общества. Абсолютное же большинство социальных заказчиков нашей школы-интерната – малообеспеченные, неблагополучные, неполные семьи из сельской местности Курганской области. Так, социальный состав семей детей, обучающихся в школе-интернате, представлен следующим образом: многодетные – 64; малообеспеченные – 205; неблагополучные – 10; неполные – 87 (одна мать), 13 (один отец); опекаемые – 17; сироты – 3. Имеет место противоречие между потребностью государства, общества в человеке готовым к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, легко адаптирующимся к жизни в современном обществе и ограниченными для этого возможностями детей из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, детей-сирот. И возникает реальная проблема успешной социализации обучающихся, восполнения мужского воспитания мальчиков из неполных семей, воспитания сознательной дисциплины, сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Становление системы кадетского образования в России представляет собой сложный процесс развития инновационных образовательных учреждений, отличных по ведомственной принадлежности, учредителям, содержанию образования, формой организации, нормативам финансирования. Имеет место осмысление этих процессов как на федеральном , так и на региональном уровне, что выражается в ряде как нормативно-правовых документов, так и методических рекомендаций (см. приложение 1) различного уровня. Один из видов кадетских образовательных учреждений – кадетская школа-интернат, которая осуществляет образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку и в соответствии с уровнями общеобразовательных программ второй и третей ступени общего образования. Однако, на региональном уровне, в силу отсутствия аналогов данного типа общеобразовательного учреждения практически отсутствует в готовом виде модель данного образовательного учреждения, что вызывает определенные сложности в организации его деятельности. Таким образом, возникает противоречие между потребностью в эффективном функционировании и развитии государственной общеобразовательной кадетской школы-интерната и отсутствием четко разработанной педагогической системы данного образовательного учреждения. Это позволяет выделить проблему отсутствия системного подхода к организации деятельности такого типа кадетского образовательного учреждения как кадетская школа-интернат, призванная решать такую основную цель как интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Вышеизложенное и определило тему экспериментальной работы как
«Педагогическая система кадетской общеобразовательной школы-интерната как средство социализации обучающихся».
Объект исследования: Процесс социализации обучающихся в условиях общего образования ^ Процесс социализации обучающихся в условиях педагогической системы общеобразовательной кадетской школы-интерната. Цель эксперимента: Создание и реализация модели педагогической системы кадетской школы-интерната, обеспечивающая успешную социализацию обучающихся-кадетов. Задачи:
Проанализировать в теории и практике образования состояние проблемы социализации обучающихся, развития кадетского движения в России, Курганской области и на этой основе разработать теоретическую модель кадетской школы-интерната как педагогической системы ориентированной на успешную социализацию обучающихся. Определить содержательно-целевой компонент педагогической системы кадетской школы-интерната. Создать нормативно-правовые, кадровые, организационные и методические условия для обеспечения управляемого образовательного процесса в кадетской школе-интернате. Разработать механизм реализации образовательных (в том числе и дополнительных) услуг с учетом профессионального самоопределения личности каждого школьника. Создать систему развития профессиональной компетентности педагогического персонала, реализующего основные и дополнительные образовательные программы в кадетской школе-интернате. Организовать мониторинг социализации обучающихся-кадетов на основе выявленных критериев эффективности педагогической системой кадетской школы-интерната. Гипотеза Реализация модели педагогической системы кадетской школы-интерната будет способствовать интеллектуальному, культурному, физическому и нравственному развитию обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, созданию основы для подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, если содержательно-целевой компонент педагогической системы базируется на интеграции образовательных основных, образовательных дополнительных и воспитательных программ; дополнительно к базовому содержанию образования вводятся профилирующие дисциплины, ориентированные на дальнейшее поступление воспитанников в учебные заведения МВД, МЧС, Министерства обороны и дополнительные образовательные программы: начальная военная подготовка, спецкурсы по линии МЧС; в образовательном процессе создаются благоприятные условия для развития креативного мышления, способности к самообучению и саморазвитию кадетов за счет использования современных образовательных и информационных технологий; выявляются и реализуются пути и формы оказания педагогической помощи обучающимся в адекватном профессиональном самоопределении; формируется воспитывающая среда, способствующей гражданско-патриотическому, духовно - нравственному воспитанию, интеллектуальному, творческому и физическому развитию обучающихся,в условиях военизированного образовательного процесса, предусматривающего непрерывное воинское воспитание: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, умение жить в условиях внутреннего самоуправления; обеспечивается здоровьесохранение на основе высокого уровня физической подготовки кадет; реализуется матричная модель управления педагогической системой. Теоретико – методологическая основа исследования Ведущими педагогическими концепциями (теориями), определяющими методологию данного исследования являются: теория инновационной деятельности (В.Я.Ляудис, В.И.Загвязинский, Н.Р.Юсуфбекова, И.О.Котлярова, К.Ангеловски, Т.Г.Новикова, М.М.Поташник, Л.В. Шмелькова, Д.А.Бурункин, Л.Г. Бобкова, Н.А.Криволапова, В.С.Гончаров и др. ); теория социализации личности (…………………………………..) концепция развития кадетского образования (нормативные документы федерального и регионального уровня, В.Гурковский, Е.И.Казакова, В.В.Кирсанов, Н.Н.Католин, Н.В.Наместникова и др.); теория патриотического воспитания (А.А.Аронов, А.Н.Вырщиков, Н.М.Конжиев, В.А.Караковский, Ю.В.Лазарев, В.А.Сухомлинский, Н.Н.Ушакова, Н.В.Ипполитова и др.); теория технологизации образования (Н.А.Алексеев, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.М.Монахов, В.В.Гузеев и др.); теория управления образованием (В.С.Лазарев, Ю.А.Конаржевский, Б.А.Куган, М.М.Поташник, С.А.Репин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Л.К. Шиян и др); теория образовательного мониторинга (Д.Ш.Матрос, К.Ингенкамп, Р.С.Немов, Е.А.Михалычев, В.С.Авенесов, Д.Н.Полев, А.А. Рудаков и др.). Нормативно-правовая база эксперимента Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы »; Типовое Положение о кадетской школе (школе-интернате); Концепция развития системы кадетского образования в России на период до 2010 года. Проект.; Справка о роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2002 года, №01-50-841/32-05; Целевая программа Курганской области «Развитие образования в 2005-2007 годах»; Концепция развития системы образования Курганской области на период до 2010 года; Об организации Курганской областной Лиги кадетов. Приказ ГлавУО №58 от 03.02.03.06; Целевая программа Курганской области «Развитие кадетского и мариинского движения в Курганской области на 2006-2007 годы». Методы исследования Эмпирические методы: изучение литературы по теме исследования; анализ школьной, учительской и ученической документации; педагогическое наблюдение; социологические методы-опросы, беседа, интервьюирование; анкетирование; тестирование; ранжирование; изучение и обобщение опыта; Теоретические методы: мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обощение, сравнение, интегрирование, систематизация); прогнозирование, проектирование, моделирование; построение мыслительного эксперимента; анализ понятийно-терминологической системы.
Сроки эксперимента: 1этап- 2004-2005г.г. 2 этап-2005-2006г.г. 3 этап-2006-2007г.г. 4 этап-2007-2008г.г. Этап 1. Подготовительный (2004-2005г.г.) ^ Анализ образовательного процесса в школе-интернате, выявление проблем, противоречий, постановка задач. Подведение 1-х итогов работы кадетских классов, обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию. Определение уровня готовности педагогического коллектива к работе в новых условиях. Открытие кадетской школы-интерната. Принятие решения об организации эксперимента в школе-интернате, мотивация членов педагогического коллектива на создание условий для развития нововведений. Разработка программы экспериментальной работы. Создание Программы управления, которая представляет собой набор управленческих документов: Устав Государственной общеобразовательной школы-интерната «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования города Шадринска»; Положение о совете кадетской школы-интерната; Правила внутреннего распорядка для кадет; Положение о родительском комитете кадетской школы-интерната; Положение о коллегии кадетской чести; Устав военно-патриотической организации «Единство». Организация работы постоянно действующего семинара для педагогического коллектива по теме эксперимента. Мониторинг эффективности работы по единой методической теме школы: «Патриотическое воспитание, как основа гражданского становления личности». Разработка диагностических материалов по военной и физической подготовке и их апробация. Этап 2. Практический (2005-2006г.г.) На этом этапе: Продолжение работы научно-методического семинара для педагогов школы по теме эксперимента. Создание Модели образовательной системы кадетской школы-интерната, которая включает в себя: 1.Программу управления, 2. Документационное обеспечение содержания кадетского образования (Учебные программы, Программа военной подготовки, Программа дополнительного образования, Воспитательные программы), 3.Программу научно-сервисного сопровождения, 4. Дидактическое обеспечение образовательного процесса. Разработка учебного плана школы в связи с переходом на предпрофильную и профильную подготовку. Разработка на основе программы опытно-экспериментальной работы Программы развития кадетской школы-интерната на период 2006-2009г.г. Разработка Модели выпускника, Программы постинтернатного сопровождения выпускника, позволяющая отслеживать дальнейший путь выпускника школы-интерната.
Этап 3. Обобщающий (2006-2007г.г.) На этом этапе: Мониторинг результативности реализации педагогической системы в ходе эксперимента. Изучение и обобщение опыта работы педагогов кадетской школы-интерната по военно-патриотическому воспитанию. Подготовка и проведение семинара для заместителей директоров УГПД.
Этап 4. Внедренческий. На этом этапе: Подведение итогов эксперимента, разработка методических материалов, методических рекомендаций. Состав участников эксперимента и их функциональные обязанности Должность | Функциональные обязанности | Директор школы | Общее руководство и контроль за ходом эксперимента, подбор и расстановка кадров для проведения эксперимента, создание системы материального и морального стимулирования участников эксперимента. | Заместитель директора по учебной работе | Обоснование эксперимента, анализ и проектирование системы образовательного мониторинга, консультирование, предварительная экспертиза программы эксперимента, прогноз возможных негативных последствий и определение способов их компенсации, руководство развитием профессиональной компетентности педагогического персонала. | Заместитель директора по воспитательной работе | Анализ и проектирование мониторинга воспитательного процесса, консультирование, формирование воспитывающей среды в условиях военизированного образовательного процесса. | Заместитель директора по военной работе | Мониторинг военной и физической подготовки, организация военной подготовки кадетов, практических полевых занятий для кадетов. | Педагог-психолог | Диагностика профессиональной ориентации кадетов, успешной адаптации обучающихся к условиям кадетской школы-интерната, диагностика удовлетворенности учебно-воспитательным процессом всех участников экспериментальной деятельности | Социальный педагог | Профессиональная ориентация кадетов, постинтернатное сопровождение выпускников. | Офицер-воспитатель | Организация особой системы отношений между кадетами (выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести). | Учитель | Организация учебной деятельности в соответствии со спецификой кадетской школы-интерната. | Руководитель физической подготовки кадетов | Организация физической подготовки кадетов. | Медицинский работник | Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, отслеживание динамики здоровья кадетов. |
^ все субъекты образовательного процесса.
Ожидаемые результаты и возможные «продукты» экспериментальной деятельности
| ^ |
«Продукты» экспериментальной деятельности
| | Нормативно-правовое (документационное) обеспечение | 1.Учебный план кадетской школы-интерната. 2.Пакет рабочих учебных программ общего и дополнительного образования (по профессии «Спасатель», по военной, физической подготовке) | 8. | Научно-методическое обеспечение | 1.Модель педагогической системы кадетской школы-интерната. 2.Программа развития кадетской школы-интерната. 3.Программа военно-патриотического воспитания. 4. Учебно-методическое пособие. | | Информационное обеспечение | 1.Система взаимодействия с внешними информационными сетями на межрегиональном, федеральном уровнях 2.Система межведомственного взаимодействия с ОВК и ГВК. 3.Информационный банк по проблеме | 9. | Кадровое обеспечение | 1.Обеспеченность кадрами в соответствии со статусом кадетской школы-интерната. 2.Примерное штатное расписание. 3.Образовательная программа (УМК) повышения квалификации педагогов, работающих в кадетской школе-интернате. | 10. | Мотивационное обеспечение | 1.Система кодексов чести субъектов образовательного процесса кадетской школы-интерната 2.Диагностический инструментарий мотивационной готовности педагогов и удовлетворенности своим трудом. | 12. | Материально-техническое, финансовое обеспечение | 1.Оборудованный тир, полоса препятствий, плац, кабинет военной подготовки. 2.Обеспеченность учебным оборудованием, наглядными пособиями кабинеты физики, химии, географии, биологии, истории, ОБЖ. 3. Форма и атрибутика субъектов образования кадетской школы-интерната | ^
№ | Критерий | Показатель | 1. | Социальная оценка эффективности эксперимента | 1.Престиж кадетской школы-интерната. 2.Конкурентноспособность выпускников школы при поступлении в ВУЗы. | 2. | Социально-психологический аспект состояния образовательного процесса | 1.Стабильность кадрового состава. 2.Уровень адаптации обучающихся к условиям военизированного образовательного процесса (количество выбывших учащихся). 3.Психологический микроклимат в коллективах (данные обследования). | 3. | Обученность | 1.Общая и качественная успеваемость. -% кадетов, усваивающих учебную программу на «отлично»; -% кадетов, усваивающих учебную программу на «хорошо»; -% кадетов, усваивающих учебную программу на «удовлетворительно»; 2. Поступление в ВУЗы, ССУЗы -количество поступивших из числа выпускников(%); -количество подтвердивших экзаменационные оценки за курс средней школы при поступлении в ВВУЗы, ССУЗы (%); -количество поступивших в учебные заведения МЧС, Министерства обороны. | 4. | Воспитанность | 1.Социальная адаптированность (общее число кадетов минус количество совершивших правонарушения, выраженное в %). 2.Социальная активность: -наличие победителей и призеров в УрФО, Российских смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях; -призовые командные места в областных смотрах, конкурсах, соревнованиях. 3.Сформированность нравственно-волевых качеств обучающихся, согласно модели выпускника. | 5. | Развитие | 1.Уровень творческих работ (экспертная оценка итогов конкурсов детского творчества) | 6. | Организация дополнительного образования | 1.Результативность выполнения программы по начальной военной подготовке; 2.Количество кружков, клубов по интересам, число кадетов участвующих в них. 3.Мониторинг интересов и потребностей кадетов. | 7. | Охрана и развитие здоровья.. | 1.Степень соответствия школьных показателей здоровья федеральным нормативам. 2.Коэффициент заболеваемости (общее число кадетов минус число заболевших, выраженное в %). 3.% потерянных учебных часов по болезни учащихся. 4.Число занимающихся физической культурой и спортом (динамика). 5.Спортивные достижения: -межрегиональные соревнования (победители, призеры); -областные соревнования (победители, призеры); 6.Выполнение кадетами нормативов по физической подготовке. |
^
Негативные последствия | Способы устранения | Недостаточная конкурентноспособность выпускников при поступлении в престижные высшие учебные заведения по линии МЧС, Министерства обороны, МВД. | Заключение договоров с данными учебными заведениями о поступлении выпускников на льготных основаниях. Повышение уровня обученности кадетов. | Не все обучающиеся успешно адаптируются к условиям военизированного образовательного процесса. | Совершенствование социально-психологической службы. Создание комфортной воспитательной среды. | Недостаточное материально-техническое обеспечение в соответствии со статусом кадетской школы-интерната. | Пройти лицензирование и аттестацию на Федеральном уровне. | ^ Основные отличительные особенности кадетских школ-интернатов: Кадетская школа-интернат- форма военизированного, но не военного образовательного учреждения. Форма одежды, символы, которые разрабатываются каждым кадетским учреждением персонально с учетом специфики учреждения (морских, казачьих, сухопутных, ракетных, спасателей и др.) и утверждаются геральдической службой при Администрации Президента Российской Федерации. Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения. Проведение практических полевых занятий для кадет 6-10 классов (по окончании учебного года). Специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой), широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде, вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки. Оформление кадетских учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки и др.), школьного тира школьного музея, особенности обустройства территории школьного двора. Работа с кадетами офицеров-воспитателей (эти военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения). ^ Модель педагогической системы кадетской школы-интерната

^ |
2. Цели и задачи воспитания, обучения и развития.
|
5. Педагогические процессы (образовательно-воспитательные). | 1. Кадеты |
4. Учителя и средства обучения, воспитания и развития.
| 3. Содержание воспитания, обучения и развития
|
6. Организационные формы |
7. Управление
| Основная цель кадетской школы-интерната – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Литература:
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1990. Гурковский В. Кадетские корпуса в России.- Ж. «Народное образование». - 2002, №7. Информация по кадетским школам-интернатам.- Ж. «Образование». - 2001, №3. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. Ин-тов. – Шадринск, ШГПИ, 1999. Казакова Е.И. Общеобразовательные учреждения нового вида. - Ж. «Образование».- 2001, №1. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М.: Нов. Школа, 1993. Кирсанов В.В., Католин Н.Н. Из опыта работы Первого Московского Кадетского корпуса.- Ж. «Завуч». - 2003, №5. Конжиев Н.М. Система Военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. Концепция развития системы кадетского образования в России на период до 2010 года. Проект. Куган Б.А. Реализация системного подхода к управлению образованием в регионе. Учебное пособие. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2000. Наместникова Н.В. Кадетский класс - как форма организации жизнедеятельности детского коллектива. - Ж. - «Классный руководитель». - 2002, №5. Организация профильного обучения в условиях кадетских школ, кадетских школ-интернатов, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, лицеев милиции. Материалы Всероссийского совещания-семинара. (21- 24 октября 2002 года) - Пермь. 2002. Справка о роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2002 года, №01-50-841/32-05. Вестник Образования. Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002, №17. Форменная одежда кадетской школы-интерната «Сибирского кадетского корпуса», как элемент корпоративной культуры.- Ж. «Образование»-2003, №4. Целевая программа Курганской области «Развитие кадетского и мариинского движения в Курганской области на 2006-2007 годы». |