ПРИЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Педагогический проект Критериальная система оценивания как условие формирования учебной мотивации и умения учиться в рамках реализации ФГОС НОО ![]() Разработчик проекта: Крылова Ю.В., учитель начальных классов МБОУ «Тогурская НОШ» 2012 Содержание программы Паспорт проекта Цель проекта Задачи Сроки реализации Разработчики программы Исполнители основных мероприятий Участники проекта Нормативная база Предполагаемые результаты Актуальность проекта О системе оценивания в начальной школе в законодательных и нормативно- правовых документах Анализ мотивации обучающихся 1г класса Анализ состояния контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе МБОУ «Тогурская НОШ» Цель, задачи Гипотеза Описание модели оценивания предметных достижений результатов в начальных классах Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный этап Ресурсный этап Этап апробации и обобщения Заключительный этап Диагностический инструментарий Критерии оценки ожидаемых результатов Практическая значимость Основные мероприятия проекта Прогноз возможных негативных последствии Паспорт программы
Актуальность темы. Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся. Самые различные способы проверки знаний и умений существовали во все времена. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков: - отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; - педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником; - отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; - при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения; - отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению. Для решения данных проблем необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения. О системе оценивания в начальной школе РФ в законодательных и нормативно - правовых документах Проблема введения критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся отражена в современных законодательных и нормативно-правовых документах различного уровня. Модернизация Российского образования предполагает формирование ключевых компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе образовательных траекторий и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности. В Концепции при рассмотрении проблемы качества образования отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям, навыкам к оценке уровня сформированности их ключевых компетенций. Проблема повышения эффективности работы по стандартам через развитие системы оценки качества образования, расширение списка документов, характеризующих успехи каждого школьника, обозначается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Кроме того, в документе подчеркивается необходимость введения мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Принятый ФГОС начального общего образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) внес изменения во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду, соответственно изменилась и система оценивания. В Рекомендациях по проектированию учебного процесса, отмечается, что школьная система оценивания должна, как минимум, позволять: осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей; использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков; содействовать становлению и развитию самооценки. Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ, что наблюдается уже на начальной ступени обучения [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009]. В соответствии с п.3 статьи 15 Закона РФ «Об образовании», п.2.23 Устава МБОУ «Тогурская НОШ» образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать системы оценок, формы, порядок и периодичностиь промежуточной аттестации обучающихся. В Письме Минобразования РФ от 03.06.2003 N 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» даются рекомендации по реализации условий и этапов введения новой безотметочной системы оценивания в общеобразовательном учреждении, примерные методики безотметочного оценивания («Портфель достижений ученика», «Тетрадь открытий», «Лист индивидуальных достижений», «Волшебные линеечки» и др.).Результаты диагностики школьной мотивации в МБОУ «Тогурская НОШ» при традиционной системе оценивания Перед началом экспериментальной работы для определения влияния критериального оценивания на личность обучающихся в сентябре 2012 года совместно с психологом было проведено изучение мотивации моих первоклассников. Исследование учебной мотивации школьников было проведено по методике Михаила Романовича Гинзбург, доктора психологических наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, профессора Московского психолого-социального института. Методика адаптированна для первоклассников, ребятам предлагалось ответить на 4 вопроса — выбором картинки. Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации. Результат приведен в таблице.
Более наглядно можно увидеть на диаграмме. ![]() Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод о том, что в преобладающих тенденциях мотивов у первоклассников превалируют - позиционные мотивы (36,5 %) и социальные мотивы (27,3 %), т. е. ребята учатся, чтобы получать похвалу, уважение как со стороны учителя, сверстников и родителей. Уровень же познавательных мотивов был невысок (18,2 %). Такие результаты говорят о том, что в последующем такая мотивация преобразуется в мотивацию отметками, которые могут стать единственной целью обучения для школьников. А недостаток существующей системы оценивания, как я уже говорила выше, может отрицательно сказаться на учебной мотивации детей. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению знаний у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности учеников, то важность названного критерия становится очевидной. Материально-технические ресурсы 1 г класса, реализующего программу педагогического проекта
Кадровые ресурсы школ, реализующих программу эксперимента
Используемые формы оценивания
Проблемы (на школьном уровне):
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и формированию учебной самостоятельности в обучении. Идея проекта. Принятый ФГОС начального общего образования внес изменения во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду, соответственно должна измениться и система оценивания. В Рекомендациях по проектированию учебного процесса, отмечается, что школьная система оценивания должна, позволять: осуществлять информативную обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых своих сторонах. Учителю же система должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей; использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки. Перед мной встали вопросы: как объективно оценивать предметные результаты? Как объективно оценивать учебные достижения учащихся, уметь определять уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса, отслеживать индивидуальный прогресс развития ученика? Какими критериями оценивать предметные результаты обучающихся? Эти вопросы (проблемы), на мой взгляд, требуют не только разработку соответствующих критериев, но и процедуру оценивания. Описание предметных результатов на технологическом уровне предполагает, Во-первых, формирования у обучающихся умения оценивать во времени (по годам обучения); Во-вторых, составление ориентировочной основы критериального оценивания (критерии, состав и последовательность операций); В-третьих, разработку дескрипторов - описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию; В-четвертых, разработку школы перевода баллов в отметку. Ориентировочная основа (пошаговый алгоритм определения критериев выполнения учебного задания) является эталоном, образцом выполнения действия. В системе оценивания она может быть идеальным критерием правильности выполнения действия, условием оценки действия, а не знаний. Для обучающихся ориентировочная основа – средство для самоконтроля и самооценки. В связи с новизной объекта оценивания (критериальная основа оценки предметных результатов), существует дефицит критериев. Описание критериев и дескрипторов, на технологическом уровне не было найдено ни в изданиях на бумажных носителях, ни в сети интернет. Таким образом, я считаю целесообразным Во-первых, разработку следующего диагностического и методического материала:
Во-вторых, экспериментальную проверку эффективности разработанных материалов. Объект экспериментирования – образовательный процесс с 1 по 4 класс на базе 1г класса МБОУ «Тогурская НОШ». Предмет экспериментирования – критериальная система оценивания предметных результатов образования. Цель эксперимента – внедрение системы критериального оценивания учебных достижений учащихся в учебный процесс для объективного оценивания учебных достижений учащихся и определения индивидуальной траектории обучения каждого ученика. Задачи управленческие:
Задачи личностные (для педагога) 1.Повысить профессиональный уровень в области критериального оценивания и формирования предметных результатов:
(для обучающихся) 2.Сформировать умения самоконтроля и самооценки на основе критериев, дескрипторов (алгоритмов, образцов выполнения) предметных результатов. 3.Способствовать повышению
Гипотеза 1. Если ввести в образовательный процесс критериальную систему оценивания, то это будет способствовать формированию - объективной оценке учебных достижений учащихся; - определению индивидуальной траектории развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей; - повышению мотивации учащихся на развитие умений и навыков для достижения ожидаемых результатов: - улучшению качества преподавания и обучения; - разработке системы работы по осуществлению взаимосвязи учитель – родитель – ученик для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса. 2.Если развивать один (несколько) из компонентов учебной деятельности (самоконтроль, самооценка), то опосредованно будут развиваться другие ее компоненты (целеполагание, рефлексия). 3.Если формировать у школьников желание и умения учиться, то это повлияет на повышение качества усвоения планируемых результатов образования. Научно – методическая обеспеченность эксперимента Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Е. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др. ]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой, - 2-е изд. – М. ; Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и качества общего образования, проект. Руководители проекта: А.Б.Воронцов, Б.Д. Эльконин, Москва, 2012 г. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой, - 2-е изд. – М. ; Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). Фридман Л.М. Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. М., 1985 Описание модели критериального оценивания образовательных предметных результатов в начальных классах Критериальное оценивание (или оценивание по определенному набору критериев) – это универсальный способ оценивания любого вида работ, который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста». Проект модели критериального оценивания образовательных предметных результатов представлен 5 компонентами: ключевой компонент – банк дидактико-диагностических материалов критериального оценивания, для определения уровня сформированности предметных результатов начального общего образования, включающий -описание предметных образовательных результатов по годам обучения с указанием уровня и качества усвоения; -перечень критериев выполнения каждого учебного задания; -систему диагностических задания на каждый критерий. Каждый из следующих трех компонентов модели связаны с ключевым, который для них является ресурсным, и последовательно между собой. Они представляют этапы формирования действий самоконтроля и самооценки на критериальной основе. Это следующие этапы: 1 этап – коллективно-распределенная контрольно-оценочная деятельность по заданным критериям; 2 этап – самостоятельная контрольно-оценочная деятельность по коллективно-составленным критериям; 3-этап – самостоятельная контрольно-оценочная деятельность по собственным критериям. Рис.1 Модель критериального оценивания Самостоятельная контрольно-оценочная деятельность по самостоятельно состав-ленным критериям Самостоятельная контрольно-оценочная деятельность по коллективно-составленным критериям Коллективно-распределенная контрольно-оценочная деятельность по заданным критериям ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Банк дидактико-диагностических материалов ![]() Предметные результаты начального общего образования Организованное таким образом критериальное оценивание в начальных классах будет способствовать формированию всех компонентов учебной деятельности и учебной мотивации. Опираясь на работы В.В. Репкина, Д.Б.Эльконина по теории учебной деятельности и Л.Г. Петерсон по обоснованию деятельностного метода обучения структуру учебной деятельности мы рассматриваем следующим образом. Акт учебной деятельности начинается с выполнения практического задания, включающего универсальное учебное действие. Центральными в цепочке компонентов учебной деятельности будут «содержательный контроль» и «содержательная оценка», опирающиеся на критерии выполнения данного практического задания. Оценка правильности выполнения задания заканчивается определением границ знания и незнания, эту операцию мы выделяем как отдельный компонент учебной деятельности. После этого у субъекта учебной деятельности появляются основания для формулирования цели дальнейшей работы ее планирования и выполнения соответствующих учебных действий. Новое практическое задание. Цикл замкнулся. Начинается новый виток развития. Обязательное условие для содержательного контроля и оценки – наличие у ребенка четких, прозрачных, детальных критериев правильности выполнения учебного действия. Условия для формирования учебной мотивации (хочу разобраться сам, понять, научиться) возникают на стыке трех компонентов учебной деятельности: содержательная оценка, определение границ знания и незнания, целеполагание. В логике мысли ребенка это выглядит следующим образом: с заданием не справился, почему? это знаю и могу, а это не знаю, не умею? предыдущий способ деятельности (алгоритм) не подходит, надо составить новый, хочу в этом разобраться. Рис 2 Схема цикла учебной деятельности Учебные действия Планирование Целеполагание ![]() ![]() Мотивация ![]() ![]() Определение границ знания-незнания Контроль Практическое задание Оценка ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Диагностические и дидактические ресурсы оценивания предметных результатов образования: критерии, дескрипторы, алгоритмы, правила и тд. Систематическое содержательное включение детей в полный цикл учебной деятельности будет способствовать формированию учебной мотивации, всех компонентов учебной деятельности. Сроки и этапы реализации программы (август 2012г. – июнь 2017г.) Подготовительный этап (август 2012г. – сентябрь 2012 г.) Первый этап связан с изучением философской, исторической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме оценивания учащихся и формирования их учебно-познавательной компетенции, а также анализом степени разработанности проблемы в педагогических теориях и практике, определением объекта, предмета, цели и задач, гипотезы, формулировка основных компонентов научного исследования, изучение декларативных и организационно-нормативных документов Российской Федерации об образовании, изучением отечественного и зарубежного опыта организации критериального оценивания на экспериментальных базах исследования. Мероприятия:
Ресурсный этап (сентябрь 2012 г. – октябрь 2012 г.) Теоретическое обоснование, разработка и научное описание модели и технологии организации критериального оценивания, уточнение понятийного аппарата исследования, осуществление организационного этапа, связанного с созданием всех необходимых условий для проведения опытно-экспериментального исследования (методических, мотивационных, организационных), определение экспериментальных и контрольных объектов для сравнения и создание контрольно-измерительных материалов для участников проекта, начало проекта. Мероприятия:
Этап апробации и обобщения (ноябрь 2012 - январь 2017 г.) Внедрение проекта. Использование критериального оцениванияпредметных результатов в учебном процессе. Мероприятия:
Заключительный этап (февраль 2017 г. - июнь 2017 г.) Завершение проекта, итоговая обработка полученной информации, соотношение результатов с целью, задачей, гипотезой, уточнение теоретико-методологических положений, обобщение, систематизация полученных результатов, выводов, формулировка заключения по основным идеям, литературное оформление работы. Мероприятия:
Диагностический инструментарий:
Практическая значимость Учителям: Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами: - оценивается только работа учащегося, а не его личность; - работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее; - оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей; - учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей; - повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению. Учащимся:
Родителям:
Критерии сформированности ожидаемых результатов проекта у обучающихся: – сформированность внутренней позиции школьника, эмоционально-положительное отношение ученика к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; – сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; – сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; – сформированность самоконтроля, включая осознание правильности своих действий направленных на предупреждение или обнаружение уже допущенных ошибок, планирование дальнейших действий, направленных на устранение ошибок и, конечно же, позволяя предупредить психологические перегрузки, повышенную утомляемость; - сформированность умения планировать: определять адекватные цели деятельности операции и порядок их выполнения. -сформированность целеполагания как умения предвосхищать результат предстоящей деятельности и описывать его. Возможные риски 1. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания. 2. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей. 3. Недостаточная теоретическая подготовка по основным вопросам критериального оценивания, отсутствие практических навыков для внедрения этой системы. Тип проекта: формирующий. Продукт проекта: Модель оценивания предметных образовательных результатов на критериальной основе, методические рекомендации по организации критериального оценивания предметных результатов. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики: статьи, отчеты, методические рекомендации, выступления на конференциях, форумах. Использованная литература
|
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Луговская начальная общеобразовательная школа с. Луговое «утверждаю» «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» от 03. 06. 2003 г. №13-51-120/13,«Гигиеническими... | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №14» г. Мурома |
![]() | Проект " Мы и космос" Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3" Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 | ![]() | «Неизвестная судьба известного героя» Автор: Тимофеев Альберт Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги, 7 класс |
![]() | Экологическое образование и воспитание: вчера и сегодня. Из опыта работы. Скороход Лариса Юрьевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа №4» ... | ![]() | Приложение утвержден Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Артема (далее по тексту Устава Образовательное... |
![]() | Деятельность мобу «Еленовская средняя общеобразовательная школа» по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. (Слайд) Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Еленовская средняя общеобразовательная школа» Слайд Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Еленовская средняя общеобразовательная школа» обеспечивает формирование... | ![]() | Муниципальное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижнеудинск» Инновационный проект Цель: Выработка критериев оценивания младших школьников в условиях реализации фгос |
![]() | План научно- методической работы мбоу нош №30 на 2012- 2013 учебный год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №30 | ![]() | Зиатдинова Т. А. Икт на уроках русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рудногорская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рудногорская средняя общеобразовательная школа» |