Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта icon

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта



НазваниеФормирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Сюзева Е.М., учитель начальных классов , высшей категории.

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта.


Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения в коррекционной школе. Так как слово неотделимо от мышления, так как слово является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это прежде всего развитие мышления.

Дети с нарушением интеллекта в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное усвоение знаний и навыков в области языка. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

При проведении занятий по развитию речи стоят следующие основные задачи:

- закрепление и совершенствование у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.

- обучение умению видеть новое в известном, использовать старые знания в новых ситуациях. Развитие этого умения – важный путь к формированию творческих возможностей учащихся с нарушением в развитии.

При работе с детьми младшего школьного возраста все принципы педагогической деятельности должны основываться на принципах лечебной педагогики. (Автор Е.М. Мастюкова):

1.Индивидуальный подход и единство педагогического и лечебного процессов.

2.Соблюдение принципа «соответствия», т.е. все интеллектуальные и физические нагрузки должны соответствовать психомоторным возможностям и общему состоянию здоровья ребёнка.

3. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, чтобы во всех случаях для ребёнка сохранялась «ситуация успеха».

4. Максимальное использование игровых методов обучения, так как у детей с нарушением интеллекта поздно формируются познавательные интересы, и долго сохраняется игровая мотивация.

Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных учёных.

Впервые научно – обоснованная теория была выдвинута Л.С.Выготским. В её основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи. Теория порождения речи, созданная Л.С.Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов: А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин, Л.С.Цветкова, И.А.Зимняя и др.

Рассмотрим систему работы по реализации коммуникативного подхода и развития творческих возможностей в соответствии со схемой порождения речи, предложенной А.А. Леонтьевым.Эта схема включает в себя следующие этапы:

1.Этап 2. этап замысла 3. этап осуществления 4. этап сопоставле-

мотивации (программа –план) замысла ния реализации с

самим замыслом

Рассмотрим каждый из этапов по следующему плану:

1.Особенности речевого развития на этапе.

2.Задачи этапа.

3.Направления работы.

4.Результативность.

I ЭТАП – этап мотивации.

Задачи:

- создать условия для возникновения у учащихся потребности говорить;

- заинтересовать детей в изучаемом материале, затрагивая не только интеллектуальную сферу, но и эмоциональную.

Решение данных задач очень важно, т.к. одной из причин нарушения формирования связной речи является слабость и быстрая истощаемость речевой деятельности учащихся с нарушением в развитии , поэтому на протяжении всего урока необходимо создавать условия для повышения речевой мотивации, а это требует использования ряда методических приёмов и видов работ.

1.Целеполагание.(совместно с учителем или самостоятельно)

2.Предметно-практическая деятельность (творческие домашние задания, рисование, аппликации, конструирование).

3.Игровая деятельность.

4.Система поощрений.

II ЭТАП – этап замысла (программа-план).

На данном этапе идёт работа над логикой высказывания. Для умственно отсталых детей характерно грубые и стойкие нарушения плана внутренней (смысловой) программы связного высказывания.

Задачи:

- формировать умения планировать высказывание;

- развивать умения анализировать ситуацию, выделять главное и второстепенное.

Направления работы:

1.Упражнения с сериями сюжетных картинок;

2.Оречевление ряда последовательно выполненных действий;

3.Работа с сюжетными и предметными картинками.

4.Составление и работа над планом речевого высказывания и последующим использованием его в качестве наглядной опоры.

Вида планов - различные: картинный, символический (графический), картинно-символический, словесный (в виде вопросительных и назывных предложений). Творчество для меня возможно в следующем : комбинация различных видов плана и их модификация.

III ЭТАП – этап осуществления замысла.

На этапе идёт организация языковой основы высказывания.

Дети с нарушением интеллекта пользуются примитивными по содержанию, простыми, малораспространёнными конструкциями, с нередко ошибочной грамматической связью слов, с неточным выбором или пропуском лексических единиц.

Задачи:

- формировать умения располагать предложения в определённой последовательности;

- развивать умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

- развивать умения связывать предложения в тексте.

Направления работы:

1.Лексические и лексико-грамматические упражнения с использованием приёмов прогнозирования при отработке словаря, словоизменения и словообразования.

2.Схемы-опоры различных по конструкции предложений;

3.Распространение и составление предложений:

-по образцу (аналогично по предложенной структуре, но с заменой слов).

-конструктивные задания (восстановление деформированных предложений, соединение двух простых предложений в одно сложное, редактирование);

-творческие задания (составление предложений по опорным словам, по предметным картинкам и т.д.)

IV ЭТАП – этап сопоставления реализации с самим замыслом.

На данном этапе осуществляется организация самого высказывания.

Задача:

-формировать умения воспроизводить связное, развёрнутое высказывание;

-развивать контроль и самоконтроль над речевой деятельностью.

Предполагаемый результат:

Положительное:

  • Устойчивый интерес к урокам развития речи;

  • Качественное улучшение связной устной речи;

  • Развитие мыслительных процессов от наглядно-образного к словесно-логическому, что является базой для совершенствования творческих возможностей;

  • Развитие устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической («Ребёнок должен научиться говорить прежде ,чем он может перейти к разумному чтению»).

  • Опыт может быть использован учителями начальных классов всех типов общеобразовательных школ.

Трудоёмкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта, а именно:

  • В умении владеть собой и гибко управлять процессом общения на основе заинтересованности , а не принуждения.

  • В умении создать на уроке атмосферу речевого общения, а для этого необходим тщательный отбор учебного материала, касающегося сферы эмоций и чувств.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребностей личности - потребности в общении. Уроки развития речи, в начальной школе – это подготовка детей к свободному общению.

^ Речевые игры.

Речевые игры – это эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнений нужно учитывать:

- игры не должны быть длительными по времени (5- 10 мин).

- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а учитель – помочь ему в этом.

- игра должна быть живой, интересной., заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление.

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность.

- в игре следует развивать у детей с нарушением в развитии навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевые задания, поощрять детскую инициативу.

Варианты речевых игр:

«Микрофон».

Цель: Учить детей правильному употреблению собственных имён существительных в ед. числе , Им. падеже.

Оборудование: стулья по количеству детей, игрушечный микрофон.

Описание игры: Дети садятся полукругом, чтобы хорошо видеть друг друга. Учитель смотрит на детей и запоминает цвет их платья, какие-нибудь характерные детали одежды. Затем он объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка с белой лентой…. Кто знает , как её имя и фамилия, пусть поднимет руку и назовёт».

«Кому это нужно?»

Цель: Закрепить в речи детей имена существительные в Дат. падеже.

Оборудование: Предметные картинки с изображением орудий труда.

Описание игры: Учитель показывает картинки, изображающие орудия труда и спрашивает: «Что это? Кому это нужно для работы?» Дети отвечают: «Это лейка. Она нужна садовнику».

«Кто что делает?»

Цель: Закрепить знания о профессиях.

Описание игры: Детям раздаются картинки с названиями профессий. Учитель спрашивает: «Кто сделал стол?» У кого карточка «столяр», тот встаёт и говорит : «Стол сделал столяр».

«Овощи».

Цель: Закрепить в активном словаре детей существительные по теме: «Овощи».

Оборудование: Картинки овощей, разрезанные на 2-3-4 части.

Описание игры: (1 вариант) Все части перемешиваются на середине стола и детям предлагается собрать определённый овощ. Кто собрал, говорит: «Я собрал свёклу». Учитель дополнительно спрашивает: «Где растёт свёкла?», «Что готовят из свёклы?»

(2 вариант) У ведущего все части овощей. Он показывает любую часть и спрашивает: «Кому нужна эта часть?» Ученик, который узнал в ней часть своего овоща, говорит: «Эта часть нужна мне, потому что я собираю свёклу».

«Что такого же цвета?»

Цель: Учит детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: Окружающие предметы, цветные квадраты.

Описание игры: Учитель показывает цветной квадрат, а дети должны определить цвет, а затем предметы такого же цвета: зелёный свитер, зелёная трава, зелёный пенал.

«Какая полоска нужна?»

Цель: Учить детей дифференцировать понятие «слово» и «предложение».

Оборудование: Цветные полоски бумаги короткие и длинные.

Описание игры: Учитель говорит:

- Если я назову слово – покажите короткую полоску.

- Если предложение – длинную полоску.

- А сейчас столько маленьких полосок, сколько слов в предложении.

«Когда это бывает?»

Цель: учит детей составлять описательный рассказ.

Оборудование: Картинки с изображением природы в различное время года.

Описание игры: Дети классифицируют картинки по сезонам года, давая им описания. Например: На этой картинке я вижу белый снег, значит это зима и т. д.

Реализация коммуникативного подхода осуществляется на уроках в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, по ситуативным и сюжетным картинкам , по составлению вопроса и ответа на вопрос.

Для упражнений использую ситуативные картинки 2-х видов:

- картинки , где можно выделить субъект и выполняемое им действие;

- картинки с изображением одного или нескольких персонажей и чётко обозначенного места действия ;

По этим картинкам дети упражняются в последовательном составлении предложений различных семантико-синтаксических структур. Я использую схемы предложений: 1) . 2) .

(указывается член предложения и его местонахождение).

Предлагаю следующие направления работы:

1.Распространение начальных структур. П. + С. (подлеж. + сказ.)

(Например: Девочка рисует. – Девочка рисует домик. – Девочка рисует домик красками. И т.д. )

Приёмы работы:

- постановка вопросов к картинкам;

- предъявление образца ответа в начале работы или в случае затруднений в построении фраз;

- совместное составление предложения 2-3 учащимися (один- начало фразы, другие – продолжение).

- составление предложения по картинке с использованием фишек.

2.^ Составление предложений с однородными сказуемыми.

( Например: Дедушка сидит в кресле и читает газету.) Я использую вспомогательный вопрос: Где сидит дедушка и что он делает?.

3.^ Составление сложносочиненных конструкций из двух симметричных частей, где вторая часть по структуре дублирует первую.

(Например: Заяц любит морковку, а белка любит орехи.)

Приёмы и упражнения:

- разнообразные дидактические игры. Например, игра «Кто что любит», «О домашних и диких животных».

- по цепочке составляется рад предложений по картинкам, различающихся какой-либо деталью. Дети должны заметить это отличие и составить ответ.

- приём взаимоконтроля: один ученик составляет предложения по нескольким картинкам, второй, используя цветовые сигналы, контролирует правильность даваемого ответа.

Результатом является направленность на активизацию внимания, восприятия, формирование слухового и зрительного контроля за содержанием высказываний.

4.^ Составление фразы по нескольким предметным картинкам.

Например: по картинкам «девочка» - «лейка» - «клумба». Или «мальчик» - «скворечник» - «дерево». Дети составляют предложения и распространяют их словами - признаками.

5.^ Составление ответа на вопрос в виде развёрнутых фраз (в 3 – 5 и более слов). Дети лучше усваивают определённый тип фразы – ответа, включающего «опорные» содержательные элементы вопроса педагога. Сначала дети упражняются в составлении ответов – высказываний, начинающихся с повторения последнего слова (или словосочетания) из вопроса педагога.

Например: - Что делает мальчик? Мальчик сажает дерево.

Или - что рисует девочка? Девочка рисует домик.

Результатом указанного приёма является уверенное формулирование ответа в виде развёрнутого предложения и таким образом обеспечивается возможность активного участия детей в диалоге, в беседе по теме урока.

Формированию навыков составления вопросов., для чего используются ситуации, возникающие в ходе уроков по предметно-практической деятельности или при обсуждении прослушанного текста и др. При обучении детей составлению вопросов эффективно использовать инструкции-задания, типа: - Саша, спроси Мишу, где лежит (стоит)…(название предмета)?. Закрепление указанных коммуникативных навыков осуществляется через:

- систематическое повторение детьми различных вопросительных предложений по данной инструкции;

- речевой образец педагога;

- усвоение детьми ключевых вопросительных слов: Где? Куда? Когда? и т.д.

Предлагаю наглядную схему-опору фразы-вопроса:

I – вопросительное слово.

II – слово, обозначающее действие того или иного предмета.

III – предмет (объект) действия и далее указанная схема дополняется словами определениями или словами с обстоятельственным значением.

Но развитие речи – это накопление, расширение, обогащение и словарного запаса учащихся. Нужно научить детей с нарушением в развитии не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом.

Наряду с большой работой по овладению новыми словами, совершенно необходимо выяснять и уточнять значения, казалось бы , знакомых детям слов. К.Д. Ушинский писал о том, что «ребёнок многие слова усвоил подражанием, полусознательно, а иногда и просто механически употребляя их, часто не зная настоящего точного значения слов».

^ Лексические упражнения:

  • Подбор определений , эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета.(упражнения «Подбери слово», «На что похоже?» и др.)

  • Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действий и наоборот. (упражнения «Кто что делает?, «Кому это нужно?» применительно к различным лексическим темам и др.)

  • Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия.(упражнение «Скажи по другому» и др.)

  • Подбор родственных слов, вариативных по значению (река – речка – реченька; лес – лесник – леший и др.)

^ Лексико-грамматические упражнения:

  • Дополнение предложений нужным по смыслу словом . Для упражнения «Закончи фразу!» предлагаю незавершённые предложения, типа: Цветы растут на… Бабушка несёт сумку с …

  • Составление предложений по данным словам (слова в «нейтральной форме» предлагаются сначала в правильной, а затем – в изменённой последовательности) Например: «снежинки», «лёгкий», «падать», «кружиться» и т.д.

^ Лексические упражнения и приёмы по формированию операции прогнозирования.

Предлагаю несколько этапов обучения:

1 этап – обучение прогнозированию на ближайшем уровне.

Алгоритм: 1) подобрать картинки к заданному графическому рисунку;

2)учащиеся анализируют и подбирают. (например: стоит шк… (пушки, шкаф, школа)., открыть з.м.к (зонтик, замок, земля).

2 этап – обучение прогнозированию с опорой на левый контекст.

(Например: с.б… (плавает, лает, растёт).

3 этап – обучение учащихся грамматическому прогнозированию.

Алгоритм: 1) рассмотреть картинки;

2)подобрать подходящее по смыслу слово.

Например: стройн..

зелён.. (картинки: «ёлочка», «берёза», «ёжик».)

колюч..

4 этап – обучение прогнозированию в рамках предложения.

  • Упражнения по обучению прогнозирования с опорой на картинки.

Например: Мы долго блуждали по лесу и наконец-то увидели д….. . (картинки: дом, дорога, деревня).

  • Обучение без опоры на картинки.

Например: ^ В огороде поспели п.м…ры.

У Тани были х.р..ие косы. и т.д.

5 этап – обучение прогнозированию изолированных слов , т.е. учу не смысловому прогнозированию, а вероятному. Система зашифровки слов может быть самая разнообразная:

шк----(школа, ракушка, шкаф).

-лк-- (вилка, полка, волк) и т.д.

Регулярное выполнение детьми упражнений на подбор синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений не только способствует лучшему усвоению языковых средств, образной выразительности, но и позволяет использовать полученные речевые навыки в дальнейшем, при составлении собственных рассказов.


Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), с логически построенным сюжетом.

Цель:

  • обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями;

  • способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

^ Варианты рассказов с элементами творчества:

  1. При обучении рассказыванию по аналогии рекомендую вспомогательный приём совместного составления рассказа по предлагаемой учителем сюжетной схеме (на доске).

В выходной день наша семья…….(папа, мама, я, брат и сестра) отправились ……….(на дачу, в лес, на рыбалку) … Папа взял с собой ……., мама - …….

А я захватил с собой ……. Мы ехали на(в) ……. Там…….очень красиво и т.д.

Дети заканчивают предложения, затем учитель объединяет высказывания детей в законченный текст , который используется как образец для составления детьми своих вариантов рассказа.

  1. Составление продолжения (окончания) незавершённого рассказа рекомендую проводить в двух последовательно используемых вариантах:

    • С опорой на наглядный материал;

    • Без опоры на наглядный материал.

Алгоритм: В первом варианте детям предлагается картина, изображающая кульминационный момент незаконченного рассказа. После разбора содержания картины (описательная характеристика персонажей, изображение обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа. Затем детям предлагаются несколько вариантов возможного продолжения рассказа в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

Для второго варианта задания (без опоры на наглядность) текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним -двумя детьми и даю детям задание : придумать окончание рассказа. Слабым детям предлагаю варианты на выбор.

Условие: Подбираю тексты, позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказов.

  1. Обучение детей с нарушением интеллекта составлению рассказов на тему по трём опорным словам целесообразно в начале проводить в сочетании с демонстрацией учителем наглядных опор – трёх соответствующих картинок (например, «мальчик» - «удочка» - «река»). Помимо предметных , могут быть использованы и отдельные картинки с изображением пейзажа. Картинки выполняют функцию свободного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы, представления дополняются, уточняются при этом конкретными деталями, образами предметов, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. Работу провожу по следующему алгоритму:

1)назовите предметы, изображённые на картинках.

^ 2)дайте характеристику данным предметам.

3)определите тему рассказа и возможные события.

4)составьте краткий план рассказа (3-4 вопроса).

5)самостоятельно составьте рассказ по плану.

^ 4) Предметно – практические учебные занятия (рисование, аппликация, конструирование). Для формирования и активизации монологической речи в процессе этих занятий рекомендую использовать речевое планирование действий, словесный отчёт ученика о выполненном задании и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненным заданиям на следующие темы: «Мой домик», «Путешествие на кораблике» и др. Опора на собственный рисунок является эффективным средством овладения детьми навыками высказывания. Интерес к таким занятиям способствует активизации речевых проявлений.


Контроль за результатами связных высказываний.

На всех этапах обучения необходимо обращать внимание на анализ и обсуждение детских высказываний. Отмечаются такие качества рассказов, как полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту и картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки – в оформлении отдельных высказываний, в употреблении слов и словосочетаний. Пример алгоритма контроля за результатами связных высказываний:

  1. Прослушай внимательно.

  2. Оцени (полнота, последовательность, выразительность, творчество).

  3. Найди и исправь ошибки.

  4. Дополни рассказанное.

Результат: Создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.


Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети с нарушением интеллекта овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний, что в свою очередь ведёт к развитию творческого мышления.



Похожие:

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта icon«коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки» Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки»
В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconНаучно-теоретическое обоснование проблемы развития речи детей с нарушением интеллекта
Разумеется, это лишь один из аспектов анализа речи, который не должен рассматриваться изолированно от других. Однако именно этот...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconФормирование общеучебных умений и навыков на уроках математики как условие развития личности и её социальной адаптации

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconИстоки общения. Развитие коммуникативных навыков дошкольников с речевыми нарушениями в разных видах деятельности
Одним из важнейших направлений работы педагогов коррекционных групп для детей с недоразвитием речи является формирование коммуникативных...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconОсобенности коммуникативных умений дошкольников с задержкой психического развития
Альным вопросом является вопрос развития и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с особыми образовательными...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconРазвитие коммуникативных навыков как необходимое условие формирования математической компетентности
Разовательных компетенций. Знания, умения и навыки (зуны) не являются основной целью, а становятся лишь средством и базой для развития...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconВ. И. Селиверстов писал: «Все коррекционно-развивающее воздействие, и в первую очередь игра, должны быть направлены на формирование коммуникативных умений и навыков у детей с нарушением речи»
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconМетоды и приемы формирования грамматических навыков на нод по развитию речи
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей,...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconТеатральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. «Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир»
На определенном этапе развития навыков деятельность ребёнка становится творческой. Но современные психолого-педагогические исследования...
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках развития речи – необходимое условие развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта iconП. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников
На современном этапе развития образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты