Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях icon

Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях



НазваниеМетодические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество



Методические особенности преподавания

учебного предмета «Технология»

в современных условиях


Введение федерального государственного образовательного стандарта (стандарта второго поколения) предполагает реализацию деятельностно–ценностной парадигмы, которая позволяет определить следующие приоритеты:

- компетентностный подход, как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов;

- деятельностный, практикоориентированный подход к процессу обучения, направленный на обеспечение возможности самореализации и самоопределения обучающихся;

- формирование и развитие ценностных ориентаций в процессе оценочной деятельности, способствующих социализации учащихся и их вхождению в мир труда (умение оценить рынок труда, умение выбрать профессию и т. д.).

Важная роль в реализации компетентностного и деятельностного подходов в образовании принадлежит предмету «Технология». Применение концептуальных положений этих подходов в учебном процессе является важной особенностью преподавания данного предмета на современном этапе.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.  Такие  результаты,  о  которых  говорится  в  определении,   могут  быть  описаны  с  помощью  понятий  «компетенция»  и  «компетентность».  Компетентностью  принято  называть  сегодня  интегративную  характеристику  качеств  человека  ориентированных  на  решение  реальных  задач,  определяемых его  актуальной (или  потенциальной, желаемой)  должностью  (полномочиями,   правами). Уровень  компетентности – это  характеристика  результатов  образовательной  практики для  отдельного  человека.  

Компетенция  (добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной должности.

    Предмет «Технология» формирует ряд предметных компетенций, среди  которых  можно  выделить:

- умения применять основные технологические понятия в практической деятельности; знать назначение и технологические свойства материалов; знать назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; знать профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

- умения   рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручным инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с  использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

- умения получать технико-технологические сведения из разнообразных источников информации; уметь организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность; уметь изготавливать или ремонтировать изделия или получать продукт с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; уметь осуществлять контроль качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; уметь обеспечить  безопасные условия труда; уметь оценивать затраты, необходимые для создания объекта труда или услуги; уметь строить планы профессионального образования и трудоустройства.

Деятельностный подход направлен на организацию процесса обучения  на  основе  применения  различных  видов  деятельности. Технология факти чески единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспек ты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками кон кретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание но вых ценностей, что, несомненно, соответ ствует потребностям развития общества. Именно в учебном предмете "Технология" успешно реализуется проектная деятельность с ее большими возмож ностями творческого развития школьни ков, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска гото вых изделий (услуг) и их реализации. Она необходима для общеобразователь ной подготовки всех учеников, предос тавляет им возможность применять па практике знания основ наук.

Следующей особенностью преподавания  предмета является использование разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

"Технология"— основная практикоориентированная область знаний в обще образовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ори ентации, нравственно-трудовому станов лению и воспитанию подрастающего по коления. Это область знаний, содержа ние которой отобрано на интегративной основе в соответствии с концепцией мо дернизации современной школы, способ ной формировать у учащихся умения ви деть, ставить и решать актуальные зада чи, стоящие перед людьми постиндустри ального социума.

  В рамках "Технологии" происходит зна комство с миром профессий, осуществля ется профориентация школьников на ра боту в различных сферах общественного производства.  Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудо вой деятельности.

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5-7 классах выделено 2 часа в неделю и 1 час в 8 классах. Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержание краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Два часа предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация непрофильного обучения, указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

 Обязательный минимум содержания образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Рабочие программы составляются на основе примерных программ по технологии. Учитель подробно излагает содержание программы, дает перечень практических заданий, проектов, разрабатывает поурочное планирование, составляет список литературы.

Еще одной особенностью является наличие необходимой материально-технической базы. Занятия по технологии в 5-8х классах проводятся на базе школьных мастерских. В отдельных случаях (отсутствие учителей технологии, оснащение мастерских необходимым оборудованием) занятия могут проходить в межшкольных учебных комбинатах. Мастерские должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор материалов, инструментов, приборов, станков и оборудования. Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень, разрешенного к использованию оборудования в общеобразовательных учреждениях (работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится только на бытовых швейных машинах). Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.



Похожие:

Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconЛитература в условиях мкш
Учитель русского языка и литературы в таких условиях преподавания должен владеть специальным механизмом организации учебного предмета...
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconСовременные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях введения и реализации фгос
Цель: Непрерывное совершенствование квалификации преподавателя и повышение его компетенции в области учебного предмета и методики...
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов на 2013 2014 уч год
Цель: Непрерывное совершенствование квалификации преподавателя и повышение его компетенции в области учебного предмета и методики...
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconРасписание занятий кпк по рп «Теоретические основы и методика преподавания предмета «Технология» направления «Теория и методика преподавания учебных дисциплин» Дата проведения: с 17 сентября по 3 октября 2013 года
Категория слушателей: учителя технологии всех категории Базарно Карабулакского района
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconИзучение учебного предмета «Технология» в основной школе в соответствии с введением фгос
Цель предмета -формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях....
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconПрограмма курса «технология» 4 класс
Программа по технологии разработана на основе авторской программы «Технология» умк «Гармония» с. В качестве концептуальных основ...
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconСправк а о состоянии преподавания предмета «Технология» в учреждениях образования Чернянского района в 2012 2013 учебном году. Предмет «Технология»
«Технология» в учреждениях образования Чернянского района в 2012 2013 учебном году
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconПояснительная записка. Основой для ориентации школьников в мире современных профессий являются элективные курсы по выбору
В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит учебному предмету «Технология». Главная роль в образовательной области технология...
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconФакультет: «Экономика и менеджмент»
Тема: «Особенности формирования депозитной политики коммерческих банков в современных условиях»
Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях iconМетодические рекомендации по содержательному наполнению структурных компонентов рабочей программы педагога 2
Кпк «Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования средствами учебного предмета...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты