Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Тема: «Система работы по формированию экологической культуры у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием в процессе кружковой деятельности». Соискателя высшей квалификационной категории Дружининой Галины Владимировны воспитателя ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ» Волгоград. 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ. I. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ…….3 II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ………………………4
III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….24 ПРИЛОЖЕНИЯ Информационно-справочные сведения об опыте 1. Тема опыта: Система работы по формированию экологической культуры у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием через кружковую деятельность. ^ Дружинина Галина Владимировна 3. Должность автора: воспитатель 4. Место функционирования опыта: 403805, Волгоградская область, г. Котово, ГКС(к)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», телефон: 4-11-93. ^ эвристический. 6. Материалы, иллюстрирующие опыт. Опыт представлен описанием и следующими приложениями:
Технологические сведения об опыте ^ Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим, необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в школе уже с первых лет воспитания детей. Именно в этом возрасте закладываются основы отношения ребенка к окружающему миру, в котором он живет, создается шкала ценностей мировоззрения, формируются нравственные ориентиры. Формирование экологической культуры младшего школьника - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. Воспитательным аспектом в формировании экологической культуры является развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Младший школьный возраст наиболее оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Именно, благодаря этому в младшем школьном возрасте появляется возможность формирования экологических знаний, норм и правил взаимодействия ребенка с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Таким образом, проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность: чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представления о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, проявлять отзывчивость, облагораживать окружающую среду. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что к ней приложил заботу он, ребенок" Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школе задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому обучению и воспитанию учащихся, тем больше будет её педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Однако, по результатам статистических данных необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у педагогов. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической деятельности школы. Сложность обучения и воспитания умственно отсталых детей 7-11 летнего возраста в том, что изучение экологии опирается на предварительное знакомство с такими предметами, как физика и химия, биология и география. Физика и химия в коррекционной школе не изучаются, а биология и география вводятся в старших классах. Для преодоления этой сложности необходимо при разработке программ по экологическому образованию и воспитанию выделять те элементы знаний, которые в доступном и адаптированном виде могут быть усвоены учащимися начальной школы. Несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому, ставится цель разработать программу работы экологического кружка для младших школьников. Проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Друзья природы». Была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках кружка «Друзья природы» способствует:
^ 1) систематизировать и расширять представление детей о предметах, явлениях природы; 2) расширять сведения учащихся, о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу;м раньше начинается работа по экологическому обучению и воспитанию учащихся, тем больше будет её педогогическая 3) раскрывать доступные пониманию взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни; 4) развивать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса. Учить производить фенологические наблюдения; 5) используя различные формы и методы обучения, формировать основы мировоззрения ребенка, научный взгляд на окружающий мир; 6) учить нормам и правилам экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; 7) формировать гуманное отношение к живой и неживой природе, потребность в общение с ней. Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему; 8) развивать логическое мышление, память, творческие способности, эстетический вкус. ^ При описании педагогического опыта были использованы следующие средства: 1) методы работы:
2) учебное содержание занятий кружка «Друзья природы»; 3) формы организации образовательного и воспитательного процесса: конкурсы, игры, путешествия, викторины, театрализованные представления, инсценировки, практикумы, экскурсии и т.д.; 4) экологический проект «Моё дерево»; 5) применение технических средств обучения: аудио и видео записи. ^ Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания. Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Практически деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако, младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего населённого пункта может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками. В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек. В содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов. В содержании экологического образования должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой. Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей. Успех работы кружка зависит от того, как педагог сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или города. Для выявления уровня экологической культуры мною в отряде был проведен констатирующий эксперимент. Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью. Анкета
Данные, полученные в ходе анкетирования, предоставляются в диаграммах (Приложение № 1). Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа? Как видно из графика № 1 большинство учащихся не имеют полного представления о том, что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли: растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы воздух, вода. Ответы учащихся на вопрос: Что природа дает человеку? Приведенные данные (диаграмма № 2) свидетельствует о том, что большинство учащихся на это вопрос не дали ответа. Лишь несколько человек назвали: пищу, лекарства, мебель. Однако, никто не назвал одежду, топливо, чистый воздух. Ответы учащихся на вопрос: Назовите охраняемые растения Котовского района. Диаграмма № 3 свидетельствует о том, что никто из учащихся на поставленный вопрос не ответил. Ответы учащихся на вопрос: Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? Диаграмма № 4 показывает, что учащиеся не имеют знаний в этой области. Ответы учащихся на вопрос: Какие насекомые появляются весной первыми? Ответы были не полными, многие не смогли ответить на этот вопрос (диаграмма № 5), т. к. целенаправленные фенологические наблюдения с детьми проводятся редко. Ответы учащихся на вопрос: Назовите лекарственные растения. Ответы на этот вопрос состоят из одного или двух видов растений, половина учащихся совсем не дали ответ, что показывает нам график № 6. Ответы учащихся на вопрос: Как человек разрушает природу? Ответ на данный вопрос не дали большинство учащихся. Приведенные данные (диаграмма № 7) свидетельствуют, что школьники не достаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу. Ответы учащихся на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? Как видно из графика № 8, не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство отмечают посадку деревьев, развешивание кормушек, уборку мусора. Анализ полученных данных проведенной анкеты показал, что уровень экологической культуры младших школьников, особенного такого его компонента, как экологические знания, очень низок. В связи с этим было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры учащихся может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, была разработана и предложена программа экологического воспитания для младших школьников в рамках кружка «Друзья природы» (Приложение № 2). Программа составлена из расчета проведения кружковой работы один раз в неделю. При построении программы кружковой работы необходимо заострить внимание на четырех основных направлениях:
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий. Для этого направления используются следующие методы и формы: дидактические и ролевые игры (Приложение № 3); экологические сказки (Приложение № 4); кроссворды, загадки, викторины (Приложение № 5); беседы (Приложение № 6), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью: знакомство учащихся с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. Это – театрализованные представления на экологическую тему, праздники, устные журналы, экологические игры, конкурсы-путешествия (Приложение № 7дставления на экологическую тему, праздники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия ()роды.ениях: логической ку). Изучение растительного и животного мира напрямую связано с практической деятельностью. Школьники занимаются озеленением класса и отряда, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, уборкой школьной территории, охраной зеленых насаждений на пришкольном участке. Эта работа способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе. Исследовательское направление работы кружка осуществляется во время экскурсий, фенологических наблюдений по каждому времени года (Приложение № 8). Эта работа способствует развитию мышления, наблюдательности, умению целенаправленно использовать содержательный план наблюдений. Во время экскурсий дети учатся устанавливать связь между объектами и явлениями природы. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая и исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. На каждом занятии необходимо изучать и повторять нормы экологического поведения. (Приложение № 9) Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить название растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частичному решению этой проблемы может помочь исследовательская работа в рамках экологических проектов. В программе используется работа над проектом «Моё дерево». Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно в доступной для них форме. Проект «Моё дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы: проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в разнообразной форме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако, большинство детей, взрослых не обращают на них внимание. Дети младшего возраста часто не воспринимают деревья - как живые объекты. В тоже время дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья – крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом. Проект включает три этапа работы: подготовительный, исследовательский, обобщение материалов. Первый этап – подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задачи проекта, проводятся беседы, определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий – дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. В данном случае проблем с выбором деревьев не существовало, т.к. на территории школьного двора произрастает их большое количество видов. В результате среди объектов наблюдений оказались: тополь, береза, рябина, ель. Важной задачей работы в рамках проекта – воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево – друг, то ребенок сам выбирает для него имя. Среди названий были одушевленные «человеческие» и неодушевленные имена, которые отражали определенную характеристику дерева. Высокий тополь с толстым стволом получил название «Великан», Красавица, Белянка (береза), Ежик (ель). Подготовительный этап включает оформление в тетради результатов наблюдений не только в виде записей, но и в виде рисунков. Например, дети рисовали портрет своего дерева в разное время года. Второй этап – исследовательский. Этот этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны деревьев», «Изучение ствола, коры», «Изучение животных связанных с деревом». Приводится пример одного из заданий «Изучение ствола, коры»:
Примечание: школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующие: «дождем», «травой», «лимоном», «грибами», «листвой».
Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева с разным «настроением». Дети отмечали, что «настроение» дерева бывает: грустное, молчаливое, веселое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований ребята участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом: пропалывали сорняки вокруг дерева, осуществляли его полив, развешивали кормушки для птиц. Третий этап – обобщение материалов. Он включает выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме, написание некоторыми детьми сочинений. Приводятся примеры сочинений учащихся: «У меня есть любимое дерево. Это тополь. Я назвал его Великан, потому что он высокий и могучий. Кора у дерева толстая, и пахнет она дождем. Моему дереву нужны вода, солнце, земля» (Написал Харахоркин Юрий) «В нашем школьном дворе растет красивое дерево – береза. Я назвал её Белянка, потому что ствол у неё очень белый. Весной у березы висят длинные сережки. На кружке я узнал, что почки у березы лечебные. Чаем из березовых почек лечат сердце и легкие». (Написал Склянкин Олег) ^ Эксперимент, проводимый по программе кружка «Друзья природы» показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Ребята любят смотреть документальные фильмы о жизни животных. Приезжая из дома, часто рассказывают о жизни своих домашних питомцев. В отряде много комнатных растений. Мальчики не только научились различать комнатные растения, но и правильно ухаживать за ними, периодически занимаются их размножением. Термер Саша повесил кормушку и поделился со своими друзьями наблюдениями о том, какие птицы прилетели к его «столовой». Ребята, занимающиеся в кружке, всегда проявляют инициативу в уборке мусора на закрепленном участке. Во время прогулок мальчики следят, чтобы дети не ломали ветки деревьев, не бегали по клумбам. При проведении школьных и отрядных мероприятий ребята активно в них участвуют, предлагая свою кандидатуру. В заключение эксперимента был проведен повторный срез. Детям были предложены те же вопросы анкеты. Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов (Приложение № 1). Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа? Как видно из графика № 1 большинство учащихся дали точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли: воздух, растения, воду, животных, человека. Ответы учащихся на вопрос: Что природа дает человеку? Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (График № 2). Ответы учащихся на вопрос: Назовите охраняемые растения Котовского района. Ответы детей иллюстрирует диаграмма № 3. Полученные результаты позволяют делать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Некоторые школьники называли по несколько видов растений. Ответы учащихся на вопрос: Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? Как видно из графика № 4 большинство учащихся назвали охраняемых животных. Ответы учащихся на вопрос: Какие насекомые появляются весной первыми? Как показывают результаты анкетирования (график № 5), целенаправленные, систематические фенологические наблюдения под руководством педагога и проведенные занятия на данную тему способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу. Ответы учащихся на вопрос: Назовите лекарственные растения. Как видно из графика № 6, большинство детей узнали достаточное число видов лекарственных растений. Ответы учащихся на вопрос: Как человек разрушает природу? Результаты свидетельствуют о том, что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу (График № 7). Ответы учащихся на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? Как видно их графика № 8 большинство детей знают и осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности теоретической и практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа по программе достигает цели при правильной её реализации. Изменения отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам её охраны. Проведенный эксперимент доказывает, что:
Перспективы использования опыта в массовой педагогической практике ^ Данный опыт формировался в ГОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», где обучаются и воспитываются дети в круглосуточном режиме. Обучение осуществляется в первой половине дня, вторая половина дня – воспитательная коррекция. Дети организованы в разновозрастные отряды по 20-40 человек по половой принадлежности. Реализация и апробация программы экологического кружка «Друзья природы» проходила с учащимися 4-5 классов на базе 4 отряда мальчиков данной школы. Из этих классов были отобраны ребята для работы в кружке, отличающиеся лучшей памятью, адекватностью поведения, более развитыми коммуникативными навыками и самое главное – это ученики, проявляющие наибольший интерес к экологии. лабоужке были взяты не все учащиеся этих классовловек по половой принадлежности. Для проведения занятий по экологическому воспитанию необходимо:
Информация об авторе: образование – высшее, педагогическое. Специальность - учитель начальных классов, учитель географии. До прихода в коррекционную школу имелся небольшой опыт работы по экологическому образованию и воспитанию методиста в ЦДТ. ^ Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле. По мнению Б.Т. Лихачева1, экология личности проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека. Начиная с Я.А. Каменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся согласно циклам времен года. Ж..Ж.. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности. К.Д. Ушинский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье в организации воспитания на народные традиции и обычаи. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организацию здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. А.Н. Захлебный2 считает, что целью экологического образования и воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры. И.Т. Суравегина3 определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления». Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. ^ Описываемый опыт может использоваться педагогами коррекционной школы для проведения работы с умственно отсталыми детьми по экологическому образованию и воспитанию. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, применение педагогом новых педагогических технологий, повышающих эффективность творческой деятельности обучающихся на занятии, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. Соблюдение педагогом здоровьесберегающей системы: экология образовательно-воспитательного процесса (создание благоприятного морально-психологического климата, создание педагогом ситуации успеха для каждого воспитанника «здесь и сейчас», соблюдение санитарно-гигиенических норм участниками воспитательно-образовательного процесса, создание педагогом реального воспитательного пространства в отряде). Необходимым условием каждого занятия является педагогическая этика воспитателя и высокий профессионализм. Список литературы.
1 Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21. 2 Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно технический прогресс и экологическое образование //Советская педагогика.-1985.-№12.-С.10-12. 3 Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе //Советская педагогика.-1990.№12.-С.47-49. |
![]() | «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности» Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов | ![]() | Формирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий и учебно-исследовательских работ Введение Целью курсовой работы является организация работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе экскурсии и учебно-исследовательской... |
![]() | Использование икт на уроках культуры общения в коррекционной школе VIII вида для развития связной устной речи Проблема формирования речи у умственно отсталых детей – одна из центральных в специальной психологии и педагогике. Одним из основных... | ![]() | Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности |
![]() | Формирование экологической культуры у младших школьников Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема актуальная. Особое место в решении общей проблемы занимает... | ![]() | Аннотация на программу практики «Практика в группах для детей с интеллектуальным недоразвитием» Цели педагогической практики в группах для детей с интеллектуальным недоразвитием |
![]() | Бушуевой Елены Викторовны Система работы Активизация мыслительной деятельности младших школьников на урок Система работы «Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики» представлена через информационно педагогические... | ![]() | Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения с. Русские Шои» Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с зпр (доклад) Особенностью работы дефектолога по формированию приемов умственной деятельности у младших школьников является использование специальных... |
![]() | Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников Целью проекта является развитие нравственно эстетического восприятия окружающей действительности младших школьников | ![]() | Система работы по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации... |