Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово icon

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово



НазваниеРабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа


Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы МОУ СОШ с Кириллово.

Структура документа


Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане МОУ СОШ с. Кириллово на 2013-2014 учебный года на изучение литературы отведено 102 часа (из расчета 3 часа в неделю)


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,

• сравнение, сопоставление, классификация,

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

• составление плана, тезисов, конспекта,

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Содержание программы

^ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

102 часа

Введение (1 час)

Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.


^ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.


Обзор русской литературы первой половины ХХ века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм».

Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".


^ И. А. Бунин (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «Слово» (возможен выбор других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

^ Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изучения).

Рассказы: «Темные аллеи»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. " Исследование национального характера. "Вечные темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

^ Сочинение по творчеству И. А. Бунина.


А. И. Куприн (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.


^ М. Горький (7 часов)

Жизнь и творчество.

«Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа

^ Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Три правды в пьесе. Проблема счастья. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству Горького М.


^ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА Х1Х-НАЧАЛА XX В.


Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу (1 час)

Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

^ Г. Аполлинер (1час)

Жизнь и творчество. Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.


^ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (4 часа), в том числе:

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 вв.(1 час)


В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

^ Н. С. Гумилев (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.


^ И. Северянин (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.


^ А. А. Блок (7 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

^ Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

^ Изложение с элементом сочинения по творчеству А. А. Блока.


В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.


^ С. А. Есенин (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...»(возможен выбор других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.


^ М. И. Цветаева (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Идешь, на меня похожий, «Куст» (возможен выбор других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.


^ О. Э. Мандельштам (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia», (возможен выбор других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.


^ А. А. Ахматова (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

^ Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

^ Сочинение по творчеству поэтов конца 19-20 веков


М. А. Булгаков (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

^ Изложение с элементом сочинения по творчеству Булгакова М.А.


М. А. Шолохов (9 часов)

Жизнь и творчество.

«Донские рассказы.

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.

Влияние творчества Шолохова на развитие родной литературы.

^ Изложение с элементом сочинения по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".


А. П. Платонов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сокровенный человек». Влияние войны на судьбы людей.

Повесть «Котлован».

^ ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (8 часов)

I

Продолжение традиций классической литературы в изображение событий войны. Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. Человек на войне и правда о нём. Осмысление подвига и трагедии народа.

^ Сочинение по произведениям ВОВ.


А. Т. Твардовский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «^ Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...» (возможен выбор других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как

ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.


^ Б. Л. Пастернак (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

^ Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа.Цикл "Стихотворения Юрия Живаго" и его связь с общей проблематикой романа.


В. Т. Шаламов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

^ Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги "Колымских рассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Характер повествования.


^ А.И. Солженицын (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.


^ В. Г. Распутин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Современная проза.

^ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА


Н. М. Рубцов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.


^ И. А. Бродский (1час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".


^ ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

А. В. Вампилов (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Утиная охота»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

^ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.

(1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.


^ Итоговое сочинение по произведениям литературы 20 века


Учебно-тематическое планирование




урока

Тема урока


1


2

3

4

5

6


7

8


9


10

11

12

13

14

15

16


17

18


19

20

21

22


23

24

25

26

27

28

29

30


31

32

33

34

35


36

37

38

39


40

41


42

43


44

45

46

47

48

49


50

51

52

53

54

55

56

57


58

59

60

61

62

63

64

65

66


67

68

69


70

71

72

73

74

75

76

77


78

79


80

81

82

83


84

85


86

87

88


89

90

91


92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102


Особенности литературы процесса рубежа веков

И.А.Бунин-5 ч


Личность и художественный мир И.А.Бунина.

. Пейзажная лирика поэта.

И.А.Бунин «Господин из Сан- Франциско»

И.А.Бунин. Цикл «Темные аллеи».

Сочинение по творчеству Бунина


А.И.Куприн-2 ч


А.И.Куприн «Поединок»

Любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

А.М.Горький-7 ч

Жизненный и творческий путь М.Горького.

«Несвоевременные мысли»

Раннее творчество М.Горького.

"На дне" как социально-философская драма.

Социальный и любовный конфликт в пьесе «На дне»

Философская проблематика пьесы «На дне»

Образ Луки в пьесе «На дне»

Сочинение по творчеству М.Горького

Сочинение по творчеству М.Горького

^ Обзор зарубежной литературы первой половины 20 в. -2 ч


Обзор зарубежной литературы первой половины 20 в.

Обзор зарубежной литературы первой половины 20 в.


^ Поэзия серебряного века (обзор) -4 ч


Поэтические индивидуальности серебряного века.

Жизнь и творчество В.Я. Брюсова

Жизнь и творчество Н. Гумилева

Жизнь и творчество Игоря Северянина

А.А.Блок-8 ч

Личность и художественный мир А.Блока.

«Стихи о Прекрасной Даме». «Распутья»

Мир стихий в поэзии А. Блока.

«Страшный мир» в поэзии Блока.

Россия в лирике Блока.

Поэма «Двенадцать»

Изложение с элементом сочинения по творчеству А. А. Блока

Изложение с элементом сочинения по творчеству А. А. Блока.


В.В.Маяковский-5 ч


Жизнь и творчество Маяковского.

Поэма «Облако в штанах»

Поэт и революция.

Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского.

Любовная лирика Маяковского.

С.А.Есенин-4 ч

Жизненный и творческий путь С.Есенина.

Природа и человек в лирике Есенина.

Тема родины в поэзии Есенина.

Мотивы поздней лирики Есенина.


М.И.Цветаева-2 ч


Судьба и стихи Марины Цветаевой

Духовный опыт лирики М.Цветаевой.


О.Э.Мандельштам-2ч


Дореволюционное творчество О.Мандельштама.

Оновные мотивы творчества О. Мандельштама.

А.А.Ахматова-4 ч


Жизнь и творчество А.Ахматовой.

Художественное своеобразие лирики А.Ахматовой.

Тема поэта и поэзии в лирике А.Ахматовой.

Поэма «Реквием»

^ Сочинение по поэзии конца 19 века-начала 20 века

Сочинение по поэзии конца 19 века-начала 20 века


М.А.Булгаков-8 ч

Личность и творческий путь М.А.Булгакова

История создания романа «Мастер и Маргарита

Ершалаимские главы.

Философско-этическая проблематика романа.

Московские главы в романе.

История Мастера и Маргариты

Изложение с элементом сочинения по творчеству Булгакова М.А.

Изложение с элементом сочинения по творчеству Булгакова М.А.

М.Шолохов-9 ч

М.Шолохов «Донские рассказы»

История создания романа «Тихий Дон»

Природное и историческое время в романе «Тихий Дон»

Судьба и характер Григория Мелехова

Судьба и характер Григория Мелехова

Изображение войны в романе «Тихий Дон».

«Судьба человека» М.Шолохова.

Изложение с элементом сочинения по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".

Изложение с элементом сочинения по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".

А.П.Платонов-3 ч

А.П.Платонов «Сокровенный человек»

Проблема счастья в повести.

Проблематика повести «Котлован»


^ Великая Отечественная война в произведениях советских писателей-8 ч


Литература о войне : основные тенденции и представители.

«Военная повесть». Особенности повествования .

В, Кондратьев «Сашка»

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

В Некрасов «В окопах Сталинграда»

В Некрасов «В окопах Сталинграда»

Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне

Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.


А.Т.Твардовский-2 ч


Личность и художественный мир А.Твардовского.

Художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин»

Б.Л.Пастернак-4 ч


Личность и художественный мир Б.Н.Пастернака.

Лирика Б.Пастернака.

История создания романа «Доктор Живаго»

Концепция истории и человека у Б.Пастернака.

В.Т.Шаламов-2 ч

В.Т.Шаламов История создания книги "Колымских рассказов".

В.Т.Шаламов "Колымские рассказы".

А.И.Солженицын-3 ч


Личность и художественный мир у Солженицына.

«Один день Ивана Денисовича»

«Матренин двор». Характер главной героини в рассказе.

В.Г.Распутин-3 ч


Жизнь и творчество В. Распутина.

Повесть «Прощание с Матерой»

Повесть «Живи и помни»


^ Литература второй половины 20-ого века (поэзия, авторская песня, драматургия)-11 ч


Современная поэзия 20-го века

Личность и художественный мир И.Бродского.

Своеобразие художественного мира Н.М. Рубцова

Авторская песня.

А. В. Вампилов Жизнь и творчество (обзор).

Проблематика пьесы «Утиная охота»

.Обзор литературы последнего десятилетия

Урок-семинар «Нравственные уроки русской литературы 20-го века»

Урок-семинар «Нравственные уроки русской литературы 20-го века»

Итоговое сочинение за курс средней школы.

Итоговое сочинение за курс средней школы



^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны


знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

- основные факты жизни и творчества писателей;

- содержание изученных произведений;

- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;

-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-составлять планы;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Литература и средства обучения

В.П. Журавлев, Л.А.Смирнова. Литература, ч1-2.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

3.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007

4. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008

5.Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

7. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. СПб., 2008

8.Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997

9. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

10. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

11. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)

12. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»

13. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

14. Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»

15. Папка с раздаточными материалами «теория литературы 5-11 классы»

16. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)



Похожие:

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconРабочая программа разработана на основе образовательной программы среднего(полного) общего образования 10-11 классы моу сош с. Кириллово
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconЦель изучения: овладение
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе основной образовательной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconРабочая программа по физической культуре для 11 класса составлена на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 кл моу сош с. Кириллово

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconРабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования моу сош с.
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово Целью уроков
...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconПояснительная записка Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово Цели
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconРабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconОбщая характеристика учебного предмета
...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconРабочая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования моу сош с. Кириллово 5-9 классы
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования 10-11 классы моу сош с Кириллово iconЦели изучение курса
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования моу сош с....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты