ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по математике во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс МОУ СОШ с. Кириллово. Цель курса: Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Задачи курса:
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей второго года обучения: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит усвоение математических знаний на первом году обучения, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Содержание обучения представлено в рабочей программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры». Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление). На уроках математики у второклассников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми числами в пределах 100; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий. Научатся решать простые задачи. Решение задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Рабочая программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, ломаную, многоугольник, круг. Они овладеют навыками работы с измерительным инструментом- линейкой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Рабочей программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на кружковых занятиях. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Большое внимание в рабочей программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, геометрические фигуры и т. д.). В процессе освоения программного материала второклассники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Математические знания и представления о числах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства. Обучение второклассников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты. ^ В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро де и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); - владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). ^ В соответствии с базисным учебным планом на изучение математики во 2 классе отводится 140 часов при 35 учебных неделяях. В учебном плане МОУ СОШ с.Кириллово на математику во 2 классе отводится-175 часов при 35 учебных неделях (1 час даётся из компонента образовательного учреждения). ^ Программа обеспечивает достижение второклассникам следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты — Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. — Целостное восприятие окружающего мира. — Умение анализировать свои действия и управлять ими. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. ^ — Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. ^ ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: Названия и последовательность чисел от 1 до 100. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание ( со скобками и без них). Названия и обозначение действий умножения и деления. Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка. Обучающиеся должны уметь: Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100. Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных письменно. Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них). Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления. Чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка. Находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника) ^ Числа от 1 до 100. Нумерация Новая счетная единиц- десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. ^ Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражение с одной переменной вида a+28, 43-b. Уравнение. Решение уравнений. Решение уравнений вида 12+x=12, 25-x=20, x-2=8 способом подбора. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. ^ Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения . (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления) их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения, их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2и3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия ( со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение. ^ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ во 2 классе (5 часов в неделю, 175 учебных часов)
ЛИТЕРАТУРА Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 512 с. (В помощь школьному учителю) Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2009, 1 часть, 158 с. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009, 144 с. (Мастерская учителя) Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 80 с. ФГОС Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 96 с. ФГОС Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 (ФГОС) Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011 (ФГОС) Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 64 с. (Школа России) Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. |
![]() | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по русскому языку во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования... | ![]() | Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово Культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством,... |
![]() | Рабочая программа по математике в 3 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово Кий материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях... | ![]() | Рабочая программа по математике создана на основе образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово Кий материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях... |
![]() | Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово Целью уроков ... | ![]() | Цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе Рабочая программа по искусству 8 класс разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 класс моу... |
![]() | Цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе Рабочая программа по искусству 9 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 класс моу... | ![]() | Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово Цели Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы... |
![]() | Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования моу сош с. Кириллово Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда | ![]() | В результате изучения математики ученик должен Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования моу сош... |