Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово icon

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово



НазваниеПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс МОУ СОШ с. Кириллово .


Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Предмет «Изобразительное искусство» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:


изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — во 2 классе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что во 2 классе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Предмет «Изобразительное искусство» во 2 классе предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

^ Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).


Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

^ Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

^ Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

На протяжении первого года обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

^ Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

^ Место предмета в учебном плане МОУ СОШ с. Кириллово

В соответствии с базисным учебном планом на изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 35 часов.

В учебном плане МОУ СОШ с.Кириллово на изобразительное искусство во 2 классе отводится 35 часов при 35 учебных неделях.

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу рабочей программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Одна из главных задач предмета — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» во 2классе должны быть достигнуты определенные результаты.

^ Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

^ Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

^ Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

^ Требования к уровню усвоения учебного предмета

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 2 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

  • основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

уметь

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс (35 ч)

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.


^ Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

^ Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Часы

1

Рисование с натуры. «Красота осенних листьев».



2

Рисование с натуры. «Дары осени».



3

Декоративная работа. «Веселые узоры».



4

Декоративная работа. «Осенний узор».



5

Рисование на тему «В гостях у осени».



6

Рисование на тему «В гостях у осени».



7

Рисование на тему «Богатый урожай».



8

Рисование на тему «Богатый урожай».



9

Беседа. «Изобразительные музеи».



10

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу».



11

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу».



12

Рисование по памяти гуся.



13

Рисование по памяти гуся.



14

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди».



15

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди».



16

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку».



17

Рисование на тему «Наши зимние забавы».



18

Рисование на тему «Наши зимние забавы».



19

Рисование с натуры. «Друзья детства».



20

Рисование с натуры. «Друзья детства».



21

Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные».



22

Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные».



23

Декоративная работа «Мы любим родную природу».



24

Декоративная работа «Мы любим родную природу».



25

Рисование на тему «Мои друзья».



26

Рисование на тему «Мои друзья».



27

Рисование на тему «С чего начинается Родина».



28

Рисование с натуры натюрморта «Школа».



29

Рисование с натуры «Цветы нашей Родины».



30

Рисование на тему «Мы рисуем праздник»



31

Рисование на тему «Мы рисуем праздник»



32

Декоративная работа «Наши любимые узоры».



33

Декоративная работа «Наши любимые узоры».



34

Декоративная работа «Наши любимые узоры».



35

Выставка работ «Наше творчество».





Литература:

Учебник для 2 класса начальной школы «Искусство и ты» Е.И.Коротеева; под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2008г.-144с.


Алексеев С.С. О цвете и красках. М.:Искусство, 1962г.


Аносова Е.С. Зимняя сказка//Начальная школа.-2002г.№12


Аносова Е.С. На пашне. Весна.//Начальная школа.-2002г.№5


Искусство в жизни детей/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова.- М.: Просвещение, 1991г.


Журнал «Начальная школа» 2002-2012гг



Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconПояснительная записка статус документа Рабочая программа по математике во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово
Цель курса: Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике,...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconЦели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе
Рабочая программа по искусству 8 класс разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 класс моу...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconЦели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе
Рабочая программа по искусству 9 класс составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 класс моу...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово Целью уроков
...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconПрограмма по предмету «Изобразительное искусство» (фгос ноо 1 4 класс) пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 – 4 классов разработана в соответствии с примерной программой начального общего...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconПояснительная записка Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово Цели
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconРабочая программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования моу сош с. Кириллово
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconРабочая программа по математике в 3 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово
Кий материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях...
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово iconРабочая программа по математике создана на основе образовательной программы начального общего образования 1-4 класс моу сош с. Кириллово
Кий материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты