1 | Название инновационной площадки, тема исследования | Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста методами ТРИЗ на занятиях начальным техническим моделированием в учреждениях дополнительного образования детей |
2 | Уровень инновационной деятельности | Городской |
3 | № и дата приказа об инновационной площадке | Приказ Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода № 2349 от 10.10.2011 «Об организации работы городских инновационных и опорных площадок» Приказ МОУ ДОД ЦРТ № 79-0 от 13.10.2011 «О работе инновационной площадки» |
4 | Цель и задачи экспериментальной работы | Цель: повышение уровня развития творческих способностей младших школьников посредством и реализации дополнительной образовательной программы, включающую систему творческих заданий на основе ТРИЗ. Задачи: изучить опыт применения методов ТРИЗ в образовательном процессе в начальной школе; внедрить методы ТРИЗ в образовательный процесс творческого объединения начального технического моделирования, адаптируя их к системе дополнительного образования детей; разработать и реализовать дополнительную образовательную программу, включающую систему творческих заданий на основе ТРИЗ, ориентированную на развитие творческих способностей младших школьников; разработать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей и учителей начальных классов по организации творческой деятельности на основе ТРИЗ-технологии; разработать и реализовать образовательную программу дополнительного образования детей творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник»; осуществить диагностику уровня развития творческих способностей у обучающихся творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник».
|
5 | Нормативная база экспериментальной площадки | 1. Положение об нновационно-экспериментальной деятельности 2. Приказ Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода № 2349 от 10.10.2011 «Об организации работы городских инновационных и опорных площадок» 3. Форма заявки на организацию экспериментальной работы |
6 | Кадровые условия | Научное руководство : Синева Н.Л., к.п.н,, ст преподаватель ГОУ ВПО ВГИПУ Исполнители эксперимента: Фишман Л.К. – зам. директора по НМР МОУ ДОД ЦРТ; Галкина Л.Л, - зав. отделом ДПТ и ТТ; Иванова Г.И. – педагоги дополнительного образования |
7 | Методические условия | 1. Наличие и реализация дополнительных образовательных программ, требующих корректировки и активного введения в образовательный процесс методов ТРИЗ 2.Наличие в МОУ ДОД ЦРТ методического фонда 3. Возможность получения педагогам практической методической и консультационной помощи на базе творческого объединения |
8 | Организационные условия | 1. В эксперименте принимают участие обучающиеся творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник» 2. Объединение расположен в отдельном учебном кабинете, оснащенном необходимым инструментом, приспособлениями и материалами для осуществления образовательной деятельности по программе |
9 | Содержание работы (дата, уровень): семинары; мастер-классы; творческие отчеты; открытые уроки; срезовые работы
| 1.Круглый стол «Обсуждение результатов диагностики в контексте целей и задач эксперимента» (15.05.2012, внутриучрежденческий) – Синева Н.Л. 2. Открытое занятие «Космическое путешествие (ТРИЗ как инструмент развития творческих способностей)» (14. 05.2012) – Иванова Г.И. 3. Разработка УМК по программе – Синева Н.Л. 4. .Проведение диагностических процедур – (сентябрь 2011, май 2012) – Иванова Г.И. 5. Участие в районной выставке технического творчества – Иванова Г.И. |
10 | Анализ, диагностика, мониторинг результатов. Какая технология использовалась | В ходе практического этапа эксперимента определялись принципы, основные идеи и методы ТРИЗ; разрабатывался механизм развития технического творчества учащихся; разрабатывалась учебная программа 2го года обучения 4-хгодичного курса «Основы ТРИЗ» для учащихся начальной школы; выполнялась поисковая и диагностическая работа по изучению учащихся; проводился формирующий эксперимент. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в творческом объединении начального технического моделирования «Юный техник» на базе МОУ СОШ № 45. В эксперименте участвовало 50 обучающихся объединения. Нами разработаны критерии диагностики творческих способностей, включающие: 1. Диагностику развития творческого воображения и фантазии. 2. Диагностику сформированности творческого мышления, включающего: уровень развития критического мышления, уровень развития системного мышления, уровень развития логического мышления. 3. Диагностику владения основными методами Теории решения изобретательских задач, включающую: умение формулировать и разрешать противоречия; умение формулировать Идеальный конечный результат; умение использовать принципы и приемы разрешения противоречий. Контрольные срезы показали, что дети, обучающиеся в экспериментальных группах творческого объединения «Юный техник», выгодно отличаются от своих сверстников в контрольной группе: у них лучше развиты воображение, фантазия, они более наблюдательны, умеют мыслить нестандартно, логическое и критическое мышление находятся на более высоком уровне, речь развита лучше. В ходе эксперимента при взаимодействии педагога дополнительного образования Ивановой Г.И. с учителями начальных классов МОУ СОШ № 45, методической службой МОУ ДОД ЦРТ был проведен открытый урок, изготовлены и выполнены практические пособия. В ходе разработки программы 2го года обучения также разработаны творческие задания, рабочие тетради и проекты уроков. ^ заключается в том, что процесс развития творческих способностей учащихся начальной школы методами ТРИЗ внедрен в образовательный процесс творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник» МОУ ДОД ЦРТ Приокского района на базе МОУ СОШ №45. Осуществляется творческое развитие младших школьников. Разработан и реализован комплекс творческих заданий, позволяющий обеспечить развитие творческих способностей младших школьников методами ТРИЗ. |
11 | По итогам работы проблемы и задачи на следующий учебный год | 1. Продолжить исследования по теме «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста методами ТРИЗ на занятиях начальным техническим моделированием в учреждениях дополнительного образования детей» 2. Продолжить разработку и апробацию образовательной 4-годичной программы «Основы ТРИЗ» для организации внеурочной деятельности в начальной школе. |