1 | Название инновационной площадки, тема исследования | Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста методами ТРИЗ на занятиях начальным техническим моделированием в учреждениях дополнительного образования детей |
2 | Уровень инновационной деятельности | Городской |
3 | № и дата приказа об инновационной площадке | Приказ Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода № 1923 от 02.10.2012 «Об организации работы городских инновационных и опорных площадок» Приказ МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» № 102-0/1 от 15.10.2012 «О работе городской инновационной площадки» |
4 | Цель и задачи экспериментальной работы | Цель: повышение уровня развития творческих способностей младших школьников посредством разработки и реализации дополнительной образовательной программы, включающую систему творческих заданий на основе ТРИЗ. Задачи: внедрить методы ТРИЗ в образовательный процесс творческого объединения начального технического моделирования, адаптируя их к системе дополнительного образования детей; разработать и реализовать 3-й год обучения дополнительной образовательной программы, включающую систему творческих заданий на основе ТРИЗ, ориентированную на развитие творческих способностей младших школьников; разработать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей и учителей начальных классов по организации творческой деятельности на основе ТРИЗ-технологии; разработать и реализовать образовательную программу дополнительного образования детей творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник»; осуществить диагностику уровня развития творческих способностей у обучающихся творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник».
|
5 | Нормативная база экспериментальной площадки | 1. Положение об нновационно-экспериментальной деятельности 2. Приказ Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода № 1923 от 02.10.2012 «Об организации работы городских инновационных и опорных площадок» 3. Форма заявки на организацию экспериментальной работы |
6 | Кадровые условия | Научное руководство : Синева Н.Л., к.п.н,, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО НГПУ им. Козьмы Минина Исполнители эксперимента: Синева Н.Л., методист; Иванова Г.И. – педагог дополнительного образования |
7 | Методические условия | 1. Наличие и реализация дополнительных образовательных программ, требующих корректировки и активного введения в образовательный процесс методов ТРИЗ 2.Наличие в МБОУ ДОД ЦРТ»Созвездие» методического фонда 3. Возможность получения педагогам практической методической и консультационной помощи на базе творческого объединения |
8 | Организационные условия | 1. В эксперименте принимают участие обучающиеся творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник» 2. Объединение расположено в отдельном учебном кабинете, оснащенном необходимым инструментом, приспособлениями и материалами для осуществления образовательной деятельности по программе |
9 | Содержание работы (дата, уровень): семинары; мастер-классы; творческие отчеты; открытые уроки; срезовые работы
| 1.Методический совет (13.05.2013, внутриучрежденческий уровень) – Синева Н.Л. «Обсуждение результатов диагностики в контексте целей и задач эксперимента» 2. Районный практико-ориентированный семинар для педагогических работников школ Приокского района по теме «Формирование технико-технологических компетенций младших школьников в ходе внеурочной деятельности». (24. 01.2013) – Иванова Г.И. 3. Разработка УМК по программе – Синева Н.Л.(в течение года) В ходе разработки программы 3го года обучения также разработаны творческие задания, рабочие тетради и проекты уроков. 4. .Проведение диагностических процедур (олимпиады в течение года) – Иванова Г.И. 5. Участие в городском конкурсе методических материалов – Синева Н.Л.. |
10 | Анализ, диагностика, мониторинг результатов. Какая технология использовалась | В ходе практического этапа эксперимента определялись принципы, основные идеи и методы ТРИЗ; разрабатывался механизм развития технического творчества учащихся; разрабатывалась учебная программа 3го года обучения 4-хгодичного курса «Основы РТВ и ТРИЗ» (Основы развития творческого воображения и теории решения исследовательских задач) для учащихся начальной школы; выполнялась диагностическая работа; проводился формирующий эксперимент. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в творческом объединении начального технического моделирования «Юный техник» на базе МБОУ СОШ № 45. В эксперименте участвовало 28 обучающихся объединения. Разработаны 3 года обучения из 4-х-годичной дополнительной образовательной программы для младших школьников «Основы ТРИЗ». Разработан и реализован учебно-методический комплекс творческих заданий (рабочие тетради «Уроки творчества») и разработок занятий, позволяющий обеспечить развитие творческих способностей младших школьников методами ТРИЗ учащихся 1,2 и 3 годов обучения. Материалы могут быть использованы воспитателями групп продленного дня, организаторами внеклассной работы, а также родителям, стремящимся дать детям полноценное образование. Диагностика креативности проводилась в течение года в ходе проведения олимпиад (задания олимпиад также приведены в рабочих тетрадях). Олимпиадные задания являются критерием оценки успешности освоения курса «Основы ТРИЗ» для обучающихся начальной школы. Среди них такие, как «превращения» обычных предметов в необычные, молчаливые высказывания, дорисовки, кляксография и другие. Урок-олимпиада заканчивается самооценкой выполнения заданий обучающимися. Со всеми заданиями дети справились целиком, показав нетривиальные решения поставленных задач и высокий уровень оригинальности (уникальности) работ. Рабочая тетрадь «Уроки творчества» № 1 (автор Синева Н.Л., методист) заняла 1 место в городском конкурсе методических материалов в направлении техническое творчество, в номинации методическое пособие. Педагог Иванова Г.И. приняла участие в проведении районного семинара для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, организаторов внеурочной деятельности МБОУ СОШ Приокского района, предложив педагогам некоторые приемы ТРИЗ, позволяющие применять их в ходе генерирования идей в процессе создания детского проекта. Программа 4-го года обучения (последнего) разрабатывается. В 2013/14 учебном году пройдет ее апробация, будет разработано методическое обеспечение и рабочие тетради. ^ заключается в том, что процесс развития творческих способностей учащихся начальной школы методами ТРИЗ внедрен в образовательный процесс творческого объединения начального технического моделирования «Юный техник» МБОУ ДОД ЦРТ Приокского района «Созвездие» на базе МБОУ СОШ №45. Осуществляется творческое развитие младших школьников. Разработан и реализован комплекс творческих заданий, позволяющий обеспечить развитие творческих способностей младших школьников методами ТРИЗ. |
11 | По итогам работы проблемы и задачи на следующий учебный год | 1. Продолжить исследования по теме «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста методами ТРИЗ на занятиях начальным техническим моделированием в учреждениях дополнительного образования детей» 2. Продолжить разработку и апробацию образовательной 4-годичной программы «Основы ТРИЗ» для организации внеурочной деятельности в начальной школе. |