Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта icon

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта



НазваниеРабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа


Отдел образования администрации муниципального района Дюртюлинский район

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Ласточка» г. Дюртюли


Рабочая программа

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта


Автор-составитель:

учитель-логопед

Насибуллина Т.Н.


г. Дюртюли, 2013


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Пояснительная записка…………………………………………………………….. 4


1. Блок 1. Фонетика и фонематический слух……………………………………..16


2. Блок 2. Формирование навыков звукового анализа ………………………..…26


Введение


Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика. В этой сфере важно расставить приоритеты.

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - ФГТ Приказ МОРФ №655).

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.

Новая модель предполагает составление рабочих программ учителей – логопедов по каждой возрастной группе с учетом их развития.

Структура и содержание рабочей программы учитывают принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.

Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы должны раскрывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы в каждой возрастной группе, до подготовительной.


^ Планируемые результаты логопедической работы:


- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;


- чётко дифференцировать все изученные звуки;


- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;


- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;


различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;


- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;


- производить элементарный звуковой анализ и синтез;


- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтения


^ Пояснительная записка


Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, на логопедическом пункте при МБДОУ введена программа Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН”, утверждённая Министерством образования РФ.

Содержание этого коррекционного программно-методического комплекса направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп для детей с ФФН и характеризуются наличием большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Однако, не все дети старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться.

Исходя из этого, коррекционную программу Филичевой, Чиркиной необходимо адаптировать к условиям коррекции речи на логопункте при массовом детском саде.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы.


^ Цель программы:


  1. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.



^ Основные задачи коррекционного обучения:


  1. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

  2. Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

  3. Развитие коммуникативности, успешности в общении.


^ Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.


Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы род­ного языка у детей с различными речевыми расстрой­ствами вследствие дефектов восприятия и произноше­ния фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиоло­гии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слыши­мого звука может в разной степени ухудшаться и его воспри­ятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонемати­ческого восприятия для полноценного усвоения звуковой сто­роны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нару­шения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на ов­ладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению после­довательности звуков в слове и умение сознательно ориенти­роваться в звуковых элементах слова находятся в зависимос­ти от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вто­ричным (Л. Ф. Спирова).

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия на­блюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важ­нейших механизмов развития произношения. Имеет значе­ние и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикатив­ных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребе­нок произносит средний, неотчетливый звук, например: мяг­кий звук ш' вместо ш, вместо с — с', вместо ч — т' и т. п.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обыч­но при этом восприятие на слух и дифференциация с близки­ми звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или заме­на близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении гра­мотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется ар­тикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соот­ветствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

  • недостаточное различение и затруднение в анализе толь­ко нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются пра­вильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

  • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформи­рованной их артикуляции в устной речи. В этих случаях зву­ковой анализ нарушается более грубо;

  • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, напри­мер: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных фор­мах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких зву­ков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фо­нем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются бо­лее грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со сте­чением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные от­клонения в собственной речи детей также указывают на недо­статочную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чу­жой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих - - свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не­редко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных зву­ков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда име­ется точное соответствие между произношением и восприя­тием звуков.

Так, например, ребенок может искаженно произносить 2— 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематичес­ких процессов. В таких случаях только применение специа­лизированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием на­блюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в ос­новном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполня­ют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Ран­нее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразви­тием является необходимым условием для успешной коррек­ции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:

  1. сгруппировать дефектные звуки по степени участия ор­ганов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего
    онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных);

  2. выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встре­чающиеся и при нормальном речевом развитии (на опреде­ленном возрастном этапе);

  3. вычленить искаженные звуки за счет неправильного ук­лада органов артикуляции (р горловое и пр.);

  4. вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.



^ Особенности организации обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием


Преодоление фонетико-фонематического недоразвития до­стигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического не­доразвития (старшая и подготовительная к школе группы) и формирование навыков звукового анализа (подготовительная к школе группа).

Система обучения и воспитания детей дошкольного возра­ста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, уме­ний и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Логопедическая работа включает формирование произно­сительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова.

Коррекционное обучение предусматривает также опреде­ленный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осуще­ствляется:

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

  • воспитание у детей умения правильно составлять про­стые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

  • развитие связной речи, работа над рассказом, переска­зом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;

  • развитие словаря детей путем привлечения внимания
    к способам словообразования, к эмоционально-оценочному зна­чению слов;

  • развитие произвольного внимания и памяти.
    Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономер­ности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающей­ся дифференцировки в сфере различения характерных при­знаков речевых звуков.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.

Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 20 сентября и с 15 по 30 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 20 сентября по 15 мая.

Количество занятий с каждым ребенком: 2 раза в неделю индивидуальные с детьми старших групп, с 2 раза в неделю индивидуальные занятия и 2 раза в неделю фронтальные занятия в подготовительных группах. Распределение занятий по обучению грамоте, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в МБДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.


Формы и средства организации образовательной деятельности


Учитель-логопед:

  • фронтальные коррекционные занятия,

  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

  • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи и обучению грамоте с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;

  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

  • игры-драматизации.

Специалист по ФИЗО:

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

  • игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

  • совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.

Программа имеет блочно-тематическое построение:

Блок 1 – Фонетика и фонематический слух (старшая и подготовительная к школе группы)

Блок 2 – Формирование навыков звукового анализа ( подготовительная к школе группа)

^ При отборе программного материала учитывалась структура дефекта детей с ФФН.

Содержание блока № 1 (по фонетике и фонематическому слуху) календарно соответствуют содержанию блока № 2 (по формированию навыков звукового анализа и синтеза). Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого подгруппового занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников подготовительной к школе группы. На фронтальных занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные звуки на индивидуальных занятиях.

^ Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и раз­витие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти­куляции звуков в период первоначальной постановки, кото­рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируют­ся в зависимости от состояния строения и функции артику­ляционного аппарата. При закреплении артикуляции пос­ледовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следу­ющее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, при­надлежащие к различным фонетическим группам;

  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатыва­ются отсроченно во времени;

  • окончательное закрепление изученных звуков достига­ется в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати­чески правильной речи, умению правильно строить предло­жения и связную речь.

В блоке № 1 представлены фронтальные фонетические занятия, которые предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. На фронтальные занятия выносятся только легко и правильно произносимые звуки. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на чёткие слуховые и кинестетические ощущения. Определилась следующая последовательность в изучении звуков:

Гласные: У, А, И, Э, О, Ы.

Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.

Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем).

На основании уточненных произносительных навыков осу­ществляются наиболее простые формы фонематического вос­приятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду дру­гих звуков); определить наличие данного звука в слове.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяет­ся большое внимание. Каждый звук, после того как достигну­то его правильное произношение, сравнивается на слух со все­ми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуля­ции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, диф­ференциация производится не только на слух, но и в произно­шении (2-й этап дифференциации).

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и теми или иными форма­ми анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем ана­лиз и синтез простейших односложных слов.

Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:

1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний в слове?)

3. Выделение ударной гласной ив слова.

4. Определение места звука слове (после какого звука слышится
звук в слове? Перед каким?)

На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.

В блоке № 2 представлены фронтальные занятия, проводимые в подготовительной к школе группе детей по подготовке к анализу и синтезу звукового состава слова, которые обязательно про­водятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознан­ному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвое­нию сознательного чтения и письма.

За это же время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мяг­кие звуки.

Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану:

  1. Определение последовательности и количества звуков а слове. (Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий?);

  2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;

  3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласно­го и гласного;

  4. Фонематический анализ слова.

В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:

1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, пря­мого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).

2. Затем – слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук ит.д.)

3) слова, состоящие из двух пряных открытых слогов (рама, лапа,

луна, козы).

2) слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).

4) слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов( кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ос­лик, карман).

5) односложные слова со стечением согласных в начале слова

(стол, грач, шкаф, врач, крот ит. д.)

6)односложные слова со стечением согласных в конце слова

(волк, тигр).

7)двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива).

8) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине

слова (клумба, крынка, плотник и т.д.)

9) трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).

Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится
вначале:

1. с использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукива­ние)

2. затем на основе собственного произношения;

3. наконец, на основе слухопроизносительных представлений.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов; например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собствен­ной и чужой речи, последовательно выделять звуки из соста­ва слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными зву­ковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.


^ Организация предметной среды речевого развития детей


Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используются:

- материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:

1.Предметные картинки

2.Д/и «Цветик-семицветик»

З.Логопедическое лото «Подбери и назови»

4.Карточки для звукового анализа

5.Тетради для автоматизации разных звуков

6.Набор текстов для автоматизации звуков

7.Сюжетные картинки

8.Картотека для автоматизации звуков

9. Д/и "Елочка"

10. Символы артикуляционной гимнастики

11. Игры - звукоподражания

12. Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции

13. Профили арт. аппарата

14. Картинки для уточнения слоговой структуры слова

15. Зрительные символы гласных и согласных звуков;

16. Касса букв

17. Д/и «Наоборот»

18. Конструктор

19. Звуковые линейки

20. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми:

- тематические папки:

  1. игрушки

  2. распорядок дня

  3. семья

  4. мебель

  5. посуда

  6. одежда

  7. овощи

  8. фрукты

  9. ягоды

  10. грибы

  11. растения

  12. животные

  13. насекомые

  14. птицы

  15. морские обитатели, рыбы

  16. времена года

  17. профессии

  18. инструменты

  19. электроприборы

  20. техника

  21. спорт

  22. шк.принадлежности

  23. грамм. строй


- дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;

- различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.

Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (с нормальным слухом и нормальным интеллектом).

Предлагаемая программа предназначена для обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшей и подготовительной к школе группы с нормальным слухом и нормальным интеллектом и рассчитана на один год обучения .

В основу её положены:

  1. программа “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР” Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В. - М. 2002;

  2. методические рекомендации Г. А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985

При составлении рабочей программы также были использованы методические пособия:

  1. методическое пособие ТВ Тумановой. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999

  2. методическое пособие В.И.Селиверстова Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994

Также были использованы практические пособия:

  1. практическое пособие С.В.Васильевой, Н.Соколовой Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001

  2. практическое пособие Т.А. Куликовой Мастерская букв, М.: 1997

  3. практическое пособие И. Лопухиной, Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996

  4. логопедическое пособие Козыревой Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000

  5. практическое пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М.: 1998

  6. практическое пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998



^ Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью

предупреждения вторичных отклонений.

2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.

3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  5. Комплексность воздействия на ребенка.

  6. Воздействие на все стороны речи.

  7. Опора на сохранные звенья.

  8. Учет закономерностей онтогенеза.

  9. Учет ведущей деятельности.

  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ФК и НРК), с образовательной программой МБДОУ и направлена на реализацию поставленных цели и задач.


^ Блок 1. Фонетика и фонематический слух (старшая и подготовительная к школе группы)

Содержание


Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.

Понятие звук, слог, слово.

Знакомство с протяжённостью слов.

Гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э.

Интонационное выделение звуков в слоге, слове.

Согласные звуки П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ

Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.

Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Определение отличия в названиях картинок.

Определение места заданного звука в слова

Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

Умение подбирать слова с заданным звуком.

Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.



^ Составляющие качества образования



Предметно-информационная составляющая

Элементарное представление о звуках окружающего мира.

Представление о слове, слоге и звуке.

Знание о протяжённости слов.

Знание артикуляции звуков, их образных аналогов.


Деятельностно-коммуникативная составляющая


Умение определить по слуху звучащий предмет и назвать его.

Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Умение различать фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.

Умение определять отличия в названиях картинок.

Умение определять место заданного звука в слова

Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

Умение подбирать слова с заданным звуком.

Умение анализировать и синтезировать короткие слова, состоящие из 2-6 звуков с помощью специальных символов

Ценностно-ориентационная составляющая

Желание подражать звукам окружающего мира, играть со звуками.

Желание правильно произносить звуки.

Переживание радости при открытии новых знаний о звуках.

Ощущение эмоционального комфорта при общении со сверстниками и педагогами во время совместной деятельности



Контрольные параметры:


  • Знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.

  • Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.

  • Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.

  • Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова

  • Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов

  • Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры

  • Называет картинки и определяет отличия в названиях

  • Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке

  • Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.

  • Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.

  • Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)

  • Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками


Условия и средства:


  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985

  2. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999

  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994

  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998

  5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000

  6. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996



^ Блок 2. Формирование навыков звукового анализа (подготовительная к школе группа)


Содержание


Знакомство с буквами. Понятие «буква», «слог», «слово», «предложение».

Знакомство с протяжённостью слов.

Гласные буквы А, О, У, И, Ы, Э, Е, Я, Ё, Ю.

Согласные буквы П, Т, К, М, Л, X, С, 3, Б, Г, Д, Г, Ш, Ж, Р, Ч, Ц, Щ, Ь, Ъ, Н, Ф, Й.

Дифференциация понятий «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».

Определение количества букв и звуков в словах

Выделение последовательно каждого звука в словах

Называние первого и последнего ударного гласного звука

Определение первого и последнего согласного звука в словах

Называние слов, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце

Подбор слов, состоящих из 3-4-5 звуков

Называние слов с 1 слогом, с 2,3,4 слогами

Определение количества гласных и согласных в названных словах

Сравнение слов по звуковому составу.

Умение отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку

Умение преобразовывать слова: переставляет, заменять, добавлять звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово

Проявление интереса при открытии новых знаний о звуках и буквах.



^ Составляющие качества образования



Предметно-информационная составляющая

Представление об устной и письменной речи.

Представление о предложении, слове, слоге и букве.

Знание о протяжённости слов.

Знание букв


Деятельностно-коммуникативная составляющая


Умение дифференцировать понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».

Умение определять количество звуков и букв в словах

Умение выделять последовательно каждый звук в словах

Умение называть первый и последний ударный гласный звук

Умение определять первый и последний согласный звук в словах

Умение называть слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце

Умение подбирать слова, состоящие из 3-4-5 звуков

Умение называть слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами

Умение определять количество гласных и согласных в названных словах

Умение сравнивать слова по звуковому составу.

Умение отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку

Умение преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово

Умение анализировать звуковой ряд из 2-3 звуков с помощью специальных символов.

Ценностно-ориентационная составляющая

Желание узнавать новые буквы, играть с буквами.

Желание правильно писать буквы.

Желание читать слоги, слова, предложения.

Переживание радости при открытии новых знаний о звуках и буквах.

Ощущение эмоционального комфорта при общении со сверстниками и педагогами во время совместной деятельности



^ Перспективный план на 2013- 2014 учебный год


№ п\п

Раздел

Содержание работы

Сроки

1

Организационно-педагогическая деятельность

  1. Обследование состояния речи детей старших и подготовительных к школе групп

Сентябрь







  1. Анализ результатов обследований. Оформление документации: заполнение речевых карт.

Сентябрь







  1. Составление перспективных планов на 2013-2014 учебный год, работа над документацией.

Сентябрь







  1. Составление расписаний занятий и циклограммы рабочего времени

сентябрь







  1. Обследование речи детей средних групп и выявление детей со сложными дефектами для последующей работы с ними и направления на ПМПК

сентябрь







  1. Комплектование речевых групп

сентябрь







  1. Вторичное обследование состояния речи детей

май







  1. Подведение итогов и составления отчёта работы.

май

II

Методическая работа

1.Участие на педагогических советах и семинарах:

-«Анализ работы за летний оздоровительный период. Принятие годового плана. Итоги подготовки к новому учебному году»;

-«Использование игровых методов и приемов при обучении»;

- « Копилка мастерства»

(Анализ проделанной работы педагогического коллектива за 2013-2014 уч. год.

2.Участие и выступление на психолого- медико- педагогическом консилиуме

3.Участие на семинарах РМО


4.Работа над самообразованием:

- продолжать работать с общей и специальной литературой;

- познакомиться с новыми методическими разработками ведущих логопедов страны;

- продолжать собирать материал на тему: « Моя республика»

Сентябрь


Январь

Май


Май

Ноябрь

Декабрь

Апрель

Август

В течение учебного года

III

Работа с воспитателями

1. Консультации для воспитателей на темы:

1. «Дидактические игры для автоматизации звуков»

2. «Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста».

3. «Современные образовательные технологий для развития связной речи дошкольников».

Совместное составление перспективного планирования работы на текущий год по всем направлениям

Порекомендовать воспитателям сделать картотеку.

Подготовка памяток и заповедей для воспитателей на различные темы. («Релаксационные упражнения», «Самомассаж», «Речевые игры», «Артикуляционная гимнастика», «Работа над дыханием» и т.д.)



Декабрь


Февраль

Март


В течение учебного года


сентябрь

В течение учебного года








4.Взаимопосещения занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий.

5.Выступление на педагогических советах.

6.Выступление на психолого - медико- педагогическом консилиуме: Развитие речи выпускников»

7.Беседа с воспитателями о дефектах речи отдельных детей логопедической группы, советы, рекомендации воспитателям.

8. Еженедельные задания.


.


В течение учебного года


В течение учебного года


Апрель


Май


В течение учебного года





IV


V

Работа с родителями


Работа со специалистами



1.Беседа с родителями нуждающихся в логопедической помощи.

2.Участие на родительских собраниях:

- ознакомление родителей с результатами обследования речи детей;

- предоставление необходимых советов и рекомендаций по исправлению дефектов речи;

- ознакомление родителей с проделанной работой логопеда, с необходимыми рекомендациями к школе.

3. Консультации для родителей:

- « Развитие графомоторного навыка у детей» журнал «Логопед» №5 ,2012 Тимощенко Е.Г.

-«Учимся штриховать» журнал логопед №3,2012 .Для родителей детей 5-6 лет Хозяинова М.А.

-«Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками» Стебакова А.П., ЗиминаА.В.

- «4. Обновление информационного стенда для родителей:

- « Развиваем речь детей»

- « Методы проведение занятий в домашних условиях»

- советы логопеда:

«Телевизор - друг вашему ребенку»

- « 7 заповедей для родителей»



  1. Направление детей со сложными дефектами к врачам- специалистам ( невропатологу, стоматологу, окулисту и тд).

  2. Направление детей со сложными речевыми и психологическими дефектами на ПМПК.

  3. Работа и взаимосвязь со специалистами детского сада:

- Психологом (организация игр. развлечений, подготовка детей на ПМПК и т.д.);


- Музыкальным руководителем (совместное проведение логоритмики, развлечений, утренников, заучивание песен и стихотворений и т.д.);


-Физ. Руководителем игры на движение с словами, на развитие общей и мелкой моторики, на ориентировку в пространстве и т.д.);


- Медицинскими сестрами (ознакомление с другими диагнозами и болезнями детей, обсуждение речевых дефектов детей, совместная помощь и т.д.).

В течение учебного года


Сентябрь


В течение года


В течение года


В течение

года


В течение учебного года



^ План подгрупповых занятий по формированию звуковой стороны речи и обучению грамоте


Дата

Тема занятия

Звуковой анализ и синтез

23.09

24.09

Звук и буква У

Выделение ударного гласного из начала слова

25.09

Звук и буква А

Анализ звукового ряда из двух гласных (а-у)

30.09

1.10

Звук и буква И

Анализ звукового ряда из трех гласных (а-у-и)

2.10

Звук и буква О

Анализ звукового ряда из двух гласных (и-о,о-и)

7.10

8.10

Звуки А У И О

Анализ звукового ряда из четырех элементов гласных (А,О,У,И )

9.10

Звуки М, М*

Выделение согласных в начале, середине и в конце слов. Анализ ( АМ, МА) прямого и обратного слогов. Воспроизведение слогового ряда из 3-4 элементов.

14.10

15.10

Буква М




16.10

Звуки Д-Д*

Звуковой анализ слов ДОМ, ДИМА.

21.10

22.10

Буква Д

Звуковой анализ слов :Дом, Садик

23.10

Звук и буква Ы

Выделение гласного в середине и в конце слов. Слоговой анализ слов ДОМ, ДЫМ.

28.10

19.10

Звуки и буквы Ы-И

Слухопроизносительная дифференциация звуков И-Ы. Изменение твердости-мягкости согласного звука перед звуками (и-ы). Анализ и составление слов из ранее изучаемых букв и звуков.

30.10

Звуки Т-Т*

Правильное произношение Т-Ть и их дифференциация на слух, знакомство с глух. гласными. Анализ и сравнение слов ТИМ, ТОМ.

5.11

6.11

Буква Т




11.11

12.11

Звуки Т-Д, Т*-Д*

Слухопроизносительная дифференциация звуков Т-Д, Ть-Дь (звонкие и мягкие согласные).Звуковой анализ и сравнение слов ТИМА-ДИМА, ДИМА-ТИМА. Деление на слоги двух-трех сложные слова без стечения согласных.

13.10

Звук Б и Буква Б

Звуковой анализ слов БАБА, БИМ.

18.11

19.11

Звуки П-П*

Слухопроизносительная дифференциация звуков П-П. Произношение слогов со стечением согласных звуков. Самостоятельный анализ слов ПАПА .

20.11

Буква П

Произношение слогов со стечением согласных звуков. Составление предложения по опорным словам.

25.11

26.11

Звуки Б-П

Слухопроизносительная дифференциация звуков Б-П (звонкие,глухие,твердые и мягкие согл. звуки ).Звуко-слоговой анализ слов БАБА, ПАПА.

27.11


Звуки В-В*. Буква В

Слухо-произносительная дифференциация звуков В,В*. Знакомство с предлогами В. Звукослоговой анализ слов: ИВА, ВАТА.

2.12

3.12

Звуки Ф и Ф*

Слухо-произносительная дифференциация звуков Ф и Ф. Звуко-слоговой анализ слов: Фима Пиф.

4.12


Буква Ф




9.12

10.12

Звуки В-Ф; В*-Ф*

Слухопроизносительная дифференциация звуков В-Ф; В-Ф.Звуковой синтез коротких предложений.

11.12


Звуки Н, Н*. Буква Н.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Н, Н .Знакомство с предлогами: НА, НАД с буквой Н. Анализ слов НАТА, НИНА.

16.12

17.12

Звуки К, К*. Буква К.

Анализ и синтез слогов :АК,УК,ИК,КА. Знакомство с предлогами К,ОТ. Дифференциация звуков К –К.

18.12


Звуки Г, Г*. Буква Г

Учить звукослоговому анализу слов. Дифференциация зв. Г,Г. Звукослоговой анализ слов НОГИ, ВАГОН.

.01

Звуки К, Г. Буквы К, Г.

Учить звукослоговому анализу слов.

14.01

15.01

Звук Х. Буква Х.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Х,Х .Анализ и синтез слогов: АХ, УХ, ИХ, ЭХ, ХУ,ХИ.

20.01

21.01

Звук и буква Э.

Правильное произношение звука Э.Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтение слогов эп-ип-уп;ип-эп-уп.

22.01


Звуки С, С*. Буква С.

Упражнять в составлении предложений с предлогами. Дифференциация звуков С, С. Анализ и синтез слогов: са,со,ус,ис. Звукослоговой анализ слов: сук, сом, Сима.

27.01

28.01


Звуки З, З*. Буква З.

Упражнять в употреблении предлогов за, из-за. Учить звукослоговому анализу слов :СИМА-ЗИМА, КОСЫ-КОЗЫ, ЛИЗА-ЛИСА.

29.01


Звуки С,С*,З,З*.

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков с,с*,з,з*. Учить звукослоговому анализу слов. сук, коса, зима.

03.02

04.02

Звук и буква Ц

Учить звукослоговому анализу слов: овца, цапля. Преобразование слов: цвет-цветы-цвести-цветик.

05.02

Дифференциация звуков Ц-С

Звукослоговой анализ слов: сестрица, сахарница.

10.02,11.02


12.02

Звук Ш.

Закрепить навыки различения и четкого произношения звука ш в слогах, словах, учить звукослоговому анализу слов: мышка, мишка.

17.02

18.02

Буква Ш.

Познакомить с буквой. Звукосл. анализ слов.

19.02

Дифференциация звуков с-ш

Формировать умение различать звуки с-ш. Самостоятельный звукослоговой анализ слов: сушка, Саша.

24.02

25.02

Звук Ж

Закрепить навык произношение звука ж в слогах, словах. Звукослоговой анализ слов: жук, жуки, кожа, жаба.

26.02

Звук Ж.Буква Ж.

Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах.

03.03


Дифференциация звуков З-Ж

Продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия. Закрепить навык различения звуков з-ж.

05.03


Дифференциация звуков Ж-Ш.

Слухопроизносителная дифференциация звуков ж-ш.

10.03

11.03

Дифференциация зв. З-Ш.




12.03

Звук Ч. Буква Ч.

Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах, фразах.

17.03

18.03

Дифференциация звуков ч-т

Слухопроизн. дифферен.звуков ч-т. Учить составлять слова.

19.03

Звук Щ. Буква Щ.

Закрепить навык произношение звука щ в слогах, словах и фразах. Звукослоговой анализ слов: щука, щавель.

24.03

25.03

Дифференциация звуков щ-с-с*.

Слухопроизносительная дифференциация зв. щ-с-с*.Учить звукослоговому анализу слов.










31.03

1.04

Звук Й. Буква Й.

Закрепить навык произношения звука «й» в слогах, словах, фразах. Звукослоговой анализ слов: май, чай, чайник

02.04

Буква Ё.

Познакомить с буквой. Закрепить представление о словах, обозначающих действия.

07.04

08.04

Звук Л.

Закрепить навык четкого произношение звука л в слогах, словах. Звукослог. анализ слов: волк, галка.

09.04

Звук Л, Л*. Буква Л.

Дифференциация звука л-л*. Звукослоговой анализ слов: стол, стул, полка.

14.04

15.04

Звук Р

Закрепить навык произношения звука Р в слогах, словах. Проводить звукослоговой анализ слов: рука, рис, репка.

16.04

Буква Р

Звукослоговой анализ слов: рыба, рыбак, прутик.

21.04

22.04


Дифференциация звуков Р-Р*.

Закрепить навык различения звуков р-р* в слогах, в словах. Слухопроиз. диф-ия звуков Р-Р*. Звукослоговой анализ слов: ручка, рубаха, рис, репка.

23.04



Дифференциация звуков Р - Р*, Л-Л*.

Закрепить навыки различения звуков Р-Р*, Л-Л* в слогах, словах, фразах.



Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда


Дни, недели

Фронтальные занятия

Индивидуальные занятия

Работа с воспитателями, документацией

Консультации

с родителями

Понедельник

9.40-10.00

гр.№8

9.00-12.15

гр. №6,8,11,4,6

8.30 -8.50

12.15-12.30




Вторник

9.40-10.00

гр.№6

9.00 -12.15

гр. №8,6,11


8.30 – 8.50

12.15-12.30




Среда

9.00-9.20 гр.№8

10.20-10.50 гр.№6

9.00-12.15

гр. №4;6;11,8

8.30-8.50

12.15-12.30




Четверг




15.05-17.35

гр.№8,6,4.11

14.00-15.00

17.00-18.00

Пятница




9.00-12.15гр.№11, 4, 5


8.30-8.50






Лист занятости

индивидуальные занятия на 2013-2014 учебный год


^ Дни недели

Ф.И ребёнка

Время проведения

Понедельник

Хусаинов Амир

Ахметова Алина

Золин Шамиль,Кадыров Вадим

Губаев Даян

Салимьянов Джамиль

Зайнуллин Артур

Галимова Миляуша

Нургалиева Самира



9.00-9.20

9.20-9.40

10.00-10.20

11.00-11.20

11.25-11.45

11.50-12.15

Вторник

Сибгатов Ильяс

Золин Шамиль

Муллаянова Яна

Бахтина Милена

Нургалиева Самира,Губаев Даян

Хисамов Ильнар

Гусманов Артем

9.00-9.20

9.20-9.40

10.00-10.20

11.00-11.20

11.25-11.45

11.50-12.15


Среда

Якупова Регина,Гусманов Артем

Сулейманова Диля, Ахметова Алина

Гайсина Эльвина

Кадыров Вадим

Закарин Денислам

Ахметова Самира

Лежнин Женя

Закиров Арсен

9.20-9.40

9.40-10.00

10.00-10.20

11.00-11.20

11.00-11.20

11.25-11.45

11.50-12.15

11.50-12.15

Четверг

Дрялова Аделина, Якупов Регина

Зарипов Искандер

Хисамов Ильнар

Сибгатов Ильяс

Кадыров Вадим

Хусаинов Амир, Джамиль

Бахтина Милена

Ахметова Самира,Гусманов Артем

15.00-15.20

15.00-15.20

15.20-15.40

15.20.15.40

15.45-16.05

16.10-16.30

16.10-16.30

Пятница

Муллаянова Яна,Миляуша

Ширяев Эмильен

Муллазанова Самира

Нигматуллин Артем

Зайнуллин Артур

Зарипов Искандер

Дрялова Аделина, Сулейманова Диля

Вайсиев Данил

9.00-9.20

9.20-9.40

9.40-10.00

10.00-10.20

11.00-11.20

11.25-11.45

11.50-12.15

11.50-12.15



Список детей, посещающих занятия на логопункте МБДОУ Детский сад № 8 «Ласточка»

г. Дюртюли на 2013- 2014 учебный год


учитель – логопед: Насибуллина Т.Н.





Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Домашний адрес

Заключение

Дата зачисления

1

Хусаинов Амир

11.05 07

ул. Матросова 10-15

ФФН

3.09.13

2

Ахметова Алина

21.07.07

ул. 1-Майская 14- 34

ФН

3.09.13

3

Лежнин Женя




ул.1- Майская 28 -155

ФН

4.09.13

4

Муллаянова Яна

02.02. 07

ул .1- майская 8-44

ФН

05.09.13

5

Фазылова Азалия

07.01.08

ул.1- майская 2- 85

ФН

05.09.13

6

Хисамов Ильнар

28.06.07

ул. Горшково7/1-16

ОНР( III ур.)

05.0913

7

Ширяев Эмильен

24.05.07

ул. Ленина 18-30

ФФН

06.09.13

8

Нигматуллин Артем

25.09.07

ул. Садовая 19-9

ФН

06.09.13

9

Сулейманова Диля

15.11.07

ул 1- майская 5 - 45

ФН

06.09.13

10

Муллазянова Самира

27.06.07

ул.1- майская 18- 64

ФН

06.09.13

11

Галимова Миляуша

03.04.07

ул. Зайлалова14-32

ФФН

09.09.13

12

Зарипов Искандер

10.10.07

ул. Матросова10-4/4

ФН

09.09.13

13

Сибгатов Ильяс

16.05.07

ул. 1-майская1-5

ФФН

06.09.13

14

Золин Шамиль

08.12.06

ул. 1- мйская1-22

ФФН

10.09.13

15

Кадиров Вадим

02.02.07

ул.Электрическая 34-17

ФФН

10.09.13

16

Закарин Денислам

06.02.07

С.Суккулова ,ул. Ленина 63


ФН

10.09.13

17

Вйсиев Данил

20.12.06

ул. Матросова 4- 404

ФН

10.09.13

18

Губаев Даян

02.02.07

ул. Ленина 28/1

ФФН

11.09.13

19

Бахтина Милена

06.07.08

д.Суккулова ул.Ленина 63

ФФН

11.09.13

20

Гусманов Артем

03.05.08

ул. Ленина21-9

ОНР(IIIуровень)

1.10.13

21

Зайнуллин Артур

14.03.08

ул 1- Майская 14-54

ФФН

10.09.13

22

Салимьянов Джамиль

04.09.08

ул.Шаймуратова 12-60

ФН

12.09.13

23

Якупов Тимур

09.03.08

ул.Зарипова3-30

ФФН

13.09.13

24

Нургалиева Самира

20.11.07

ул.Горшково 3-2

ФФН

19.09.13

25

Якупова Регина

09.03.08

ул.Зарипова 3-10

ФФН

19.09.13



Контрольные параметры:

  • Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные - согласные буквы».

  • Определяет количество букв и звуков в словах

  • Выделяет последовательно каждый звук в словах

  • Называет первый и последний ударный гласный звук

  • Определяет первый и последний согласный звук в словах

  • Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце

  • Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков

  • Называет слова с 1 слогом, с 2, 3, 4 слогами

  • Определяет количество гласных и согласных в названных словах

  • Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку

  • Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово

  • Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.



Условия и средства:


  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985

  2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998

  4. Васильева С.В., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001

  5. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997



Список использованной литературы:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР - Программа. - М. 2002;

  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985

  3. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999

  4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996

  5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994

  6. Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001

  7. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997

  8. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996

  9. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000

  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998

  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998



^ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ


Планирование индивидуальной логопедической работы

1. Формирование правильного звукопроизношения.

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

постановка и коррекция звуков:

группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

губно-губные – П, Б, М + мягк.

губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

Другие __________________________

автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.


2. Формирование фонематического восприятия:

определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.


3. Формирование фонематического слуха

4. Работа над слоговой структурой слова.

5. Развитие грамматического строя речи

словообразование;

словоизменение.


6. Развитие лексической стороны речи

расширять предметный словарь;

расширять словарь признаков;

расширять глагольный словарь.


7. Формирование связной речи

формировать умение составлять рассказ по картинке;

формировать умение составлять рассказ по серии картин;

формировать умение составлять пересказ;

формировать умение составлять рассказ - описание.


8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

развивать мелкую и артикуляционную моторику.


Список рекомендуемого оборудования и мебели

логопедического кабинета


- Настенное зеркало для логопедических занятий;


- Зеркала для индивидуальной работы;


- Дополнительное освещение у зеркала.


- Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;


- Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);


- Шкафы для пособий;


- Письменный стол для работы учителя-логопеда;


- Столы для занятий с детьми;


- Стулья детские.


^ Договор

об оказании коррекционно - логопедических услуг детям с нарушениями речи

г.Дюртюли «01» сентября 2013г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 «Ласточка» города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, именуемое в дальнейшем «Учреждение», в лице заведующего Валеевой Альмиры Ямилевны, действуюшего на основании Устава МБДОУ, с одной стороны, и родителями (законными представителями) _______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество матери ,отца, законных представителей)

именуемый в дальнейшем « Родитель» (законный представитель), ребёнка____________________

__________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество ребенка, число, месяц, год рождения)

с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:


  1. ^ Предмет договора:

Предметом настоящего договора является оказание логопедических услуг в форме индивидуальных и подгрупповых занятий в условиях логопедического пункта(кабинета)


2. Обязанности сторон:

«Учреждение» обязуется:

2.1 Обеспечить квалифицированную коррекцию нарушений речи.

Проводить занятия в соответствии с утвержденным расписанием и в зависимости от имеющегося речевого дефекта.

Соблюдать благоприятные условия для проведения занятий.

Информировать «Родителей» (законных представителей) о результатах психолого - медико – педагогического обследования ребенка специалистами ПМПк «Учреждению»

«Родитель» ( законный представитель) обязуется:

2.2 Периодически проводить обследование ребенка в Бирский психолго -медико- педагогической комиссии по рекомендациям ПМП- консилиума «Учреждения».

2.3Следовать всем рекомендациям учителя- логопеда, четко и вовремя выполнять домашние задания.

2.4Обеспечить наличие необходимого материала для работы, в том числе индивидуальные тетради к каждому занятию.

2.5 Посещать родительские собрания и индивидуальные консультации учителя – логопеда.

3. Права сторон

3.1.В случае неисполнения сторонами условий настоящего договора «Учреждение» снимает с себя ответственности за результат работы по коррекции речи ребенка.

^ 4.Срок действия договора

4.1Договор действует с момента подписания и до выпуска ребёнка из «Учреждение».

4.2Договор составляется в двух экземплярах : один экземпляр хранится в «Учреждении»,

Другой – у « Родителя»( законного представителя).


^ 5. Стороны , подписавшие настоящий Договор:



МБДОУ Детский сад№8 «Ласточка» г.Дюртюли

Ф.И.О. родителя (законного представителя)

___________________________________________


Адрес:452320, РБ, г. Дюртюли, ул.Первомайская, д.5/а

Телефон (34787) 2-37-24

Паспортные данные_________________________

_________________________________________

Заведующий: Якупова Лидия Альбертовна


Подпись:_____________________

М.П.

Телефон_________________________________

Адрес:____________________________________

Подпись______________________________________

Дата

Дата





Похожие:

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconПояснительная записка. «Рабочая программа»
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Программа...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconРоль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Ческим недоразвитием речи мы отмечаем, что большинство детей ослаблены, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconФормирование интонационной выразительности в коррекции фонетико-фонематических нарушений речи
Нарушение целого ряда просодических элементов речи имеет место и у детей, имеющих нарушения в произношении отдельных звуков, и у...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconПрограмма работы с родителями по коррекции агрессивности у дошкольников
Цель программы: Информирование родителей по вопросам агрессивности у дошкольников и способах её коррекции
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconРабочая программа по исследовательской деятельности старших дошкольников «Юные исследователи»
«Исследовательское обучение» особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconДиагностика и формирование эмоциональной сферы в ходе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников каракулова Елена Викторовна Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза,
Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания» оглавление
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconДокла д тема: пути коррекции недостатков фонематического восприятия разработала: учитель – логопед
При обучении 5—6-летних детей с онр и подготовке их к школе выявляются несфррмированность лексико-граммати­ческих средств языка,...
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconОсновные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений
Подобный характер нарушений звуковой стороны речи свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем)....
Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития старших дошкольников в условиях логопедического пункта iconИгра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты