4.3.Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система условий учитывает особенности образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия). Система условий содержит:
Раздел 4.3.1. Описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения
Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую Требованиям федерального государственного образовательного стандарта, и определяющими Требования к кадровым ресурсам учреждения общего образования, являются:
В компетентность учителя начальных классов входит осуществление обучения и воспитания младших школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, постоянно развиваться в профессиональном отношении. ^ – осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения; – выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее – ПРООП); – разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП. ^ – иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов; – иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета; – иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности. ^ : – эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно: – достижения планируемых результатов освоения образовательных программ; – реализации программ воспитания и социализации учащихся; – эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС; – индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий; – собственного профессионально-личностного развития и саморазвития; – эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Педагог начальных классов, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен:
а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность; б) знать: – философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм; – возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики; – способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; – методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой; – показатели формирования гражданской зрелости человека; – принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной; – сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет); – правовые нормы отношений участников образовательного процесса; в) уметь: – оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе; – выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса; – применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде; – организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей; – реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; – использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности; – использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся; – использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации; – осуществлять профессиональную рефлексию; – вести документацию; г) владеть: – конкретными методиками психолого-педагогической диагностики; – средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; – современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; – методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
а) знать: – содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; – частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования; – состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях; б) уметь: – использовать частные методики; – анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы; – разрабатывать программы внеурочной деятельности; – разрабатывать дидактические материалы. Нормативным сопровождением процесса подготовки, повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки кадров начального общего образования являются основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, содержание которых выстраивается на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов, коррелирует с целями, содержанием, технологиями, методиками начального общего образования. На начало 2012-2013 учебного года:
В начальной школе работает 2 педагога, из них с высшим педагогическим образованием - 50% педагогов, 100% -- без категории. Стаж работы: 50% до 1 года, 50% - свыше 25 лет. Повышение квалификации за последние 3 года в рамках подготовки к введению ФГОС начального общего образования: - Курсы повышения квалификации в ЛИРО «ФГОС: особенности внедрения и реализации» (2012 г.) - 1 чел. – 50 %.
В школе отсутствуют социальный педагог, учитель логопед, педагог –психолог, учитель дефектолог, что затрудняет процесс обучения школьников на начальной ступени обучения. Определение необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе
Формирование структуры и определение объёмов финансирования на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования осуществляются по принципу нормативного подушевого финансирования. Расчётный подушевой норматив включает:
ОУ вправе самостоятельно использовать внебюджетные денежные средства.
Материально – технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают в себя параметры и характеристики: санитарно – гигиенические условия, санитарно – бытовые условия, пожарную и электробезопасности, охрану труда, текущий ремонт, капитальный ремонт. ОУ самостоятельно оснащает учебные кабинеты и иные помещения в соответствии с примерными Перечнями учебного и компьютерного оборудования и критериями минимального необходимого оснащения, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации. Требования к материально – техническим условиям реализации основной программы начального общего образования включают в себя также требования к вычислительной и информационно – телекоммуникационной инфраструктуре, обеспечивающей использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это требования к качеству подключения к Интернету, локальной сети ОУ, конфигурация компьютерного, мультимедийного, сетевого и иного оборудования и др. ОУ имеет подключение к Интернету, обеспечивающее устойчивую и быструю работу с информацией, использование всех сервисов Интернета. При этом под работой с информацией понимает её поиск, анализ, создание новой информации и её распространение. В ОУ имеется собственная локальная сеть. В ОУ имеется необходимое для использования ИКТ оборудование, отвечающее современным требованиям и обеспечивающее использование ИКТ:
В тоже время, Советом по введению ФГОС НОО были обоснованы необходимые изменения в имеющихся условиях при реализации ФОГС в МБОУ ООШ №22 г. Липецка (Приложение 3).
Современные ИКТ широко и эффективно используются в деятельности ОУ, включая такие её виды, как урочная и внеурочная. ИКТ используются:
Для эффективного использования ИКТ запланировано расширение информационно – образовательной среды ОУ. При этом под информационно – образовательной средой (ИОС) понимается система инструментов и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности ОУ на основе ИКТ. Основными элементами ИОС являются вычислительная и информационно - телекоммуникационная инфраструктура, прикладные программы и информационные ресурсы, документация, а также организационные системы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово – хозяйственную деятельность ОУ (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т.д.).
ОУ обеспечено учебниками, учебно – методической документацией и материалами по всем учебным предметам, курсам (модулям) основной образовательной программы (Приложение 4). ОУ имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных хранилищах ЭОР. Библиотека ОУ укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем образовательным областям базисного учебного (образовательного) плана начального общего образования. Планируется комплектация библиотеки ЭОР. Фонд дополнительной литературы частично включает справочно – библиографические и периодические издания. Приложение 1 ^ по результатам анкетирования родителей по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов внеурочной деятельности в 1-го класса ^ 2011-2012 учебный год От 23.12.2011 В анкетировании приняли участие 5 родителей Цель анкетирования: определить, какое из направлений внеурочной деятельности в школе наиболее соответствует потребностям родителей, какой деятельностью родители хотели бы, чтобы занимался их ребёнок в школе. Средства: Карта изучения потребностей родителей обучающихся 1-го класса во внеурочной деятельности Получили следующие результаты: 1.Проектная деятельность – 4 человека (80%) 2. Спортивно-оздоровительное направление – 5 человек (100%). 3. Научно-познавательное направление – 5 человек (100%). 4. Художественно-эстетическое направление – 3 человека (60%) 5. Духовно-нравственное направление – 4 человека (80%) Кроме того, выявили, что есть дети занимающиесяся в кружках по данным направлениям в УДОД. Многие родители хотели бы, чтобы в школе проводились такие кружки как «Крепыши», «Азбука общения», «Весёлая грамматика», «Умелые руки», «Первые шаги». В анкетировании приняли участие 5 детей. Обучающимся были предложены карты изучения потребностей: рисунки с видами внеурочной деятельности по 5 направлениям с целью определить их заинтересованность и потребности. Получили следующие результаты: 1.Художественно-эстетическое направление Умелые ручки- 5человек (100%) 2. Спортивно-оздоровительное направление Крепыши- 5 человек (100%) 3. Научно -познавательное направление Весёлая грамматика -4 человека (80%) 4.Проектная деятельность Первые шаги – 3 человека (60%) 5. Духовно-нравственное направление Азбука общения – 4 человека(80%) Вывод: большинство родителей и обучающихся выбрали направление внеурочной деятельности – художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, духовно-нравственное и проектная деятельность. зам. директора по УВР Гурьева И.Л. учитель начальных классов Андрюкова Е.А. Приложение №3 Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях при реализации ФОГС НОО (по основным позициям) в МБОУ ООШ №22 г. Липецка
|
![]() | Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему... | ![]() | 3 Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему... |
![]() | Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта Условия реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Условия, необходимые для реализации основной... | ![]() | 3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта Содержание основной образовательной программы начального общего образования определяется |
![]() | Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта 3 Нормативно правовое обеспечение программы Содержание основной образовательной программы начального общего образования определяется | ![]() | Пояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Освоение содержания начального образования направлено на достижение следующих общих целей |
![]() | 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в амоу сош №22... | ![]() | 3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Кадровые условия: Начальная школа моу «Шастовская сош» Организационный раздел: Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта |
![]() | Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в мбоу сош №29... | ![]() | - Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного... |