Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка icon

Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по литературе 7 класс Пояснительная записка
В. Я. Коровиной
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма




Рабочая программа по литературе

7 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной Литература. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Москва «Просвещение», 2010 г.

Программа рассчитана на 68 часов; 2 часа в неделю.

Программа раскрывает содержание федерального компонента государственного стандарта основного образования средствами учебного предмета с целью изучения литературы.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. В. Я. Коровина; Москва, «Просвещение».,2010 г.

Дополнительная литература:

1.Фонохрестоматия к учеб. «Литература 7 класс». «Просвещение» , 2010г.

2.Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2009г.


Общая характеристика курса

Программа способствует реализации следующих целей обучения:

  • Воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

  • Грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний



Ожидаемый результат

Требования к обучающемуся в седьмом-восьмом классе

Знать:

- образную природу словесного искусства;

- жанровые особенности устного народного творчества;

- содержание и основную проблематику произведений, изученных в 5-8 классах;

- основные факты биографии писателей;

- изученные теоретико-литературные понятия.

Владеть следующими умениями и навыками:

  • уметь анализировать художественный текст;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • анализировать образы главных героев, определять тематику и проблематику произведений;

  • владеть различными видами пересказа;

  • участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

  • выявлять авторскую позицию;

  • уметь выражать свое отношение к прочитанному;

  • уметь сопоставлять эпизоды, сравнивать поступки и характеры героев;

  • выразительно читать произведение;

  • выделять смысловые части художественного текста;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.

При обучении русскому языку использую следующие технологии: технологию коллективного обучения, дифференциацию и индивидуализацию, театрализацию.


Тематическое планирование 7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

4

3

Древнерусская литература

3

4

Произведения русских писателей 18 века

2

5

Произведения русских писателей 19 века

23

6

Произведения писателей 20 века

29

7

Зарубежная литература

6



Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе.





п/п

Название изучаемой

темы

Всего

часов

Творческие и

практические

работы

Контрольные и

диагностические

материалы


Плановые сроки прохождения

1.

Введение. Изображение человека как важнейшее идейно-нравственная проблема литературы.

1










2.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1










3.

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович»

1










4.

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей -разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» - карело-финский эпос.

1










5.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц.

1










6.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. (отрывок). Русские летописи «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»

1










7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1










8.

Р/Р Подготовка к письменной работе по теме «В чем значение древнерусской литературы для современного читателя»

1










9.

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия …»

1










10.

Г. Р. Державин «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи»

1










11.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава»(отрывок)

1










12.

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».

1

Выразительное чтение наизусть.







13.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1










14.

Р/Р А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

1










15.

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина»

1




Тестирование.




16.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1










17.

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 в. и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1










18.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

1




Тестирование.




19.

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Обучение анализу одного стихотворения.

1










20.

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.







Ответы на контрольные вопросы, тестирование.




21.

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запарожцев.

1










22.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

Составление сравнительной характеристики героев.







23.

Р/Р Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1




Письменный ответ на вопрос




24.

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бирюк»

1










25.

Р/Р И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

1

Домашнее сочинение.







26.

Н. А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

1










27.

Вн. чт. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.

1










28.

Вн. чт. А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1










29.

М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

Чтение по ролям.







30.

Р/Р М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках Салтыкова - Щедрина».

1

Домашнее сочинение.







31.

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова - Щедрина»

1










32.

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». (главы). Автобиографический характер повести.

1










33.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1










34.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры».

1










35.

Р/Р И. А. Бунин «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина»

1

Домашнее сочинение.







36.

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.

1

Выразительное чтение по ролям.







37.

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

1










38.

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник».

1










39.

Вн. чт. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1










40.

Стихи русских поэтов 19 в. о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И. А. Бунин «Родина»

1










41.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1










42.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

1










43.

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство».

1










44.

Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

1

Чтение наизусть.







45.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1










46.

Вн. чт. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1










47.

Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

1










48.

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка».

1










49.

Вн. чт. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

1










50.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».

1










51.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль, никого не будет в доме»

1










52.

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1










53.

Вн. чт. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского.

1










55.

Е. И. Носов. Слово о писателе «Кукла», «Живое пламя».

1










56.

Вн. чт. Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро»

1










57.

Вн. чт. Стихи поэтов 20 в. о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.)

1










58.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни»

1

Выразительное чтение наизусть.







59.

Вн. чт. Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная», (главы) как духовное напутствие молодежи.

1










60.

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1










61.

Вн. чт. Песни на слова русских поэтов 20 в. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге»

1










62.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей родине»

1










63.

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения.

1










64.

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой».

1

Выразительное чтение наизусть.







65.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1










66.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

1










67.

Вн. чт. Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы»

1










68.

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1












Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся



  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2010

  4. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.



Для учителя


1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

2. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

.3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.

4. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.

5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.М.: ВАКО, 2010.

6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М: Просвещение, 2008.



Похожие:

Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 -9 классов общеобразовательной школы (автор Г.
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),...
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconТематическое планирование по литературе для 5-8 классов Пояснительная записка
Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному...
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПрограмма по литературе в 8 классе базовый уровень Учитель: Касперович Л. Д. Пояснительная записка
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПрограмма факультатива по литературе Пояснительная записка
Так выразил своё отношение к устному народному творчеству русский писатель А. Н. Толстой
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconТематическое планирование по литературе Предмет: литература Класс: 6 Программа
Программа: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Программа по литературе 5-11 классы». В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник...
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы
Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень),...
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В. Я. Коровиной....
Программа по литературе 7 класс Пояснительная записка iconПрограмма по технологии 7 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты