Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. icon

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.



НазваниеПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма



Русский язык




Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения), с учетом рекомендаций учебно-методического комплекта «Гармония».

Особенности УМК:

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно, целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

^ Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

^ Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1'го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

^ Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.


Введением в курс «Русского языка» является «Обучение грамоте» (интегрированный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения). Систематический курс учебного предмета «Русский язык» начинается в конце 1 класса и продолжается в течение всей начальной школы.

Учебный предмет «Русский язык» является обязательным для изучения всеми учащимися, имеет недельную нагрузку – 5 часов, в 1 классе – «Обучение грамоте» - 200-207 часов и «Русский язык» - 50 часов, 2-4 класс - 170 ежегодно.

Учебное содержание данного предмета позволяет включать детей в такие виды речевой деятельности как:

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

Ценность данного курса состоит в том, что у учащихся будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.


^ Планируемые результаты освоения содержания учебного предмета

Содержательные линии учебного предмета

Ожидаемые

предметные результаты

УУД

^ Система языка


Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • называть буквы русского алфавита в определенной последовательности, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.



Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.


Раздел «Орфоэпия»


Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

«Состав слова (морфемика)»


Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.



Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.


Раздел «Лексика»


Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или

уточнять с помощью толкового словаря.


Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.



Раздел «Морфология»


Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.



^ Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.



Раздел «Синтаксис»


Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.



Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.




Личностные


У выпускника будут сформированы:

  • мотив к учебной деятельности;

  • умение осуществлять самоанализ и самоконтроль результата, умение принимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;



^ Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;



Регулятивные


Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • выполнять установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия при решении учебной задачи;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.



Выпускник получит возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные


Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • обобщать на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие;

  • устанавливать аналогии.



Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;



Коммуникативные


Выпускник научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра.



Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;




Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.



Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.




^ Развитие речи


Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • ·выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;



Выпускник получит возможность научиться:

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).






^ Содержание учебного предмета «Русский язык»

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту, «про себя» – не менее 120 слов в минуту) Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

^ Слово и предложение.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. ^ Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

^ Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. ^ Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. ^ Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

^ Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши1, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

  • безударные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.


^ Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

^ Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. ^ Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.

Система оценивания достижения младшими школьниками планируемых результатов

Система оценивания достижения школьниками планируемых результатов на содержании учебного предмета «Русский язык» включает текущее, промежуточное и итоговое оценивание, которое проводится в форме 1 класс – контрольное списывание, 2-3 класс – диктант, 4 класс – контрольная работа. Предметом оценки являются регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия, а также предметные результаты освоения данной программы. Личностные результаты не подлежат итоговому оцениванию, но подлежат мониторингу их становления и развития. Оценка метопредметных и предметных результатов осуществляется на 2-х уровнях: базовым (обязательным для усвоения большинством учащихся), повышенном. Оценка творческих работ ( мини-сочинение, изложение и др.) осуществляется по следующим критериям: мини-сочинение – соблюдена структура текста (вводная, основная, заключительная часть), раскрыта главная мысль основной части,…продолжит; изложение - верно обозначать тему,

В конце каждого года проводится

Инструментарий для оценки метопредметных и предметных результатов для текущего и промежуточного оценивания разрабатывается учителем. Для итогового оценивания предоставляется администрацией школы, внешними службами. Фиксация информации о достижении школьниками планируемых результатов осуществляется в листах достижения школьников, а начиная со 2 класса в государственном документе – классном журнале. Для фиксации особых результатов достижений школьников используется портфолио учащихся.

^ Ожидаемые результаты освоения программы в 1 классе

Периоды обучения

Предметные результаты

УУД




Обучение грамоте

Познавательные

  • анализирует объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков (Чем похожи? Чем отличаются?);

  • составляет целое из частей с помощью взрослых (синтез) ;

  • составляет звуко-буквенные модели слов, схем предложений, кратких записей (моделирование).



Регулятивные

  • сопоставляет (сравнивает) результаты своей работы с образцом, выделяет и осознает то, что ещё нужно усвоить;

  • сравнивает результат своей деятельности с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него;

  • соотносит «что знаю», «что не знаю» с помощью учителя (целеполагание);

  • способность к мобилизации сил, преодолению препятствий (саморегуляция).



Коммуникативные

  • умеет вести диалог;

  • использует речь для регуляции своего действия (проговаривает свои действия при выполнении учебной задачи);

  • знает правила речевого этикета: не перебивает других в разговоре, не выкрикивает с места и т.д. ;

  • формулирует собственное мнение и позиции.



Личностные

  • проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности;

  • оценивает себя и свои поступки;

  • умеет адаптироваться к новым ситуациям;

  • взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности;

  • ведет переговоры, договаривается, учитывает интересы других участников, умеет сдерживать свои эмоции;

  • понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей;

  • умеет оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми;

  • положительно относится к школе;

  • уважительно относится к другому мнению;

  • бережно относится к материальным ценностям;

  • уважает и принимает ценности семьи и общества




Добуквенный (42 часа)

Основной

(151 час)

Фонетика

Ученик научится:

  • разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;

  • последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах;

  • выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);



Графика

Ученик научится:

  • осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’];



Чтение

Ученик научится:

  • читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее, чем 25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;

  • замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;

  • самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

  • при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику;



Письмо

Ученик научится:

  • соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;

  • правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение;

  • адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи;



Слово и предложение

Ученик научится:

  • различать на слух границы слов и предложений.



Орфография

Ученик научится:

  • обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;

  • применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жиґ–шиґ, чаґ–щаґ, чуґ–щуґ;

  • писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения, отмечая «опасные места» и применяя освоенные орфографические правила, в том числе основные правила переноса слов;



Развитие речи

Ученик научится:

  • участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;

  • понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

  • выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;

  • замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении;

  • создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.




^ Завершающий (7 часов)




Систематический курс

Русский язык (50 часов)

Фонетика и орфоэпия



  • различать звуки и буквы;



  • выполнять звуковой анализ слов, частичный и полный: распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове и отражать результаты анализа в звуковой модели;



Графика

  • фиксировать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);



  • читать записи, сделанные «значками звуков» и осознанно переводить их в буквенные;



  • правильно обозначать твердость и мягкость согласных и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками);



  • обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твердости и мягкости, звука [й,], а также пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных;



  • правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту;



  • использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;



Лексика

  • замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре учебника;



Морфология

  • распознавать группы слов по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам;



  • ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.), отличать от слов-названий слова-помощники и слова-указатели;



Синтаксис

  • на слух определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (слева — большой буквой, а справа — точкой и в ясных случаях — вопросительным или восклицательным знаком);

  • разбивать предложения на слова;



Орфография и пунктуация

  • обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, парного по глухости-звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости-звонкости;



  • распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвестные правила;



  • списывать и писать под диктовку учителя текст объемом 15—18 слов;



  • соблюдать требования каллиграфии при письме;



  • выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв;



  • применять при письме изученные правила: оформления границ предложений и границ слов, использования большой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу.



  • пользоваться словарем учебника «^ Как правильно писать?» для выяснения букв в указанных словах;



  • писать слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;



Развитие речи

  • соблюдать правила поведения во время общения, в том числе на уроке: слушать говорящего; смотреть на собеседника, не говорить о присутствующем он, она; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.;



  • уместно пользоваться этикетными формулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения;



  • распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится;



  • выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления;



  • создавать свои устные воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать;



  • в соответствии с нормами произносить слова из словаря учебника «^ Как правильно говорить?».



2 класс

Разделы

Предметные результаты

УУД

Фонетика и графика



  • различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами;



  • сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам;



  • анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;



  • понимать модельную запись слова «значками звуков»;



  • объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [Й];



  • обозначать/не обозначать мягкость согласных звуков перед согласными;




  • использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [Й];



  • проверять написанное с точки зрения графических ошибок;



  • правильно называть буквы алфавита;



  • проводить полный звуко-буквенный анализ слова;






Познавательные

Ученик научится:

  • ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, словарь);



  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в памятках, словарях, помещенных в учебниках;

  • ориентироваться в схемах, памятках, представленных в учебниках;



  • выполнять задания по аналогии

  • самостоятельно делать простые выводы.



Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;



Регулятивные

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;



  • следовать режиму организации учебной деятельности;



  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя;



  • определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;



  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;



  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;



  • корректировать выполнение задания;



  • оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения;



Коммуникативные



  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;



  • читать вслух и про себя тексты заданий, понимать прочитанное;

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;



  • выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;



Ученик получит возможность научиться:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные



  • умение осуществлять самоанализ и самоконтроль результата, умение принимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей;




  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;




Лексика




  • объяснять значение слов для решения орфографических задач в корне слова;



  • выделять среди предложенных слов синонимы, антонимы;




Словообразование




  • подбирать родственные слова, отличать их от изменения одного и того же слова;



  • осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы;



  • преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами;



  • классифицировать слова в зависимости от их строения, соотносить их с предложенными моделями;




морфология



  • классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники);



  • узнавать названия предметов в косвенных падежах, ставить вопросы к ним;



  • изменять слова названия по числам и командам вопросов для решения орфографических задач




Синтаксис и пунктуация



  • отличать предложения от группы слов

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам;



  • различать предложения по цели и интонации;



  • различать предложения, разные по цели и по интонации;



  • находить в тексте предложения разных видов;



  • отличать текст от группы предложений;



  • правильно оформлять границы предложений;



  • ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но;




Орфография



  • обнаруживать орфограммы и соотносить их с изученными правилами;



  • выбирать на месте орфограмм безударную гласную;



  • выбирать на месте орфограмм парную по глухости-звонкости согласную;



  • применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных в корнях слов разных частей речи;



  • применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи;



  • применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте непроизносимых согласных в корнях слов разных частей речи;



  • применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте удвоенных согласных в корнях и на границе морфем слов разных частей речи;



  • грамотно писать распространенные приставки и суффиксы;



  • соблюдать изученные правила переноса слов;



  • пользоваться орфографическим словарем учебника;



  • использовать прием письма с «окошками» для сознательного ухода от орфографических ошибок при затруднении;



  • проверять написанное;



  • списывать (45 слов);



  • писать под диктовку (45 слов);



  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе






Материальное обеспечение учебного процесса

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век),

  1. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед.

  2. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011 и послед.

  3. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 и послед.

  4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – 2012 и послед.

  5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1, 2 класса. – 2011 и послед.

  6. Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. – 2009 и послед.

  7. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку 2 класс. В 2-х частях. Ч.1: тренировочные задания; Ч.2: конторольные задания. – 2012 и послед.

  8. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2,3,4 классов. В 2-х частях. – 2012 и послед.

  9. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др.


Пособия для учителя (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

  1. Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010 и послед.

  2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед. (в электронном виде);

  3. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений.

  4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 (2, 3, 4) класса. – 2011 и послед. (в электронном виде)



Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения села Русская Борковка разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (
Составлено на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]....
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconПояснительная записка Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Освоение содержания начального образования направлено на достижение следующих общих целей
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconПояснительная записка Основная образовательная программа гимназии №1591начальное образование разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ
Целостность учебно-воспитательного процесса. Единство обучения, воспитания, развития
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconПояснительная записка программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции...
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconПояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconПояснительная записка Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconРусский язык пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом...
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconПояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике, примерной программы начального общего образования по математике, авторской программы Л.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №1 р п.
«Физическая культура» на основе авторской программы В. И. Лях, А. А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся...
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. iconОкружающий мир пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, на основе...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты