|
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (Программы начального школьного образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.), поурочного планирования к учебнику «Азбука» (Петрова Е.А., Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012). Целями обучения литературному чтению являются:
Задачи:
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». После обучения грамоте начинается изучение литературного чтения. Логика изложения авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования. Поэтому в программу не внесено никаких изменений. Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:
^ На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются 88 часов и 5 часов резервных (22 учебные недели по 4 часа в неделю). На уроки литературного чтения отводится 40 часов (4 часа в неделю), в том числе нетрадиционных: фестиваль сказочных героев – 4; урок-сказка – 2; урок-конкурс – 2; урок-путешествие – 3; урок-заочная экскурсия – 1; урок-спектакль – 1; урок-викторина – 1; урок-праздник – 2; урок-игра – 1; урок-состязание – 1; урок-фантазия – 2; урок-творчество – 1; урок-концерт – 1; урок КВН – 1; библиотечный урок – 1; литературный калейдоскоп -1. ^ Образовательный процесс на уроках литературного чтения ориентирован на развитие творческой личности ребенка, способной к нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций. Курс «Литературного чтения» В.А. Лазаревой создает условия для реализации творческого потенциала одаренных детей. Он помогает разбудить сокровенные чувства первоклассников, воодушевляет их на раскрытие перед окружающими своего внутреннего мира. Для развития креативности мышления первоклассников можно использовать следующие учебные задания: сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку; заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы; восстановить смысл пословиц; зашифровать пословицу с помощью рисунка; сочинить сказку или рассказ по аналогии с прочитанным; завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки; восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова; нарисовать иллюстрацию к тексту; инсценировать произведение (групповая работа); сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу; создать книжку-малышку с собственными текстами и рисунками. Перечисленные формы работы дают возможность организовать интеллектуальные и творческие соревнования обучающихся в рамках предмета «Литературное чтение». В 1 классе начинается приобщение детей к проектно-исследовательской деятельности, которая представляет собой «мини-проект», руководимый учителем. Проектное задание должно содержать элемент интриги, чтобы заинтересовать детей. Учитель представляет необходимые инструкции в форме наводящих вопросов и групповой дискуссии, но ни в коем случае не прямо. Завершается проектная деятельность публичной презентацией, которая актуализирует коммуникативные навыки учащихся. Для проектной деятельности в 1-ом классе можно предложить создание костюма литературного героя, модели обложки художественного произведения, постановки мини-спектакля по прочитанному произведению, ролевой игры, создание макета декораций к спектаклю по произведению, сочинению сказок, инсценирование случая, подходящего к пословице. В методике работы с учащимися 1 класса преобладают задания занимательные, игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе литературного чтения первого года обучения предусмотрены самостоятельные работы, позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к предмету «Литературное чтение»; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; – первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность); – первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения ^ – интереса к учебному материалу; – мотивации к успешности учебной деятельности; – основы для эмоционального переживания художественного текста; – любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества; – умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; – умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов; – принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений; – выполнять учебные действия на основе алгоритма действий. ^ – понимать цель и смысл выполняемых заданий; – понимать важность планирования своей деятельности; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; – работать со словарем и материалом предварительного чтения; – понимать принятую в учебнике систему значков; – осуществлять первоначальный контроль своих действий Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – читать тексты и понимать их фактическое содержание; – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – пользоваться словарем учебника ^ – выделять в тексте основные части; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; – сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный); – работать с сопоставительными таблицами; – работать с текстами в Хрестоматии Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного. ^ – проявлять интерес к общению и групповой работе; – преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности Предметные результаты ^ Обучающийся научится: – читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части – пересказывать небольшие по объему тексты; – находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; – оценивать героя литературного произведения по его поступкам; – понимать изобразительную природу художественного текста. Обучающийся получит возможность научиться: – выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание; – определять главную мысль литературного произведения; – отвечать на вопросы по содержанию текста; – соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; – строить высказывание по заданному образцу ^ Обучающийся научится: – отличать художественные книги от научно-популярных; – определять автора книги и ее название; – называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; – пользоваться значками для ориентировки в учебнике; – находить в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение; – ориентироваться в учебнике по содержанию ^ – пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике; – находить то или иное произведение в Хрестоматии; осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе; – ориентироваться в сборнике сказок; – участвовать в организации выставки книг в классе – объяснять назначение художественных книг; – выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом». Литературоведческая пропедевтика Обучающийся научится: - сопоставлять небольшие по объему тексты художественный и научно-популярный; – понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план; – различать произведения малых фольклорных жанров Обучающийся получит возможность научиться: – находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись; – видеть реальное и фантастическое в художественном тексте; – отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка; – эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке; – видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения. ^ Обучающийся научится: – подбирать иллюстрации к литературному произведению; – создавать рисунки, иллюстрации к произведениям; – выражать эмоции и настроение в процессе чтения Обучающийся получит возможность научиться: – читать по ролям стихотворения; – выражать чувства, передавать настроение в стихотворении; – передавать эмоциональное содержание художественных текстов; – выделять особенности характера животных – героев народных сказок
88 часов (4 часа в неделю) Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр. ^ 40 часов (4 часа в неделю) Освоившие чтение дети в короткий послебукварный период должны научиться читать художественный текст, открыть его для себя как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях, о себе. Продолжается работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность. В первом классе ученики-читатели знакомятся с признаками художественного текста: изобразительностью и выразительностью, появляется возможность работать над выразительным чтением. Обучающиеся должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию из текста, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. В 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности и начинают формироваться основные читательские умения. Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений. В первый год обучения дети должны освоить азбуку литературоведения, поданную в учебнике в занимательной учебной форме как «секреты» художественного текста. Эта линия определяет сюжет учебника «Литературное чтение» для 1 класса. В учебнике изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских умений. На материале интересных и доступных младшим школьникам произведений в игровой форме открываются «секреты» художественного текста, и дети знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество. Главное направление в развитии навыка чтения в этом учебном году состоит в формировании таких качеств навыка чтения, как правильность и осознанность, а также понимание детьми при чтении фактического содержания текста. Дети учатся ориентироваться в речевом потоке, выделять события, видеть их последовательность, пересказывать сюжеты небольших по объему текстов. Самая главная учебная задача 1 класса - помочь детям понять изобразительно-выразительную природу художественного текста, узнать о способности автора словами нарисовать картину, передать чувства и мысли, создать характер героя. Читая и думая над содержанием произведений, включенных в учебник, дети выходят на первоначальные представления о важнейших нравственных понятиях. Учитель организует работу над текстом таким образом, чтобы, сопереживая героям, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного произведения: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки. В 1 классе начинается осмысление детьми таких нравственных качеств, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность. Круг детского чтения 1. «Ведь это чудо из чудес – когда из слов вдруг вырос лес!» «Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; А.С. Пушкин «…Под голубыми небесами…»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка». ^ Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянька из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц_барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). ^ «Весна_красна» (по И.С. Соколову_Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень_очень вкусный пирог». ^ С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем...». ^ Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); В.А. Осеева «Сыновья»; И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы, поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям». ^ К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».
Предусмотрена комплексная оценка результатов образования, которая включает:
Оценка личностных результатов. Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий. Предмет оценки: эффективность деятельности системы образования, образовательного учреждения. Процедуры внутренней оценки: мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств, определённых в основной образовательной программе как личностные результаты. Личностные учебные действия не оцениваются фактической оценкой. Личностными результатами служит сформированность универсальных учебных действий и представляет собой: - сформированность внутренней позиции обучающегося к лицею, учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - сформированность основ гражданской идентичности; - сформированность самооценки в учении. Осознанность успеха и неуспеха; - знание моральных норм Оценка предметных результатов Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Процедуры оценки: а) внутренняя накопленная оценка, б) итоговая оценка (внутренняя и внешняя). Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. В системе оценивания в начальной школе используются комплексные оценки, характеризуемые по разным признакам: - внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, лицеем) и внешняя оценка (проводится в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации лицея, результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах). - субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ ) и - объективизированные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки. - интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации. - самоанализ и самооценка обучающихся. Оценка метапредметных результатов. Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Предмет оценки: уровень сформированности данного вида учебных действий. Процедуры оценки: - решение задач творческого и поискового характера; - учебное проектирование; - итоговые проверочные работы; -комплексные работы на межпредметной основе; -мониторинг сформированности основных учебных умений. Накопительная оценка, фиксируемая в «портфолио» в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или психолога лицея. Итоги диагностических, комплексных и проверочных работ фиксируется в портфолио обучающегося в виде оценочных листов, листов наблюдений и личных достижений, творческих работ, индивидуальных маршрутных листов. В 1 классе можно выделить две формы контроля:
Текущий контроль предполагает 3 проверочные работы после изучения раздела или темы («Проверь себя»), предусмотренные программой и рассчитанные на 10-15 минут. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения. Итоговый контроль предполагает комплексную контрольную работу в конце учебного года. Цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговую работу входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Курс рассчитан на проведение 3 проверочных работ («Проверь себя»), 1 комплексной контрольной работы. Необходимый минимум заучивания наизусть в этом учебном году – 7-10 стихотворений. ^
|
![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климановой Л. Ф, Бойкиной М. В. «Литературное чтение», Сборник рабочих... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2010г.) и авторской программы курса Свиридовой В. Ю.,... |
![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы курса «Литературное чтение»... | ![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Мбоу «сош №1» города Юбилейного, на основе авторской программы Л. Ф климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... |
![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... |
![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа... | ![]() | Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие |
![]() | Поурочное планирование по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение» Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие | ![]() | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... |