Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» icon

Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование»



НазваниеТема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Алёнушка» г.Строитель Яковлевского района Белгородской области»


Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование»


Цель семинара: знакомство педагогов ДОУ с содержанием и теоретическими основаниями ФГТ, идеями деятельностной, культурно-исторической психологии, личностно ориентированной, гуманистической педагогики; формирование педагогических компетенций, позволяющих осуществлять подлинное диалогическое, субъект-субъектное развивающее общение с детьми дошкольного возраста.


Задачи:

- изучить требования к структуре ООП

- изучить требования к организации деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- обсудить примерную общеобразовательную программу «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой на соответствие ФГТ;

- разработать единую структуру календарного планирования.


Литература:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 4.-2010.-с 4-11.

  • О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 5.-2010.-с 36-39.

  • Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция//Дошкольное воспитание.- № 7.-2010.-с 4-11.

  • Дошкольное учреждение: стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры//Дошкольное воспитание.- № 5, № 7, № 8 -2010.-с.47-56, с. 12-19, с. 6-15

  • Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных государственных требований//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- № 9.-2010.-с.6-15.

  • Э. Емельянова. Проблемы внедрения Федеральных государственных требований и пути их решения//Современное дошкольное образование.- № 5.-2010.-с. 28-32

  • Н. Федина. О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» //Дошкольное воспитание.- № 1.-2011. -с. 6-12.

  • О. Скоролупова, Н. Федина. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании//Дошкольное воспитание.- № 5.-2010.-с 40-45.

  • О. Скоролупова, Н. Федина. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 8.-2010.-с 6-15.

  • О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 12.-2010.-с. 4-11.

  • Безрукова Е.В., Иванова А.А. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ / Управление ДОУ № 8, 2011 год

  • Микляева Н.В. Развитие дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ / Управление ДОУ № 7 , 2011 год

  • Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Программа «Детство» - новая жизнь в соответствии с ФГТ / Управление ДОУ № 5, 2011 год

  • Белая К.Ю. Ещё раз об образовательной программе ДОУ / Управление ДОУ № 5, 2011 год

  • Белая К.Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГТ / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 11, 2011 год

  • Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2011 год


Заседание 1.

Дата проведения: 10 октября 2011 год

План проведения семинара:

1. Концептуальные основы Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - сообщение + презентация (заведующий Садовая О.В.)

^ 2. Программа «Детство» - новая жизнь в соответствии с ФГТ - выступление (старший воспитатель Мерзликина Н.Я.)

Концептуальные основы Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности.

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

формирование их общей культуры,

развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3)содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы


^ Программа «Детство» - новая жизнь в соответствии с ФГТ

Увидела свет новая редакция широко известной в России комплексной образовательной программы дошкольного образо­вания «Детство» (далее — Про­грамма), которая соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основ­ной общеобразовательной про­граммы дошкольного образова­ния (ФГТ).

В обновленной Программе от­ражено содержание психолого-педагогической работы по осво­ению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Со­циализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение худо­жественной литературы», «Худо­жественное творчество», «Музыка», а также дана характеристика пла­нируемых результатов освоения детьми данной Программы.

Все общие задачи воспитания и развития ребенка, поставленные в ФГТ по каждой образователь­ной области, получили в Про­грамме уточнение с учетом кон­кретной возрастной группы и возможностей детей.

В основной части Программы представлено содержание рабо­ты в четырех возрастных груп­пах: отражены особенности воз­раста и организации жизни де­тей, общие задачи воспитания и развития, режим, некоторые тре­бования к предметно-развиваю­щей среде. Последовательно рас­крываются задачи и содержание каждой образовательной облас­ти, формы и методы работы с детьми, интеграция образователь­ных областей. В разделе «Ориен­тация детей в образовательной области» отражены объекты, о которых узнает ребенок, что помогает ему правильно ориен­тироваться в той или иной сфере окружающего мира (социальной, художественной, природной, предметной). Содержание этого раздела показывает педагогу, как обогащаются детские представ­ления о мире, какие темы важ­но затрагивать в общении с ними, наблюдении, беседах, ознакомле­нии с художественной литерату­рой и искусством. В разделе «Организация опыта освоения образовательной области» рас­крывается содержание работы педагога по развитию детской самостоятельности, формирова­нию различных умений (прак­тических, коммуникативных, познавательных, художественных), эмоций и чувств дошкольников (социально-нравственных, эсте­тических, познавательных).

Каждый раздел по той или иной образовательной области завершается итогами освоения ее содержания, раскрывает достиже­ния ребенка и проблемы, требу­ющие совместных усилий педа­гогов и родителей по их преодо­лению.

В конце каждого раздела по той или иной возрастной груп­пе представлена краткая харак­теристика развития интегативных качеств ребенка. Это позво­ляет педагогу видеть динамику развития дошкольника от груп­пы к группе и соответственно планировать образовательный процесс.

Завершается основная часть Программы характеристикой планируемых итоговых резуль­татов освоения детьми образова­тельного содержания через опи­сание интегративных качеств выпускника детско­го сада.

Система мониторинга достиже­ния детьми планируемых резуль­татов освоения Программы пред­ставлена отдельно в методичес­ком пособии «Мониторинг в детском саду. Как работать по Программе "Детство"».

Основная часть включает также раздел, посвященный взаимодей­ствию детского сада с семьей, и заканчивается перечнем обеспечения процесса воспитания и развития детей по Программе.

В Программе впервые прак­тически реализован подход к организации целостного разви­тия и воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхож­дение ребенка в современный мир обеспечивается широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культу­ры: изобразительным искусст­вом и музыкой, детской литера­турой и родным языком, эколо­гией и математикой, игрой и трудом.

Программа прошла многолет­нюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный про­граммно-методический продукт обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечи­вающий единый процесс социа­лизации-индивидуализации лич­ности через осознание ребенком своих потребностей, возможнос­тей и способностей.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс до­школьного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте большинство детей только при­ходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.

Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с ро­дителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обес­печить его полноценное развитие.

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих пе­дагогических возможностях.


Заседание 2

Дата проведения: 6 декабря 2011 год

План проведения семинара:

^ 1.Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция - сообщение (старший воспитатель Мерзликина Н.Я.)

^ 2. Практическая часть. Работа с программой «Детство» (педагоги ДОУ)

3.Формы и методика проведения непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ - сообщение + презентация (старший воспитатель Усевич И.М.)

^ 4. Создание творческой группы по разработке календарно-тематического планирования


Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной образовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.

Образовательные области, выделенные в ФГТ:

«Здоровье»

«Физическая культура»

«Социализация»

«Труд»

«Безопасность»

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Познание»

«Музыка»

«Художественное творчество»

* Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.

Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

  • В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

  • ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

  • Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:

- поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое;

- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Образовательная деятельность осуществляется:

в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной

в ходе режимных моментов;

в самостоятельной деятельности детей;

в процессе взаимодействия с семьями детей.

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идее его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально- личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения.

Образовательный процесс так же должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников


^ Практическая часть

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Программа «Детство» основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесс, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года», «Мальчики и девочки», «Наши домашние питомцы», «Наш город». Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

Педагогам предлагается проследить интеграцию образовательных областей по программе «Детство».


^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА


Образовательная область

Раздел образовательной области

Интеграция

«^ Физическая культура»

Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными

-

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

«Здоровье» и «Безопасность»

Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными

-




«Социализация»

1. Развитие игровой деятельности.

^ В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Интегрируется со всеми областями.

2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.

^ Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.

Интегрируется со всеми областями, особенно с такими как «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,

«Труд», «Художественная деятельность». В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей.

«Труд»

^ Развиваем ценностное отношение к труду

1.Труд взрослых и рукотворный труд

2.Самообслуживание и детский труд



Интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых, и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Развитие мелкой моторики, самостоятельность в самообслуживании благоприятны для укрепления физического и психического здоровья, а формирование умения правильно обращаться с предметами и материалами – для реализации цели безопасного поведения.

«Познание»

1.Развитие сенсорной культуры.

^ Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд»,

2.Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

^ Ребенок открывает мир природы.


Интегрируется с другими обр. областями, в которых на основе представлений о природе происходит развитие эмоций, связанных с природой («Музыка» и «Социализация»), умений отражать объекты природы в рисовании, лепке, аппликации («Художественное творчество»), представлений о безопасном поведении и труде в природе («Безопасность» и «Труд»), о взаимодействии человека с природой («Чтение художественной литературы»).

3.Развитие математических представлений.

^ Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Интеграция состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей); умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации). Интеграция осуществляется в играх, практической деятельности, в ситуациях, развлечениях.

«Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

1.Связная речь

2.Грамматически правильная речь

3.Звуковая культура речи

4.Словарь

5.Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Интегрируется со всеми областями

«Чтение художественной литературы»

Ребенок в мире художественной литературы

-

Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к книге и первичных ценностных ориентаций.

«Художественное творчество»

Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество

1.Приобщение к изобразительному искусству

2.Художественная деятельность и детское творчество

«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература»

«Музыка»

^ Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность

-

Интегрируется со всеми областями,



^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»

СРЕДНЯЯ ГРУППА


Образовательная область


Раздел образовательной области

Интеграция

«^ Физическая культура»

Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными


-

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Интеграция возможна в освоении сенсорных эталонов, овладении правилами безопасного поведения, социальным опытом, опытом общения с детьми взрослыми, речевыми умениями (обсуждении движений, вариантов использования различных физкультурных пособий, выражении своих желаний, оценочных суждений, предложений своих вариантов движений, правил), отражении в подвижных играх различных образов, обыгрывании действий сказочных персонажей, героев детских стихов, песен, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активным двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его возможностях, благоприятных условиях жизни.

«Здоровье»

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка

-

«Коммуникация», «Социализация»,

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Музыка»


«Безопасность»

Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире





«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»,

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд»


«Социализация»

1. Развитие игровой деятельности.

^ В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Интегрируется со всеми областями.

2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.

^ Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.

Интегрируется со всеми областями, особенно с такими как «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Художественная деятельность», «Чтение художественной литературы»



«Труд»

^ Развиваем ценностное отношение к труду

1. Труд взрослых и рукотворный труд

2. Самообслуживание и детский труд



Интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», за счет расширения детских представлений о мире взрослых, их трудовой деятельности, неразрывной связи познания этой стороны современного мира с развитием речи детей, формирования основ сенсорной культуры, включения детей в систему социальных отношений, отражения мира взрослых в детской игре. Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно обращаться с предметами и простейшими инструментами, общее представление о бытовой технике, имеющейся в каждом доме, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.

«Познание»

1. Развитие сенсорной культуры.

^ Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация», «Коммуникация»

2.Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

^ Ребенок открывает мир природы.


Интегрируется с образовательными областями «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка».

Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

  • использовать разнообразие экологических игр и упражнений (дидактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок) в содержании разных образовательных областей;

  • в содержание образовательной области «Труд» включать уход за растениями и животными уголка природы, а также на участке дет­ского сада при постоянной помощи воспитателя;

  • продолжать обогащать и уточнять представления детей в процессе чтения художественной литературы; уточнять и закреплять представления детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?», «Живые ли деревья зимой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и т.д.), составления описательных рассказов;

  • поощрять желание детей отражать свои впечатления от изме­нений в природе в разнообразной продуктивной деятельности (рисунки, поделки из природного материала); в уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, поместить обводки, контуры (фруктов, овощей, грибов, деревьев, зверей, птиц, снежинок), тонированную бумагу для изображения, составления пейзажей и натюрмортов; рассматривать репродукции;

  • использовать наблюдения природы, ее звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о природном мире.

Содержание экологического развития можно представить в виде нескольких крупных тем, в рамках которых планируется организация образовательных ситуаций, игр, обсуждений, совместных дел, чтения: «Почему осень называют золотой?», «Что нам осень (весна, лето, зима) принесла (подарила)?», «Мой домашний любимец», «О чем грустит растение», «Чему учит мама своих малышей», «Что ты видел интересного по дороге в детский сад?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке?».

3.Развитие математических представлений.

^ Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Интеграция с другими направлениями (изобразительной деятельностью, природо­ведческой, конструированием) осуществляется повседневно через целевые установки: навести порядок (как?), объединиться по трое, распределить кукол по росту, определить форму листьев комнатных растений (с чем их надо сравнить), отыскать самый высокий из кустарников (как сравнить и для чего).

Интеграция осуществляется и через содержание образования (представления, знания), его развивающее воздействие на детей (упорядочивать, обобщать, сравнивать, пользоваться числами, увеличивать и уменьшать по величине и числу).

Дидактические средства — игры, игровые материалы, художественная, познавательная литература, опыты и эксперименты — содержат в себе элементы интеграции разных видов познания.

«Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

1.Связная речь

2.Грамматически правильная речь

3.Звуковая культура речи

4.Словарь

5.Подготовка к обучению грамоте

6.Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Интегрируется со всеми областями

«Чтение художественной литературы»

Ребенок в мире художественной литературы

-

«Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

«Художественное творчество»

Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество

1.Приобщение к изобразительному искусству

2.Развитие изобразительной деятельности и детского творчества

«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература», «Труд»

«Музыка»

^ Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность

-

Интегрируется со всеми областями


^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»

СТАРШАЯ ГРУППА


Образовательная область

Раздел образовательной области

^ Интеграция областей

«Физическая культура»

Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными


-

Целесообразна интеграция с образовательными областями «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд» и обеспечивается использованием двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, раз­вития мелкой моторики. Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приемов, стимулирующих самостоятельность и творческую инициативу. В свою очередь в двигательной активности дети могут использовать опыт, полученный при освоении других образовательных областей. Например, измерение расстояний условными мерками, подсчет количества движений, ориентировка в пространстве, придумывание новых образных названий упражнениям, выполнение различных упражнений, отражающих сезонные явления, объекты при­роды, выполнение упражнений под музыку.

Интеграция физического, математического, природоведческого развития эффективна в овладении способами сравнения, оценки, обобщения исходя из существенных и несущественных признаков. Интеграция проявляется в правиль­ном использовании невербальных средств общения: мимики, жес­тов, поз.

«Здоровье»

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка

-

«Коммуникация», «Социализация»,

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество»


«Безопасность»

Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире

-

«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»,

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд»


«Социализация»

1. Развитие игровой деятельности.

^ В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Интегрируется со всеми областями.

2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.

^ Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.

Интегрируется с большинством других образовательных областей: «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изобразительная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентации и представления, происходит развитие детского самосознания.

«Труд»

^ Развиваем ценностное отношение к труду

1. Труд взрослых и рукотворный труд

2. Самообслуживание и детский труд



Наиболее ярко выражена интеграция данного раздела программы с образовательной областью «Социализация», что обеспечивает возможность переноса ребенком осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной трудовой деятельности жизненного опыта на становление общей картины современного мира, способности выстраивать отношения с людьми, решать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.

Оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для эмоционально-положительного настроя и способствуют укреплению физического и пси­хического здоровья. Формирование правильных способов обращения с инструментами, бытовой техникой, имеющейся в каждом доме, обеспечивает возможность достижения целей безопасного поведения.

Экспериментирование, использование литературных произведений, картин и иллюстраций о трудовой деятельности, широкое использование загадок и обсуждений, побуждающих к размышле­нию, анализу, обеспечивают развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие связной диалогической и моноло­гической речи в общении со взрослыми и сверстниками. Ориен­тация самостоятельной трудовой деятельности на создание творческого продукта — развитие художественного творчества.

«Познание»

1. Развитие сенсорной культуры.

^ Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка»

2. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

^ Ребенок открывает мир природы.


Интегрируется практически со всеми образовательными областями: «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».

Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

- обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря (расширяет социальные ориентации детей и представления о народной культуре);

- использование для слушания звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира);

- реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей: «Календарь природы», «Почемучка», «Мы кладоискатели», «Я – помощник», «Книга путешествий», «Наши сказки о животных». «Наши коллекции»

3.Развитие математических представлений.

^ Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным. Так, в ходе поиска способов преобразования геометрических фигур (из одних фигур получить другие) творческий подход к реализации идеи осваивается в деятельности по аппликации, бумагопластике, изонити, лепке. Детям могут быть предложены темы «Изготовление витражей», «Рисуем математику». В конструировании дети используют схемы и модели разной степени сложности, измерение, сравнение с помощью чисел, анализ конструкции с точки зрения пропорций соотношения частей, симметрии, размещения в пространстве, соответствия стилю и эстетическим требованиям.

Интеграция математического и природоведческого развития эффективна в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.

В детских играх-проектах «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу», «Игры для малышей», «Считай, смекай, отгадывай» и т. п. создаются благоприятные условия для интеграции, становления и развития субъектной позиции ребенка.

«Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

1.Связная речь

2.Грамматически правильная речь

3.Звуковая культура речи

4.Словарь

5.Подготовка к обучению грамоте

6.Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Интегрируется со всеми областями

«Чтение художественной литературы»

Ребенок в мире художественной литературы

-

«Художественное творчество», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

«Художественное творчество»

Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество

  1. Приобщение к изобразительному искусству

  2. Развитие изобразительной деятельности и детского творчества

«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественная литература», «Труд»

«Музыка»

^ Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность

-

Интегрируется со всеми областями


^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА


^ Образовательная область

Раздел образовательной области

Интеграция

«Физическая культура»

Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными


-

Целесообразна интеграция с образовательными областями «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд». Она обеспечивается использованием двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развития мелкой моторики. Интеграция проявляется в возможности переноса осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности ребенка, в использовании общих приемов, стимулирую­щих проявления самостоятельности и творческой инициативы.

«Здоровье»

Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка

-

«Коммуникация», «Социализация»,

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество»


«Безопасность»

Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире

-

«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»,

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Труд»

«Социализация»

1. Развитие игровой деятельности.

^ В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Интегрируется со всеми областями.

2. Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.

^ Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.

Интегрируется со всеми областями, особенно с такими как «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Художественная деятельность», «Чтение художественной литературы», «Музыка», в которых происходит дальнейшее обогащение социально – личностного опыта детей, развиваются социально- ценностные ориентации и представления, формируется готовность к школьному обучению, стремление к новой социальной позиции школьника, происходит развитие детского самосознания.

«Труд»

^ Развиваем ценностное отношение к труду

1.Труд взрослых и рукотворный труд


2.Самообслуживание и детский труд



Интегрируется со всеми подразделами программы. Это позволяет обеспечить целостность педа­гогического процесса, ориентированного на становление у будущего первоклассника реальной картины современного мира и способности выстраивать отношения с людьми, решать жизненные проблемы, делая осознанный нравственный выбор, на основе осознания осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной трудовой деятельности жизненного опыта.

Оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления здоровья, форми­рования физической готовности к школьному обучению. Цели безопасного поведения в современном социуме достигаются за счет освоения детьми важнейших правил техники безопасности при обращении с бытовой техникой и инструментами.

Психологическая и личностная готовность к школьному обучению, развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие речи как средства общения достигаются за счет развития субъектной позиции ребенка в экспериментировании, участии в проектах. Этому же способствует широкое использование литературных произведений, картин и иллюстраций о трудовой деятельности, загадок и обсужде­ний, побуждающих детей к размышлению и анализу, обоснованию своей точки зрения.

Развитие художественного творчества обеспечивается ориентацией самостоятельной трудовой деятельности на создание творческого про­дукта, удовлетворяющего интересы и склонности девочек и мальчиков.

Содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными подразделами «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной образовательной области на основе освоения адекватной картины современного мира социально-экономических отношений и позитивного опыта вхождения в реальные тру­довые связи со взрослыми и сверстниками.

«Познание»

1.Развитие сенсорной культуры.

^ Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

2.Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

^ Ребенок открывает мир природы.

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество»

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми об­разовательными областями.

Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская природоведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искусства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребенка. Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Для интеграции экологического содержания с другими образовательными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд». «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), можно использовать следующие темы: «Путешествие в царство цветов и звуков», «Путешествие по странам и континентам», «Круглый год», «Лесные новости», «Невидимые нити», «Кладовая природы», «Письмо на снегу», «Чудеса в решете», «Там, на неведомых дорожках». По этим темам может быть организована проектная деятельность детей, в ходе которой дети применяют освоенный опыт из разных образовательных областей.

3.Развитие математических представлений.

^ Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Интеграция состоит в использовании ребенком приемов познания (обследование, количественная и качественна оценка, сравнение, обобщение) в разных видах продуктивной деятельности с целью познания или уточнения связей и зависимостей в изобразительной деятельности, природоведческой, конструктивной (из песка, различных конструкторов), а также в музыкальной и социальной деятельности.

«Коммуникация»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

1.Связная речь

2.Грамматически правильная речь

3.Звуковая культура речи

4.Словарь

5.Подготовка к обучению грамоте

6.Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

Интегрируется со всеми областями.

«Чтение художественной литературы»

Ребенок в мире художественной литературы


-

Интегрируется со всеми разделами программы. Наиболее актуальны взаимосвязи с разделами «Коммуникация» (обогащение содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря), «Познание» (формирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности), «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально- этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме).

«Художественное творчество»

Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество

1. Приобщение к изобразительному искусству

2.Развитие изобразительной деятельности и детского творчества

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка».

Интересными для детей являются досуги, развлечения по типу «Что такое хорошо, что такое плохо», предусматривающие обсуждение причин и последствий поступков , а также рассматривание иллюстраций к детским книгам с выделением средств выразительности и «секретов», с помощью которых художники передают собственное отношение к героям, рассказывают о хороших поступках.

«Музыка»

^ Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность

-

Интегрируется со всеми областями

Формы и методика проведения непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал. Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

До сегодняшнего дня, т.е. до введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования доминировал учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель являлась наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводил занятия, которые, по сути, представляли собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей, сущность учебной модели не изменялась. Организация специальных занятий по «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество.

Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Как мы видим, учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике дошкольного образования. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» - отсутствие термина «занятие» обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на два основных блока:

совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет)

В чем разница этих двух моделей? Из рекомендуемой модели исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а форма занятий, а в совместной деятельности детей и взрослых появляется такая форма как непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием.

Рассмотрим теперь суть этой новой модели, т. е. то к чему мы должны с вами стремиться.

В совместной деятельности взрослого и ребенка, соответственно и в непосредственно образовательной деятельности ребенок должен стать субъектом взаимодействия со взрослым (их отношения построены на основе сотрудничества; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; и активен не менее взрослого).

Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

Таким образом, принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели:

  • исключение учебного блока (но не процесса обучения!);

  • увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;

  • изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;

  • изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:

  • действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);

  • федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;

  • типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;

  • рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.

Коснусь еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра

Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Формы образовательной деятельности

Двигательная детская деятельность

  • Подвижные игры с правилами

  • Подвижные дидактические игры

  • Игровые упражнения, игровые ситуации

  • Соревнования, досуги

  • Ритмика, аэробика, детский фитнес

  • Спортивные игры и упражнения.

  • Аттракционы

  • Спортивные праздники

  • Гимнастика (утренняя и пробуждения)

  • Организация плавания

Игровая детская деятельность

  • Сюжетные игры, игры с правилами

  • Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)

  • Игры с речевым сопровождением

  • Пальчиковые игры

  • Театрализованные игры

Продуктивная детская деятельность

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

  • Реализация проектов

  • Детский дизайн

  • Опытно-экспериментальная деятельность

  • Выставки, мини музеи

Чтение детской художественной литературы

  • Чтение, обсуждение

  • Заучивание, рассказывание

  • Беседа

  • Театрализованная деятельность

  • Самостоятельная художественная речевая деятельность

  • Викторина, КВН

  • Вопросы и ответы

  • Презентации книжки

  • Выставки в книжном уголке

  • Литературные праздники, досуги.

Познавательно – исследовательская деятельность

  • Наблюдение, экскурсия

  • Решение проблемных ситуаций

  • Экспериментирование, исследование

  • Коллекционирование

  • Моделирование

  • Реализация проекта

  • Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)

  • Конструирование

  • Увлечения

Коммуникативная детская деятельность

  • Беседа, ситуативный разговор

  • Речевая ситуация

  • Составление и отгадывание загадок

  • Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)

  • Этюды и постановки.

  • Логоритмика.

Трудовая детская деятельность

  • Дежурство, поручения, задания

  • Самообслуживание

  • Совместные действия

При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности с детьми рекомендуется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса учитывать следующие параметры:

- общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю;

- продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

- количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня.

Каждая организованно-образовательная деятельность имеет структуру.

1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.

2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.

3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

4. Педагогам предлагается создать временную творческую группу по разработке календарно-тематического планирования из числа педагогов ДОУ.


Заседание 3

Дата проведения: 11 января 2012 года

1.Практическая часть

2. Особенности планирования работы с учетом ФГТ (старший воспитатель Усевич И.М.)

3.Разработка структуры календарного планирования (воспитатели всех возрастных групп)

Практическая часть.

Педагогам ДОУ предлагается ответить на вопросы:

  • Что устанавливают ФТТ?

  • С какой целью были приняты новые ФТТ?

  • Что включает в себя основная общеобразовательная программа? (совокупность образовательных областей)

  • По каким направлениям обеспечивается содержание Программы?

  • Принципы, которым должна соответствовать программа.

  • Что такое непосредственно образовательная деятельность (НОД)?

  • Из каких частей состоит программа?

  • Какой должен быть объем обязательной программы? (80%)

  • Какой объем программы, которую формируют участники образовательного процесса? (20 %)

  • Какие части содержит обязательная часть программы?

  • Назовите образовательные области.

  • Что такое интеграция? (Переход от дифференцированного образа действительности к синтетическому на основе функционально-системного и деятельностного подходов, формирования межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения).


Особенности планирования работы с учетом ФГТ

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.


Разработка структуры календарного планирования

  1. Титульный лист (оформление)



ПЛАН

^ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

старшей группы № 9 на 2011 – 2012 учебный год


(примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой)


Воспитатели:

^ Ф.И.О. (кв.категория)

Музыкальный руководитель:

Ф.И.О. (кв.категория)

Воспитатель (ИЗО):

Ф.И.О. (кв.категория)

Воспитатель (ин.язык):

Ф.И.О. (кв.категория)

Воспитатель (ФИЗО):

Ф.И.О. (кв.категория)


  1. Листок здоровья






п/п

Фамилия Имя ребёнка

Дата рождения

Группа здоровья

Медицинский диагноз



















  1. ^ Список детей, занимающихся с педагогом-психологом и учителем-логопедом ДОУ






п/п

Фамилия Имя ребёнка

Педагог-психолог

Учитель-логопед

1

Иванов Сережа

+




2

Петров Виктор




+




  1. Распределение детей на подгруппы с учетом индивидуальных особенностей






п/п

Фамилия Имя ребёнка

Подгруппа

1

Иванов Сережа

Первая

2

Петров Виктор

Первая

3

Куницына Настя

Вторая




  1. Режим дня группы на теплый период года

  2. Режим дня группы на холодный период года

  3. Модель образовательной деятельности (непосредственно образовательная деятельность)

  4. Задачи годового плана:

    • Расширение сведений о функционировании организма и правилах заботы о нем в процессе проведения всех режимных процессов в течение дня.

    • Воспитание патриотических чувств через работу с социумом и организацию экскурсий.

    • Воспитание дружеских взаимоотношений, стремления к проявлению инициативы и самостоятельности в процессе организации сюжетно-ролевых игр.

  5. Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни: (ВЗЯТЫ ИЗ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»)

    • Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и ги­гиеническую культуру детей.

    • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

    • Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.

    • Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.

    • Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

    • Воспитывать у каждого ребенка любовь к своей семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной де­ятельности и творчеству.

    • Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и тендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и пат­риотические чувства детей.




  1. ^ Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

Содержание образовательной области

«Физическая культура»

направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  •   накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  •   формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.


Реализация задач осуществляется через: комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Бабаевой Т.И.СПБ., Детство – Пресс, 2011 и дополнительную программу: «Играйте на здоровье», автор Л.Н.Волошина, М., 2004


Содержание образовательной области «Здоровье»

направлено на достижение целей охраны жизни и здоровья детей, формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Реализация задач осуществляется через: комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Бабаевой Т.И.СПБ., Детство – Пресс.


Содержание образовательной области «Безопасность»

направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Реализация задач осуществляется через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011 и дополнительную программу «Светофор», автор Данилова Т.И.,СПб. Детство-Пресс, 2009


Содержание образовательной области «Социализация»

направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Реализация задач осуществляется через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011


Содержание образовательной области «Труд»

направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Реализация задач осуществляется через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011


Содержание образовательной области «Познание»

направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Реализация задач осуществляется через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011


Содержание образовательной области «Коммуникация»

направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Реализация задач осуществляется через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011


Содержание образовательной области

«Чтение художественной литературы»

направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Реализация задач осуществляется через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011


Содержание образовательной области

«Художественное творчество»

направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие детского творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству.

Реализация задач осуществляется через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011


Содержание образовательной области «Музыка»

направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;

  • приобщение к музыкальному искусству.

Задачи реализуются через комплексную общеобразовательную программу «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, СПБ., Детство – Пресс, 2011 и парциальную программу «Гармония» - программа музыкального развития детей К.Л. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г.Рубан.


Используемые обозначения:

«Физическая культура» - ФК

«Социализация» - С

«Здоровье» - З

«Безопасность» - Б

«Чтение художественной литературы» - ЧХТ

«Коммуникация» - К

«Познание» - П

«Музыка» - М

«Художественное творчество» - ХТ

«Труд» - Т


ФЕВРАЛЬ


^ ВЫНОСИТСЯ НА МЕСЯЦ

  • Взаимодействие с родителями:

    1. Педагогический мониторинг (анкетирование родителей к родительским собраниям, диагностическая беседа)

    2. Педагогическая поддержка родителей (индивидуальная работа с родителями, консультации)

    3. Педагогическое образование родителей (родительские собрания)

    4. Совместная деятельность педагогов и родителей (оформление группы к празднику, участие в праздниках, конкурсы рисунков)




  • Комплекс утренней гимнастики (с 01.02.2012 по 13.02.2012 - №1, с 13.02. по 29.02. - №2 см. папка «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ») – дата и № комплекса




  • Комплекс закаливающих мероприятий (с 01.02.2012 по 29.02.2012 - № 3 см. папка «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ») – дата и № комплекса




      • Взаимодействие с социальными партнерами (экскурсии в РДК «Звездный», детскую библиотеку, районный историко-краеведческий музей, пожарную службу, просмотр театральных представлений в ДОУ)




      • Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (изготовление атрибутов, приобретение настольно-печатных, дидактических игр, обновление альбома «Мой город Строитель», подбор иллюстраций художников-пейзажистов, предметное наполнение центра продуктивного творчества (центра театрализации, центра строительства)) ПЛАНИРУЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАМИ ПЛАНИРОВАНИЯ




Похожие:

Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconТема проекта
Внедрение в увп новых федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconПриложение №2 Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов
Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий это отличие в структуре. Фгос ориентирует образование на...
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconТема: «Внедрение технологии проектирования в деятельность доу в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования»
Ся не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка. На смену традиционным методам обучения и воспитания...
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconПорядок формирования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих управления россельхознадзора по карачаево-черкесской республике и урегулированию конфликта интересов
Порядок) определяет формирование и деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных...
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconИспользование современных форм и методов работы с семьей по воспитанию здорового ребенка с учетом федеральных государственных требований

Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconКонсультант Плюс: Версия Проф
...
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconОплата труда 1 Общие положения
Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и Примерным положением об оплате труда работников...
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconЗавьялова Т. А. воспитатель мбдоу д/с№2,г. Таганрог
«формирование здорового образа жизни воспитанников мбдоу д/С №2 в условиях реализации федеральных государственных требований»
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconПрактикум для воспитателей Московского района г. Казани «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в контексте Федеральных Государственных Требований»
Тема: «Память, внимание, мышление: развитие школьно значимых функций через гендерное воспитание дошкольников»
Тема: «Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование» iconПедагогический проект «Неделя здоровья»
Кпк: «обеспечение эффективности физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников в контексте федеральных государственных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты