|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Туровская основная общеобразовательная школа Утверждено: приказ №___от _____ Директор школы:________Н.Н. Похибенко Принято: педагогическим советом Протокол №4 от 26.01.2009г Воспитательная система2009г Раздел I Муниципальное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение Туровская основная общеобразовательная школа Информационная справка о школе Директор школы – учитель первой категории Н.Н. Похибенко Учредитель Администрация Абанского района Красноярского края ^ Деятельность школы регламентируется следующими нормативными документами:
Год ввода в эксплуатацию здания школы - 1972 год. Юридический адрес школы: 663751г. Красноярский край, Абанский район, с. Турово ул. Советская 39 Телефон: 839163-75-244 Материально-техническая база: -количество учебных кабинетов- 9; -из них кабинетов начальных классов – 2; -спортзал – 1; -столовая - 1, посадочных мест - 25; -спортивная площадка – 1; -мастерские – 1; -библиотека – 1; -наличие персональных компьютеров – 4 штуки. ^ На качество образования и воспитания, его эффективность наибольшее влияние оказывает педагогический коллектив, его квалификация, способность к восприятию нововведения, опыт и т.п. Именно высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития образовательного и воспитательного процесса. В школе работает 12 педагогов, 2 совместителя ^ ![]()
В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив. Образовательный уровень учителей достаточно высок и в среднем по ОУ большинство педагогов имеют высшее образование 57%, 28% средне-специальное при этом большинство имеют квалификационную категорию (10 человек). Высокий профессиональный уровень педагогов позволяет сохранять преемственность в методах работы. Возрастной состав таков, что наибольшее количество учителей имеет возраст 30-49 лет – возраст учителя уже имеющего определённый опыт работы, с одной стороны, и еще имеющего возможность к росту и саморазвитию, с другой стороны. Образовательный процесс основан на применении, как классических технологий, так и новейших достижений в области педагогической науки. В школе активно идет освоение технологии коллективных учебных занятий. ^ Полные семьи – 15 , неполные семьи – 17 , дети, находящиеся под опекой – 2 , многодетные семьи – 7 ^ Обеспеченные семьи – 4 , малообеспеченные семьи 28 40% родителей не работают. Образование родителей : Высшее образование – 0 %, среднее специальное образование– 6 человек (12,77 %),среднее- 11 человек ( 23,4 %), основное- 27 человек –(57,45%) Контингент школы формируется в основном из учащихся, проживающих в неполных, многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семьях. На внутришкольном учете в школе состоит 5 семей, дети в которых находятся в социально опасном положении. На учете находятся 36 малообеспеченных учащихся. Наша школа расположена в 20 км от районного центра, в 80 км от ближайшего города. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города затрудняет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических потребностей учащихся. Существующая в школе система внеклассной работы удовлетворяет разнообразные потребности большей части школьников, так как построена с учётом пожеланий самих учащихся. Во второй половине дня работают кружки, секции, индивидуально-групповые занятия, общешкольные творческие дела и дела классов, работа в школьном музее. Одаренные дети занимаются ежегодно в школе космонавтики, посещают спецкурсы, участвуют в олимпиадах, принимают участие в различных интеллектуальных мероприятиях, в интернет-каруселях. Творческая активность ученика прослеживается через накопление материала в карту личных достижений. Для функционирования воспитательной системы созданы все условия : определены классные руководители, проводятся МО кл. рук., материальные условия, внешние связи Все это обеспечивает включение всех детей в воспитательный процесс. А участие всех детей в мероприятиях, говорит об эффективности воспитательной работы. Негативными факторами, влияющими на воспитание подрастающего поколения, считаем:
В целях повышения воспитательного процесса и расширения воспитательного пространства школа налаживает связи с различными учреждениями социума по вопросам воспитания. Основные социальные институты, взаимодействующие со школой: сельская библиотека, ЦДТ п.Абан, ДЮСШ, районный отдел опеки и семьи ,инспекция ПДН Художественному воспитанию способствует посещение учащимися кружков на базе СДК- танцевальный, хореография. Благодаря сотрудничеству с районным ЦДТ школа имеет выход на районные, краевые, российские конкурсы. Через ДЮСШ на базе школы реализуется программа ДО по лыжным гонкам. Проводятся профилактические лекции для учащихся , ведутся индивидуальные беседы с подростками « группы риска » сотрудниками детской комнаты милиции при ОВД района , участковым инспектором . Много лет школа живет активной, значимой, творческой жизнью. Огромному количеству людей она дала путевку в жизнь. Для многих людей она стала истоком жизненной биографии, основой знаний и незабываемыми годами детства, юношества. В школе исторически сложилась система традиционных праздников: ^
^
Одним из важных элементов организации воспитательного процесса в школе является работа блока дополнительного образования. Запущена программа художественно-эстетической направленности- «Ивушка». Ребята занимаются изготовлением изделий из ивового прута. Культурологической направленности программа «С любовью к родному краю». Физкультурно-спортивной направленности- три программы «Лыжные гонки», «Настольный теннис», «Баскетбол». ^
Главной задачей дополнительного образования школа видит создание условий для организации творческого потенциала учащихся и их самореализации. Каждый ребенок по-своему талантлив , но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться . Поэтому основная цель воспитательной работы – увидеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. ^ О работе ДО родители учащихся более подробно знакомятся на традиционном школьном празднике «За честь школы» проводимым ежегодно в мае . Показ результатов детского творчества – цель проведения этого праздника. Общественность знакомится с достижениями школы через ежегодный публичный доклад на сайте школы. На современном этапе развития цивилизации стала очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования, т. к. содержательная часть образования должна соответствовать социальному заказу общества и его удовлетворять. Эти принципиально новые тенденции должны найти свое отражение в содержании школьного образования, и стать основой его модернизации Анализ воспитательной работы школы за 2008-2009 уч. год выявил следующие проблемы в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества:
- слабо развиты у учащихся такие качества, как: инициативность, деловитость, законопослушность, уважение прав других. Выявленные проблемы не позволяют достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обуславливают потребности в моделировании и построении воспитательной системы. В последние годы наше общество ощущает издержки проводящихся социально- экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, идеологический вакуум, превратное понимание свободы и демократии являются причинами для роста негативных явлений в среде школьников. Процесс воспитания- это процесс формирования , развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности Таким образом, важно правильно ориентировать формирование личности. А это возможно на основе знания мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностей воспитанников. Цель: Создание условий для развития физически здоровой, духовно богатой личности, способной адаптироваться в современном обществе; формирование человека- гражданина, семьянина- родителя. Задачи воспитательной системы школы:
^ Образовательная деятельность школы осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типового положения об ОУ. Содержание образовательного процесса определяется главными концептуальными идеями развития школы, направленными на создание условий для гармоничного развития личности ребёнка. Цель и объект воспитательной системы школы- целостная, разносторонне развитая личность, обладающая синтезом лучших качеств Человека и Гражданина. Концепция, лежащая в основе образовательной программы, содержит 3 элемента: что должно быть освоено, какие социально -значимые и личностные функции индивида обеспечит содержание, на какие ценности оно будет ориентировано. К числу ведущих структурных компонентов содержания образования отнесены:
Ведущая педагогическая идея нашей школы : развитие в школе гуманистической воспитательной системы как сферы отношений, включающей в себя детей и взрослых, являющейся социально-психологической нишей личности и способствующей её самореализации. Мы живём по принципам:
Создание воспитательной системы в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа начинает приобретать своё лицо. Любая школа существует исключительно для того, чтобы помочь ребёнку реализовать свои собственные возможности. Педагог и ребёнок должны выстроить такую систему взаимоотношений, которая способствует развитию каждого субъекта. Создание подлинно современной воспитательной системы базируется на общечеловеческих ценностях, которые в своей совокупности образуют своеобразную идеологию воспитания. Приоритетным направлением в нашей школе стали КВМ (коллективные воспитательные мероприятия ):
^
^
В качестве основных направлений содержания воспитательной работы определены:
Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципу:
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребёнка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные:
Эти и другие формы осуществляются в виде различного рода мероприятий. Учитывая, что процесс школьного воспитания - это непрерывное систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, которое проявляется в ходе обучения и во внеклассной и внешкольной работе, мы выделяем модель воспитательной работы, которая позволит определить иерархию духовных и нравственных ценностей, выделить основное и второстепенное, сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Эта модель, основанная на сочетании коллективных учебных занятий и коллективных воспитательных мероприятиях. Она позволяет ученику побывать в разных ситуациях (организатора деятельности, исполнителя, управленца) Он, организуя определенный вид деятельности, учится организовывать себя; участвуя в управлении деятельностью членов постоянного и сводного отрядов, приобретает навык управления. В нем формируются определенные качества личности: самостоятельность, инициативность. Соуправление. Соуправление означает самоорганизацию внутришкольной жизни самими учащимися в сотрудничестве и с помощью взрослых; это приобретение умения и опыта социального самоуправления, формирование активной жизненной позиции, ориентация на участие личности в деятельности коллектива, выделение общих задач и ценностей, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, углубление взаимопонимания и понимания себя. Основной тип отношений - сотрудничество между учащимися; между учащимися, педагогами и родителями; между школой и окружающимися её структурами. Принцип сотрудничества требует, чтобы каждый учащийся выполнял три функции: делал сам, помогал другому, управлял процессом. Для того, чтобы механизм соуправления «заработал», надо
^ на коллективных воспитательных занятиях Совет командиров (СК) Совет дела (СД) Постоянные отряды (ПО) Кураторский совет (КС) Сводные отряды (С О) Общий сбор (ОС) Суть каждого органа самоуправления ^ командиры постоянных отрядов, организатор. СК заседает раз в неделю. На первом этапе работой СК руководит организатор, на втором этапе функции старшего по очереди выполняют все командиры. Основная цель СК – анализ проделанной работы за прошедшую неделю и планирование работы на дальнейший срок. СК полномочен, рассматривать и обсуждать работу и поведение отдельных членов группы. СК регулярно (1 раз в четверть) отчитывается на общем сборе (ОС) разновозрастной группы (РВГ). ^ это первичный коллектив учащихся, состав которого остаётся неизменным. В постоянном отряде обсуждаются и рассматриваются все вопросы, касающиеся дисциплины, успеваемости, организации досуга, мероприятий. Предназначение ПО- быть местом решения личным проблем каждого члена отряда; он создаётся для того, чтобы каждый человек был услышан. Сводный отряд (С О)- это временная подгруппа учащихся для решения учебных и других задач. Командир координирует работу, организует необходимый контроль за выполнением работы, отвечает за дисциплину членов своего отряда. После того, как СО выполнит свою работу, он распадается. ^ это организатор, командиры СО, кураторы (по приглашению). СД решает управленческие моменты, несёт ответственность за организацию КТД .СД определяет конкретные направления работы для КТД; формирует СО. В СД могут приглашаться кураторы, которые направляют творческую деятельность уч-ся. ^ это собрание, на котором присутствуют уч-ся всей РВГ. На нём решаются вопросы стратегического характера; утверждаются нормативы, определяются основные направления работы, принимается план на определённый период(год, четверть). ^ это группа учителей, которая выполняет обучающие, организационные функции. В неё входят кураторы, организатор, психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования. Структура взаимодействия органов соуправления ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Чтобы организовать работу, надо сделать «запуск», т.е. процесс, который обеспечит самостоятельную деятельность. Запуск механизма самоуправления
Структура взаимодействия участников воспитательного процесса Организатор ![]() ![]() Кураторы Педагог дополнитет. образования ![]() ![]() ![]() Организация «Содружество» ![]() ![]() ![]() ![]() Внешкольные организации и учреждения культуры Родители ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Соц. педагог, психолог Управляющий совет Модель выпускника Познавательный потенциал личности
Коммуникативный потенциал
Творческий потенциал
Физический потенциал
Нравственный потенциал владеет основами мировой и Российской культуры, осознаёт её значение в духовном развитии личности, испытывает потребность в общении с прекрасным, хорошо знает историю России и родного края, бережно относится к природе, понимает сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявляет в отношениях с ним доброту, честность, вежливость, сознательно готовит себя к созданию будущей семьи. Центральной в воспитательной деятельности школы является система общешкольных праздников, охватывающая весь педагогический, ученический и родительский коллектив. (ПРИЛОЖЕНИЕ) ^ – одно из важнейших направлений воспитательной работы школы. Выбор профессии, создание семьи, выбор работы – все эти знаковые моменты жизни каждого человека во многом зависят от того, как, окончив школу, он позиционировал себя в окружающем социуме. Следовательно, социализации ребенка, его успешности необходимо уделять особое внимание в процессе воспитания. ^ 1 этап – проектный (январь 2009г.- сентябрь 2009г) На первом этапе произойдет выявление позитивного опыта воспитания в школе, определение приоритетных направлений его развития, разработка концепции как совокупности основных педагогических идей, подготовка условий для организации воспитательной деятельности. ^ - пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей. Основные направления деятельности. Педагогические условия: – изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов; – изучение социума; – подбор и расстановка кадров; – организация работы программ ДО разного профиля, клубов, спортивных секций, повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для творчества; – овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на учащихся. ^ На втором этапе состоится реализация программы деятельности с внесением необходимых корректив в концептуальные положения. ^ - определить стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы (основные направления, формы и виды деятельности). Задачи: – совершенствование работы органов соуправления; – продолжение традиций; –развитие в коллективах, классах, в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества. ^ –четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы; –воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности; –развитие дополнительного образования: внеурочная кружковая работа, внеурочные творческие мероприятия, участие в районных и краевых программах; – работа в социуме с родителями, общественными организациями; 3 этап – обобщающий (сентябрь 2012г.- сентябрь 2013г.) Целью данного этапа является обобщение позитивного опыта реализации концепции воспитательной системы школы. |
![]() | Воспитательная система школы Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную... | ![]() | Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен Итак, о воспитании. Воспитание многомерно. Оно разнообразно не только по целям, условиям, методам, но и по содержанию, масштабам... |
![]() | Воспитательная система 8 а класса Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий... | ![]() | Воспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе» Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий... |
![]() | Школы Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее... | ![]() | Система работы классного руководителя: с чего начать? Воспитательная система класса: понятие, структура, технология создания Система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность и учащихся, и педагогов, и родителей, обеспечивает их со-развитие... |
![]() | Воспитательная система «Взаимодействие» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа» Еловского района Пермского края | ![]() | Воспитательная система класса Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию... |
![]() | Педагогический совет Воспитательная система Почему на данном этапе развития всей воспитательной системы школы возникла необходимость её моделирования и описания? | ![]() | Протокол № Воспитательная система Научным и практическим основанием для воспитательной системы стали педагогические идеи Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, И. П.... |