|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МБОУ ХАНДАЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ с. Хандальск 2010 г. Достижение любой цели предваряет кропотливая работа. Если она система, то она успешна. Школа предназначена образовывать человека, опираясь на личность учителя и основы наук, им преподаваемые. Хорошо учить каждого ученика, дать ему глубокие прочные знания, безусловно первостепенная задача, стоящая перед каждым учителем и педагогическим коллективом в целом, но решение этой задачи, даже успешное, ещё не приведёт нас к конечной цели. Ведь знающий человек должен быть ещё и воспитанным. Именно поэтому воспитание ученика также есть наш труд и наш долг. В начале года коллектив школы поставил перед собой следующие вопросы: * Каковы ценностные ориентиры в воспитании? * Каково должно быть содержание воспитания? * Какова роль педагога в воспитании? Существующая в школе система внеклассной работы удовлетворяет разнообразные потребности школьников, так как построена с учётом пожеланий самих учащихся. Во второй половине дня работают кружки, секции, индивидуально-групповые занятия, общешкольные спортивные и массовые мероприятия , дела классов. Ведётся работа с одаренными детьми, посещают спецкурсы, участвуют в олимпиадах, принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, в интернет-каруселях, распределены классные руководители, проводятся МО для классных руководителей, семинары. Все это обеспечивает включение всех детей в воспитательный процесс. Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя. Воспитательная система стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса. Включенность класса в воспитательную работу школы особенно благоприятно сказывается на установлении и развитии внешних связей класса, на освоении внутренней и внешней среды школы. За время становления воспитательной процесса в школе выработался определенный подход к воспитанию учащихся, рождались и укреплялись свои традиции. Хранителями традиций является не только администрация, но и дети, а также их родители. Работа педагогического коллектива с одаренными детьми стимулирует поиски новых форм. Созданная материальная база дает большие возможности учителю, в том числе и в воспитательной работе. Практика подтвердила, что активные формы работы с учащимися дают результаты. Наши учащиеся являются постоянными участниками в районных, краевых и даже всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах. Школа взаимодействует с сельскими библиотеками, ЦДТ, ДЮСШ, районным отделом опеки и семьи, инспекцией ПДН, с Хандальским СДК, Борзовским и Пейским СК. Проводятся профилактические лекции для учащихся о вредных привычках, ведутся индивидуальные беседы с подростками « группы риска » участковым инспектором. Одним из важных элементов организации воспитательного процесса в школе является работа дополнительного образования. Физкультурно-спортивной направленности - две программы «Волейбол», «Баскетбол». Через ЦДТ реализуется программа ДО «Юный путешественник», в рамках программы ведётся подготовка детей к выживанию в экстремальных условиях, наши ученики посещают 2 раза в год заповедник «Столбы», пещеры Красноярска, сплавляются по рекам Бирюса, Чуна. Программа «Юный эколог» воспитывает в детях бережное отношение к окружающей природе. Детское самоуправление – неотъемленная часть школьной жизни. Оно представлено органом школьного самоуправления «Исток». Его цель: развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию всех видов досуговой деятельности. Разработана структура, Положение, права и обязанности членов объединения, заповеди. Участвуя в работе «Истока» , ученик приобретает конкретный гражданский опыт, учиться избирать и быть избранным, принимает участие в создании законов, правил, норм поведения, ориентироваться в обстановке, делать адекватный выбор. Работая над воспитательной системой школы, мы столкнулись с рядом проблем: малочисленность школьного коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, что затрудняет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических потребностей учащихся. Низкий уровень культуры родителей учащихся школы негативно влияет на воспитание подрастающего поколения. Контингент школы формируется в основном из учащихся, проживающих в неполных, многодетных, неблагополучных, малообеспеченных семьях. Выявленные проблемы не позволяют достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обуславливают потребности в моделировании и построении воспитательной системы. Воспитательная система школы охватывает все сферы деятельности школы: - учебный процесс; - систему дополнительного образования; - внеклассную работу; - самоуправление. Воспитательная система школы создаётся усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями, социальными партнёрами. В процессе их взаимодействия формируются её цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Цель: сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную. Задачи: - Способствовать формированию самосознания, осознания собственного «я», оказывать помощь ребенку в самоопределении и самореализации. - Приобщать детей к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию у них основам культуры и общения, умений построения межличностных отношений. - Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю. - Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса и школы. - Вовлекать родителей в процесс управления школой. - Привлекать учащихся к здоровому образу жизни, способствовать формированию осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей. - Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика. Воспитательная система школы строится на принципах:
Содержание воспитания Исходя из цели и задач, в школе организуется такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребенку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.
Условия, необходимые для достижения цели воспитания школьников: - организация интересной внеурочной деятельности;
- развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями учеников. В основу разрабатываемой концепции развития школы как воспитательной системы была положена идея: развитие в школе гуманистической воспитательной системы как сферы отношений, включающей в себя взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Совокупность целевых программ: «Учение», «Творчество», «Здоровье», «Общение», «Коллектив», реализуемых в школе, отвечает основной идее и объединяет воедино воспитательные усилия взрослых – педагогов и родителей. Концепцией определены ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, возникшие на основе этих ценностных ориентиров, принципы воспитания, одинаково понимаемые педагогами, родителями и учащимися; содержание жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения и методики диагностики и оценки результативности воспитательной системы. ^
* учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся, родителей учащихся.
Годовой цикл основных школьных дел * День знаний * День здоровья * День учителя * День матери * Новый год * 23 февраля * 8-е марта * День победы * Последний звонок * Выпускной Модель выпускника
1 этап – этап разработки модели воспитательной системы школы ( 2010 - 2011уч.год)
2 этап – этап подготовки к реализации концепции воспитательной системы школы (2011-2012 уч.год)
3 этап – этап практической реализации концепции воспитательной системы ( 2012 – 2015 уч.год.)
4 этап – этап обобщения педагогического опыта реализации концепции воспитательной системы школы (2015- 2016 уч. год)
|