Инновационного педагогического опыта (ипо) icon

Инновационного педагогического опыта (ипо)



НазваниеИнновационного педагогического опыта (ипо)
2. Учреждение
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Описание опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов» по проблеме использования деятельностного метода в обучении младших школьников

Учителем Халиулиной Е. Д.

1. ФИО автора

2. Учреждение.

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов».

3. Должность с указанием предмета.

Учитель начальных классов.

4. Стаж работы в должности 28 лет.

5. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО).

Использование деятельностного метода в обучении младших школьников.

6. Источник изменений.

Современная школа находится в поисках модернизации содержания образования адекватного потребностям общества. Модернизация начального обучение связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Осознание данного факта подвело нас к пониманию необходимости и актуальности изучения проблемы поиска эффективных путей активизации познавательной деятельности школьников. В основе современных систем обучения на ступени начального общего образования лежит деятельностный подход.

Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

7. Идея изменений.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках русского языка), либо умственным действиям. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т. е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале – находить свои собственные способы действий.

Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при ведении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснять, рассказать и показать, а в том, чтобы организовывать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

8. Концепция изменений.

Деятельностый подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, система Л. В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционный системы: «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Школа России» и другие.

Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология» (она была опубликована в 1926 году), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества…

Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому. Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракцией к новому, еще не оцененному»

Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами А. Н. Леонтьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда ООН не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Об этом писали А. Дистервеч, К. Д. Ушинский, Д. И. Писарев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. «Именно понятие деятельности, - подчеркивал В. В. Давыдов, - может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер».

Не случайно большая часть педагогических исследований последних десятилетий касается именно «активизации» детей на уроке.

9. Условия реализации изменений.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

- учебная задача

- учебные действия

- действия самоконтроля и самооценки.

Любая деятельность характеризуется наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.

Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.

Деятельностный подход в образовании – это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и творческими особенностями. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций, т. е. готовностью учащегося использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Для реализации данного подхода необходимо наличие определенного профессионального уровня учителя, знание технологий, умения использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения младшими школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности, заинтересованность педагога.

10. Результаты изменений.

Деятельностный подход в обучение с позиции обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора обучающимся пути, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения-педагога. Такой подход психологически предполагает, во-первых, обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских доверительных субъектно-субъекнтых отношений с педагогом. В-третьих, деятельностный подход в обучении с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним – познавательный мотив.

В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися.

Это является основой развития не только чувства компетентности и аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации. Личностно-деятельностный подход в обучении с позиций обучающегося означает также наличие актуальной ситуации интернализации новых форм, правил, способов и средств социально-профессионально-коммуникативной деятельности, т. е. развитие не только профессиональной компетентности ученика, но и его личности в целом, целенаправленно и эффективно формируется саморегуляция, самооценивание.


11. Публикации – нет.

12. Описание инновационного опыта.

Тема: Деятельностный подход в обучении мл. школьников.

Очевидно, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Понятно также, что решение этих задач не может проводиться в отрыве от исследований, посвященных особенностям мышления школьников. Поэтому в практике обучения авторы программы руководствуются результатами психолого -педагогических исследований Л.СВыготского, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, В.В,Давыдова и других.

Проанализировав те причины, которые по мнению авторов, препятствуют внедрению идей развивающего обучения в практику работы массовой общеобразовательной школы, была разработана технология обучения, практически целесообразная и отражающая основные теоретические результаты психолого - педагогических исследований.

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

^ 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); 2) выделяется содержательная область ("могу").

^ 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

^ 3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

^ 4. Построение проекта выхода из затруднения ( "открытие " детьми нового знания).

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода вы­движение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

^ 5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

^ 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная

форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальней­шую познавательную деятельность.

^ 7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

^ 8. Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия по­ставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели по­следующей деятельности.

Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами — действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Таким образом, основная идея моего опыта профессиональной деятельности состоит в том, что включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).

Приложение 1.

Конспект урока окружающего мира. 2 класс.

Тема: Вода в природе.

Цели урока: учащиеся должны:

- узнать, почему вода необходима для жизни на земле; о составе воды, водоемов;

- уметь определять признаки воды:

- уметь проводить несложные исследования.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

I. Организационный момент.

- О каких явлениях удивительно-

го мира природы вы уже узнали

на уроках окружающего мира?

- Как вы считаете, обо всех ли

явлениях природы мы с вами

узнали?

- Что еще нам предстоит сделать,

чтобы наши знания были полны-

ми?

^ II. Актуализация знаний.

- Вспомните, на какие части де-

лят природу.

- Что относится к живой природе?

- Что относится к неживой природе?

- Из чего состоит тело?

Приведите примеры.



^ Ответы детей.


- Живая и неживая природа.


Приводят примеры.


- Тело состоит из веществ.

Приведите примеры.

- Скажите, без какого вещества

трудно представить нашу жизнь.

^ Учитель демонстрирует запись:

«Мать - водица, всему царица».

- О каком веществе эта пословица?

- Конечно, речь идет о воде. Вода вам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная!

Что может быть более простым и

ясным?!

- А зачем человеку вода?

- Что же такое вода?


^ III. Постановка учебной задачи.

- Как вы считаете, на какой вопрос предстоит ответить?

IV. «Открытие» учащимися

нового знания.

Учитель предлагает работать

по плану, записанному на доске.

План

1. Состояние воды.

2. Свойства воды.

3. Вода в природе.

1. Состояние воды.

- Давайте заполним таблицу-схему, которая поможет вам вспомнить о том, в каких состояниях бывает вода.

- В каком классе мы изучали этот вопрос?

- Чтобы заполнить схему, вам нужно будет отгадать загадки.

1) Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко,, весело, светло.

- В каком состоянии вода?


2) Посмотрите в окошко:

Идет Антошка.

В каком состоянии вода?

3) Найдите лишнее слово: лед, пар, град, снег.

  • В каком состоянии вода?

  • Какой вывод мы можем сде­лать?


- А может ли вода находиться сразу в трех состояниях?

- В какое время года?

- Чтобы ответить на второй вопрос, давайте заполним таблицу.


^ 2. Свойства воды.

Вопросы

Предпо-лагае-мые

ответы

Ответы после опытов

Какую форму имеет вода?







Какого цвета вода?







Имеет ли вода запах?







Есть ли в воде воздух?







- А как проверить, правильно ли мы ответили на вопросы?

- Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат конверты с заданиями и необходимые приборы для проведения опыта.

- Что вам поможет провести правильно опыты и сделать выгоды?


- Изменилась ли форма шарика?

- А вода изменила свою форму?

- Какой вывод сделали?


- Можно ли воду назвать голубой, желтой, белой, красной?

- Какого же цвета вода?


- Можно ли назвать воду соле­ной, сладкой, кислой, горькой? Попробуйте.

- А что, по-вашему, надо сде­лать, чтобы вода имела вкус?

- А чем пахнет вода? Понюхайте.

- А может ли вода иметь запах?


- Опустите грушу в воду и нажмите. Что наблюдаете?

- Заполните последнюю строку таблицы.

После самостоятельной работы учащихся, учитель организует обсуждение ее результатов.

^ V. Вода в природе.

- Расскажите, где встречается вода, используя данные таблицы:

Назем-ные воды

Океан, море, река, озеро, пруд, ручей, лужа


Водоемы

Человек, дерево, цветок, чайка, цапля, лягушка

- Сделайте общий вывод. Где

встречается вода в окружающей

нас природе?

^ VI. Итог урока.

- Откройте учебники и прочитайте тему урока.

- На какие вопросы мы уже ответили?

- На какие еще нужно ответить?

- Дома ответьте, пожалуйста,

на один из вопросов на выбор.

^ Приводят примеры.


Предположения детей.


- О воде.


Ответы детей.

Дети отвечают, но затрудняются

в полном ответе на вопрос.


- Что такое вода?


- В первом классе,

Дети отгадывают загадки и заполняют вместе таблицу:



  • Лед. В твердом состоянии.




  • Дождь. В жидком (жидкость).



- Пар.В газообразном.

  • Вода может находиться в трех состояниях.


Да.

- Зимой (приводят примеры).


Дети дают варианты ответов на

поставленные вопросы.


- Нужно провести опыта с водой:


- Читать внимательно задания и

четко следовать инструкции.

^ Самостоятельная работа в группах.

Опыт № I. Какова форма воды?

В один стакан и в одно детское

ведерко наливается вода (из крана).

В другой стакан и ведерко кладется

пластмассовый шарик.

Опыт № 2. Какого цвета вода?

Взять по очереди полоски, которые

лежат в конверте, и сравнить цвет

полоски (белая, желтая, красная, голубая) с цветом воды (вода в стакане).

Опыт № 3. Каков вкус и запах воды? Пробуют воду на вкус.


Опыт № 4. Есть ли в воде воздух? - На столе лежит медицинская груша и сосуд с водой.


^ Учащиеся заполняют таблицу.

Делается общий вывод.


Ответы детей.


-Вода есть повсюду: на поверхности земли и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке.

- Вода в природе.

1. Состояние воды.

2. Свойства воды.

3. Вода в природе.

1. Подземные воды.

2. Обитатели водоемов.

Приложение 2.

Конспект урока математики в 3 классе (1-4).

Тема урока: Первое представление о изображении предметов не в натуральную величину в масштабе.

Задачи: дать первое представление предметов не в натуральную величину в масштабе, познакомить с записью масштаба, как соотношения чисел; совершенствовать вычислительный навык и умения решать задачи; закреплять умения в записи дробных чисел.

I. Организационно-мотивационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Запись на доске:

5м. 48 см. 548 см.

5м. 4дм. 8см. 548 см.

5 дм. 48 мм.

- Из данных записей составьте верные равенства.

III. Постановка учебной задачи.

На доске запись: 4 см., 1 дм., 1 см., 8 мм., 14 см., 3 дм.

-Начертите в порядке возрастания длины данные отрезки.

Возникает затруднение в вычеркивании отрезка длиной 3дм.

- Все ли мы отрезки смогли начертить?

- Почему нельзя начертить отрезок в 3 дм.?

- Придумайте, как изображают большие предметы на иллюстрациях в книгах и на картинах.

(Предметы изображают, изменив их действительный размер).

- Приведите примеры таких изображений.

- Как называется такое изменение истинных размеров? (масштаб)

- Прочитайте вывод в учебнике с. 133.

- А где вы уже встречались с таким изображением, выполненным в масштабе?

(на уроках окр. мира)

IV. «Открытие нового знания»

- Изображать предметы на плоскости с использованием масштаба начали еще первобытные люди, когда делали наскальные рисунки. Только размеры изображений не высчитывались точно. Более точные расчеты вели мореплаватели, путешественники, которые составляли карты маршрутов. Позднее появились такие науки, как топография (об измерении поверхности Земли и изображении ее на планах и картах) и картография (о составлении географических карт).

- А нам важно научиться пользоваться масштабом? Почему?

- Как же изобразить отрезок в 3 дм. В тетради? (Применить масштаб, изменить истинные размеры).

- Отрезок в 3 дм. можно заменить отрезком в дм., который в 3 раза меньше истинного. В этом случае говорят «Отрезок изображен в масштабе М 1 : 3».

- Подумайте, каким отрезком надо изобразить 3 дм., если масштаб М 1 : 2.

- А если я изображу отрезок в 3 дм отрезком в 3 см. В каком масштабе я выполнила чертеж?

- Во сколько раз я уменьшила истинный отрезок? (в 10 раз).

- Как записать масштаб? (М 1 : 10)

- От чего же зависит разница в изображении отрезка в 3 дм.? (от выбранного масштаба)

V. Первичное закрепление

- Начертите окружность с радиусом 4 см. Обозначьте центр окружности.

- В каком масштабе вы выполняли чертеж? Вы изменяли истинные размеры?

- Прочитайте в учебнике на с. 134 как говорят в таком случае.

VI. Закрепление ранее изученного материала.

- Откройте учебники и найдите задание № 305.

Сделайте соответствующий рисунок. (Дети отмечают на чертеже числа , , ).

В конце урока коллективное решение задачи № 300.

VII. Итог урока.

.

Приложение 3.

Фрагменты уроков. Изучение нового материала.

Тема: Глагол. 3 класс.

- На доске записаны слова. Прочитайте их и распределите по группам.

- Все ли выписали слова?

- Почему не смогли выписать все слова?


- На какой же вопрос нам предстоит ответить?

- Какие есть предположения?


- Что нам поможет ответить на

вопрос?

- Задайте друг другу вопросы по

новой теме.


- Какова же тема урока?

- Попробуйте, работая в парах, составить таблицу «Глагол», включив в нее полученные знания.

^ Дети выписывают слова, распределяя их по группам. (Два человека работают у доски.)

-Нет.

- Так как некоторые слова (бе-

гать, синеет, гуляет, учится, пишет) нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи.

- Какой частью речи являются эти слова?

^ Дети испытывают затруднения и не могут высказать предположения.

- Материал учебника.

Читают правило в учебнике и

делают вывод.

- Что такое глагол?

- На какой вопрос отвечают глаголы?

- Что обозначает глагол?

- Глагол.

^ Самостоятельная работа с по

следующим обсуждением полученных вариантов таблицы.

Тема: Раздельное написание предлогов с другими словами

2 класс.

- Спишите текст, Вместо точек вставите нужные слова:

... опушке или ... чаще

Нагибайся ... земли,

Лесу кланяйся почаще,

Чтоб грибы ... тебе пришли.

- Вы смогли выполнить Задание?

- Какие слова вы записали вместо

точек?

- Как называются эти слова?

^ На доске открывается этот же текст, но с ошибкой: одно из слов с предлогом записано слитно.

- Посмотрите, как выполнил это задание мальчик Вова.

- Кто же прав; Вова или вы?

- На какой вопрос нам предстоит

ответить сегодня?

IV. «Открытие» нового знания.

- Какие есть предположения?


- Как проверить ваши предполо-

жения?


^ V. Первичное закрепление.

- Кто же оказался прав: как правильно писать предлоги со словами?

- Возьмите карандаш и подчерк­ните пробел - место между пред­логом и словом - это орфограмма.

Дети выполняют задание в тет­радях, один ученик работает

у доски.


- Да (нет).


- На, в, до, к.


- Как писать предлоги: слитно или раздельно?


- Предлоги со словами пишутся
раздельно (на опушке, в чаще, до
земли, к тебе).


- Вова прав, предлоги пишутся с
некоторыми словами слитно.

- Посмотреть в учебнике.

Дети читают правило и делают вывод, что предлоги со словами пишутся отдельно.


- Раздельно. Мы выполнили задание правильно.



Похожие:

Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconЩербаковой Натальи Викторовны Актуальность и перспективность опыта Тема инновационного педагогического опыта Проектная деятельность на урок
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии государственного казенного образовательного учреждения...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconАналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, Кургузова Виталия Александровича раскрывающего сущность его методической системы»
Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Инновационного педагогического опыта (ипо) iconТема инновационного педагогического опыта
«Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса на уроках технологии»
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconИнновационного педагогического опыта
Растет информационная перегрузка младших школьников, которая снижает познавательную активность
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconСодержание инновационного педагогического опыта
Тип представляемого образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconЛюлевой Ольги Васильевны Формирование универсальных учебных действий на урок
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconПредставление инновационного педагогического опыта I. Общие сведения об учителе
Моу «Лицей №27», 654084, г. Новокузнецк, Кемеровской обл., ул. 40 лет Победы, Сот. 8 905 908 91 18
Инновационного педагогического опыта (ипо) iconА. моу сош №30 информационная карта передового педагогического опыта
Тема педагогического опыта: «Поуровневое изучение темы «Производная и ее применение». Диагностика и коррекция знаний учащихся»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты