|
![]() Цель: - профилактика проблемы в речи слов-паразитов, бранных слов, мата; - информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также о б истоках сквернословия. Много слов на земле. Есть дневные слова- В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова – словно суд – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. ^ Слово можно в разящий свинец перелить. Ход проведения: Ведущий -1: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев. - Что значит «беречь язык»? - От кого его беречь? - Разве у языка есть враги? Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань. ^ - Что такое сквернословие? (ответы детей) Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У детей проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подрастающего поколения сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, отдающих дань речевой моде. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Значимость слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, обращаются словом. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. ^ 1 команда- составление “Словаря добрых слов” для различных ситуаций: общение в транспорте, в театре, разговор по телефону, приглашение, благодарение, прощание и т.д 2 команда- разговор по телефону - Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день! 2 КОНКУРС Конкурс «Переводчиков» — Каждая команда должна сделать литературный перевод следующих слов, диалогов «монологов» своих сверстников. Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным. ^ Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте каждую пословицу и объясните, какое правило речевого поведения оно выражает.
А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани». ^ — Каждая команда получает два комплекта карточек. На одних — ключевые слова, на других — их значения. Попробуйте представить себе, как эти. слова могли бы юмором растолковать ваши ровесники. ^ Примочка — клипсы; слепень — скульптор; штукатур — туристическая поездка за тысячу долларов; маринад — прогулка по морю; жатва — рукопожатие. ^ Курятник — место для курения: заскок — неожиданный визит; оголиться - забить гол; хамелеон — грубиян; косинус — уборочная страда. Ведущий -3:На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани. Ведущий -1:Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека. Дискуссия «Нужен ли нам мат?» Учитель: Вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты. · Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?(низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.) · Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость? · Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться? Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно! Добрые слова. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами, А может, не слова – дела важны? Дела делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот час, Когда они другим необходимы! |
![]() | Внеклассное мероприятие по русскому языку «Мой друг родной язык!» Цели: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, экран мультимедио | ![]() | Внеклассное мероприятие по русскому языку «Пионеры космоса. Слова-неологизмы» Муниципальное образовательное учреждение моу зсош №6 Заинского муниципального района |
![]() | Внеклассное мероприятие по русскому языку и чтению Тема: По страницам старославянской азбуки Показать особенности начертания букв «кириллицы», сравнить с современным алфавитом | ![]() | Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» Цель: Формирование интереса к прошлому славян, привитие любви к слову, к русскому языку, расширение знаний о русском языке, развитие... |
![]() | Внеклассное мероприятие по русскому языку 4класс Занимательная грамматика Цель: закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную деятельность детей, развивать коммуникативное общение, любознательность,... | ![]() | Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих целей Программы по русскому языку положены образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку, обязательное... |
![]() | Книга для учащихся начальных классов. Новосибирск, 1995 Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры квн призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен... | ![]() | Программа по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования... |
![]() | Внеклассное мероприятие Тема: Овеянные славою флаг наш и герб Оборудование: компьютер, проектор, слайды, рисунки детей, сочинения, плакаты с пословицами | ![]() | Программа по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования... |