|
Тема: КРИЗИСЫ ВЗРОСЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Цели: формирование у родителей знаний о психологии кризиса младшего школьного возраста, обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период. Задачи:
Оборудование:
на доске:
на столах:
План проведения родительского собрания: I. Подготовительный этап (подготовить текст беседы для родительского лектория, подготовить текст анкеты для родителей, провести анкетирование детей, обработать результаты, составить сравнительную возрастную характеристику, написать ее на доске). ^ (на доске составлена сравнительная таблица с характеристикой младшего школьного и подросткового возраста; На столах приготовлены листы с анкетами для родителей и тексты анкет для детей). ^ IV. Этап социологического опроса родителей IV. Подведение итогов родительского собрания ^ В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках. И. В. Гете 1. Вводная часть Уважаемые родители! Этот учебный год для наших детей - важная ступень в их школьной жизни. Они начинают осознают себя в новой роли школьника. Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться», и т. п. В чем же причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, быть может, на него кто-то оказывает дурное влияние? А, может, виноваты сами родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Поступление ребёнка в школу совпадает с началом нового возрастного периода в жизни ребёнка - периода младшего школьного возраста. Перешагивая на новую ступень своей жизни, каждый человек обязательно переживает определённый кризисный этап. В это время ребёнок воспринимает мир через эмоции и чувства. Это может выражаться в быстрой смене настроения. Дети непосредственны в общении, не умеют лукавить и врать. Часто говоря, то что думают или слышат от взрослых, копируют в игре и в общении поведение родителей, знакомых, литературных героев и т.д. Все жизненные навыки ребёнок вбирает через сюжетно - ролевую игру. Это основная деятельность дошкольника. Она необходима ребёнку, как еда, сон, воздух. Только если в дошкольном возрасте ребёнок достаточно наиграется, он сможет вовремя перейти к новой учебной деятельности. Это естественный процесс, заложенный самой природой. Именно в этом возрасте очень хорошо развивается память. Все знания усваиваются дошкольником с опорой на конкретные ситуации. Нужно также отметить, что ребёнок дошкольного возраста имеет ещё неадекватно завышенную самооценку. Он не умеет критически оценивать своё поведение, переживать за свои плохие поступки. И вот вы всё чаще и чаще начинаете замечать, что ваш ребёнок как-то изменился. Причём изменения произошли не только во внешности, но и в поведении. Старайтесь внимательно наблюдать за ребёнком и фиксировать для себя эти перемены: ^ Молочные зубы начинают постепенно заменяться постоянными. Падает работоспособность. У маленького человека начинает появляется свой внутренний мир: ребёнок уже не всегда делиться с вами всеми своими переживаниями, открытиями, появляются первые неумелые попытки утаить что-то от родителей, слукавить. Прежде послушный и спокойный ребёнок вдруг становить манерным, вертлявым. В общественных местах и среди незнакомых людей (в транспорте, в магазине, в музее и т.д.) он начинает паясничать или капризничать. В этот момент, вам кажется, что он делает это специально, пытается вас разозлить. В этот период можно заметить, что ребёнок начинает чаще обычного спорить с вами, старается делать все наоборот. И все чаще и чаще вы говорите: "Он стал неуправляемым. Я не могу справиться с ним". Между вами появляется некая натянутость в отношениях. Если постепенно вы стали замечать у ребёнка появление тех или иных перемен, описанных выше, то вы должны понять, что ваш ребёнок вступил в новый переходный период своего развития. Психологи называют его "кризисом потери непосредственности" или "кризисом 7 лет". Сразу хочу отметить, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту может начаться и раньше семи лет, и позже. Всё зависит от условий жизни и развития ребёнка в более ранние периоды. Сразу спешу вас успокоить. Такое не совсем адекватное поведение закончится через год, полтора. Ваш ребёнок взрослеет, поэтому взрослый тоже должен взрослеть вместе с ним. Начинайте вести с ребёнком не как с дошкольником, а как с человеком, который хочет стать школьником. В повседневной жизни давайте ребёнку больше самостоятельности, но ограниченной. Это значит, что вы разрешаете уже больше, но ещё не все. Демократия не должна обернуться анархией. Объясните ребёнку смысл пословицы: "Любишь кататься, люби и саночки возить". Договоритесь о том, что увеличение количества прав, увеличивает и количество обязанностей и уровень ответственности ребёнка за свои поступки. С другой стороны, сейчас, как никогда, вашему ребёнку нужна поддержка и понимание взрослого. Старайтесь меньше применять авторитарные способы наказания :"Встань в угол", "Нет, и всё. Я так решила. " ,"Ты должен делать так, как я сказала"... Знакомые формы общения, не правда ли? Попробуйте обсудить с ребёнком дома его плохое поведение в магазине. Пусть он выслушает, ваши доводы. Дайте ему возможность оправдать своё поведение. Задайте ему вопрос: "А как ты считаешь, ты хорошо вел себя в магазине? Почему ты так думаешь?"А как надо было себя вести?" "Попробуй нарисовать свои правила поведения." Новая модель поведения родителей поможет легче пережить ребёнку кризис, стать более спокойным, почувствовать защищённость. 2. Этап социологического опроса родителей А теперь, уважаемые папы и мамы, давайте проанализируем, с какими проявлениями кризиса 7 лет вы сталкивались в общении со своими детьми. Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Анкета для родителей 1. Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»? 2. Как вы думаете, почему ребенок становится трудным? 3. Какие проявления кризиса возраста вы наблюдали у своего ребенка? 4. Если у вас в общении с ребенком появляются трудности вы их решаете? 5. Вы являетесь сторонником «карательных» мер в коррекции поведения ребенка? 6. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка? При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей. Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со сверстниками. ^ Выберите тот ответ, который соответствует реальным ситуациям вашей жизни. 1. Если вы поздно приходите с прогулки, то: а) ваше объяснение опоздания выслушают; б) на ваше опоздание не обратят внимание; в) вас отругают. 2.Если вы совершили плохой поступок, то: а) вы сразу расскажете об этом родителям; б) вы расскажете об этом, но дождетесь удобной минуты; в) вы вообще об этом не расскажете. 3. Если вас родители ругают, то вы будете: а) молчать; б) доказывать свою правоту, даже если не правы; в) оправдываться. 4. Если вас накажут несправедливо, вы: а) согласитесь с этим; б) промолчите; в) будете доказывать свою правоту. 5. Если вас обидели сверстники, вы: а) простите своих обидчиков, если они попросят прощения; б) молча проглотите обиду; в) накажете своих обидчиков при удобном случае. 6. Если у вас на душе плохо, вы обратитесь к: а) родителям; б) друзьям; в) посторонним людям. 7. Если о вас говорят плохо учителя, другие взрослые, то ваши родители с этим: а) соглашаются; б) не обращают на это внимания; в) не соглашаются. 8. Вы себя лучше чувствуете: а) дома; б) в школе; в) среди друзей. При обработке их анкет мы выявили следующие проблемы: - болезненное восприятие отношения к ним со стороны взрос¬лых; чувство обиды на взрослых; ощущение несправедливо¬сти - %; - желание отомстить за обиду сверстникам - %; - стремление обсуждать свои проблемы не с родителями, а со сверстниками - %; - приоритет общения со сверстниками - %. Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям кризисного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы возрастного кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками. 3. Подведение итогов собрания Сегодня мы рассмотрели, в чем причины кризисов взросления наших детей. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период. Никитина Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Г Карпинска |
![]() | Тема: возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника цели: познакомить родителей с понятием «темперамент» Участники: классный родители учащихся первых-вторых классов, школьный психолог | ![]() | Тема: возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника цели: познакомить родителей с понятием «темперамент» Участники: классный родители учащихся первых-вторых классов, школьный психолог |
![]() | Нравственное воспитание младших школьников тема: необычное путешествие по стране вежливых слов цели и задачи Воспитание эстетических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника | ![]() | Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника Целью нашего исследования является обоснование и возможности создания воспитательной среды для формирования личности младшего школьника... |
![]() | Творческая разработка Тема: Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики | ![]() | - Тема опыта: «Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном... |
![]() | Портфолио младшего школьника I. История вопроса стр. 4 | ![]() | Памятка для родителей. Уважаемые папы и мамы! Помните! Тема собрания: «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день» |
![]() | Театр одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника Театр – одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника | ![]() | «Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника» |