|
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» адресована учителю начальных классов общеобразовательной школы, работающему во 2-х классах общеобразовательных учреждений по УМК «Школа России» и реализующему ФГОС НОО второго поколения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климановой Л.Ф, Бойкиной М.В. «Литературное чтение», Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М.: «Просвещение», 2011г. – с. 283. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Учебный предмет входит в образовательную область «Филология», которая обеспечивает формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной; развитий коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности. ^
^ - освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге; - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; - воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; - формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. Данная программа рассчитана на 1 учебный год. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Отбор конкретного коммуникативного и лингвистического содержания обучения подчиняется определенным требованиям.
- знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в 1 классе; - необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термины и понятии на этап осознания существенных его характеристик; - зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями; - преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализация готовности пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий. 2. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению. ^ Курс программы Л.Ф.Климановой рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели). В базисном учебном плане отводится 140 часов (4 ч в неделю, 35 учебных недель), поэтому в рабочую программу добавлены 4 часа: ^ Шарль Перро «Кот в сапогах» Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Э.Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа. Контрольная по теме: «Литература зарубежных стран». работа по теме: «Литература зарубежных стран». Данная программа рассчитана на 1 учебный год. УМК Учебно-методический комплекс, реализующий программу «Литературное чтение» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г Горецкий, М.В. Голованова) во 2 классе, включает:
^ Количество учебных недель – 35; количество часов в год – 140; количество часов в неделю – 4; количество контрольных работ – 4 ^ Достижения учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, тестов, диагностик предметных, метапредметных и личностных результатов. ^ : Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение
При проведении урока используются методы здоровьесберегающих технологий, которые повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе. Большое внимание уделяется: рациональной организации урока, психологической обстановке на занятиях. На каждом уроке проводятся эмоциональная разрядка, физминутки, корректировка осанки обучающихся, гимнастика для глаз, соблюдение санитарных норм в учебном кабинете. Формы работы на уроке:
Формами контроля является текущая, промежуточная, итоговая аттестация. Текущий контроль осуществляется в виде:
Промежуточный контроль:
Итоговый контроль:
Результаты изучения курса Реализация данной программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ^ 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. ^ 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. ^ 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. ^ Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч.) Знакомство с учебником по литературному чтению для 2 класса. Введение в тему «Самое великое чудо на свете». Мы идём в библиотеку. ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Высказывания о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р.Сефа. ^ Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Развитие речи: сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики». Развитие речи: обучение подробному пересказу с сохранением особенностей сказки. «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Каша из топора», «Гуси-лебеди». Проверим и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальный». Стихотворение К. Бальмонта «Поспевает брусника». Стихотворение А. Плещеева Осень наступила». Стихотворение А. Фета «Ласточки пропали». Стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенина «Закружилась листва золотая». М. Пришвин «Осеннее утро». Стихотворения В. Брюсова «Сухие листья», И. Токмаковой «Опустел скворечник». М. Пришвин «Осеннее утро». В. Берестов «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Проверим и оценим свои достижения. ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин» «Вот север, тучи, нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя». «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И.А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука». И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л.Н. Толстой «Филипок». Л. Толстой «Правда всего дороже». Л. Толстой «Котёнок». Развитие речи: обучение подробному пересказу. Проверим и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А. Шибаева «Кто кем становится» Стихотворения Б. Заходера «Плачет киска в коридоре», И. Пивоваровой «Жила-была собака». Стихотворение В. Берестова «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и утята». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков «Храбрый утёнок». В. Бианки «Музыкант».В. Бианки «Сова». Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картинок Проверим и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Обучение составлению вопросов. Запуск проекта «Мой любимый детский журнал». Д. Хармс «Игра». Д. Хармс «Вы знаете?» Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». Д. Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Учёный Петя». А. Введенский «Лошадка» Проект: «Мой любимый детский журнал». Проверим и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. И. Бунин. Стихотворение «Первый снег». К. Бальмонт. Стихотворение «Снежинка» (в сокращении) Я. Аким «Утром кот принёс на лапках». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит». С. Есенин «Поёт зима – аукает». С. Есенин «Берёза». Русская народная сказка «Два мороза». С. Михалков «Новогодняя быль». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз». Проверим и оценим свои достижения. ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказка «Путаница». К. Чуковский. Сказка «Путаница». К. Чуковский. Сказка «Радость». К. Чуковский. Сказка «Федорино горе». С.Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». С.В. Михалков. Стихотворение «Мой секрет». С.В. Михалков. Стихотворение «Сила воли». С.В. Михалков. Стихотворение «Мой щенок». А.Л. Барто. Стихи для детей. Стихотворение «Верёвочка». А.Л. Барто. Стихотворения «Верёвочка», «Мы не заметили жука». А. Барто. Стихотворение «В школу». А.Л. Барто. Стихотворение. «Вовка – добрая душа» Н.Н. Носов «Затейники». Н.Н. Носов «Живая шляпа». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Н.Н. Носов «На горке» Проверим и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Берестов. Стихотворение «За игрой». В. Берестов. Стихотворение «Гляжу с высоты на обиду». Э. Мошковская. Стихотворение «Я ушёл в свою обиду». В. Лунин. Стихотворение «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Ю. Емолаев «Два пирожных» В. Осеева «Волшебное слово». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. В. Осеева «Хорошее». В. Осеева «Почему?» Проверим себя и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Ф.Тютчев «Зима недаром злится». Ф. Тютчев «Весенние воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот». И. Бунин «Матери». А. Плещеев «В бурю». Е. Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая берёза» Проверим и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер «Товарищам детям». Б. Заходер «Что красивей всего». Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха» Э. Успенский «Чебурашка» (из повести «Крокодил Гена и его друзья»). Развитие речи: обучение подробному пересказу по коллективно составленному плану. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Э. Успенский «Над нашей квартирой». Э. Успенский «Память» В. Берестов «Знакомый». В. Берестов «Путешественники», «Кисточка». И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский «Тайное становится явным» Проверим и оценим свои достижения ^ Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» (перевод К. Чуковского», «Храбрецы» (перевод С. Маршака». Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» Ш. Перро «Кот в сапогах». Развитие речи: обучение выборочному пересказу. Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка». Г. Андерсен «Принцесса на горошине». Э. Хогарт «Мафин и паук». Проверим себя и оценим свои достижения ^ КВН «Цветик- семицветик». Проверка техники чтения. Повторение пройденного. Задание на лето. Формы и средства контроля Во втором классе четырехлетней начальной школы в первом полугодии исключена система балльного (отметочного) оценивания. Оценивание знаний обучающихся проводится со 2 полугодия. Для контроля за освоением программного материала используются тематические контрольные работы, тесты, самостоятельные работы. Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс». ^
|
![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2010г.) и авторской программы курса Свиридовой В. Ю.,... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы курса «Литературное чтение»... |
![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Мбоу «сош №1» города Юбилейного, на основе авторской программы Л. Ф климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное... | ![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ![]() | Рабочая программа курса «Литературное чтение» «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа... |
![]() | Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие | ![]() | Поурочное планирование по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение» Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие |
![]() | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» Система Л. В. Занкова/Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.), поурочного планирования... |