Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен icon

Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен



НазваниеВоспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

МОУ СОШ №34 города Иркутска представляет:

воспитательная система развития новой личности.


Воспитательная система школы – не застывший,

а постоянно развивающийся феномен.

Т.А. Стефановская

Борзина А.Е., заместитель директора по НМР

…Итак, о воспитании. Воспитание многомерно. Оно разнообразно не только по целям, условиям, методам, но и по содержанию, масштабам воспитывающего воздействия.

Сегодня и воспитатель, и воспитанник находятся в ситуации выбора. Но выбор идет не по пути простого, случайного «тыка». Он предполагает достаточное количество предметов выбора, разработку нескольких вариантов, мастерство применения их в конкретной педагогической ситуации.

К сожалению, есть немало педагогов, идущих только «по накату», делающих то, что хорошо получается, что, по их мнению, проверено годами работы. Некоторые сознательно ограничивают себя некоторыми факторами, аспектами, технологиями.

Есть и школы, специализирующиеся из года в год на одних и тех же видах деятельности. Происходит сужение воспитательного пространства, что сильно примитивизирует воспитательный процесс.

Есть и другая крайность – педагогическая «всеядность». Школа задыхается под лавиной формотворчества и новаций. Ретивые, амбициозные управленцы спешат внести в жизнь школы все, что бы не появилось в образовании других общеобразовательных учреждений. Они не подозревают, что нелинейная, неравновесная, саморазвивающаяся система имеет некоторые ограничения восприятия новаций. В это смысле важную роль играет категория меры, принцип педагогической целесообразности, разумный баланс инноваций и традиций.

Так как мы говорим о системе, то следует разобраться, что мы понимаем под эти термином. Система в переводе с греческого языка означает целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Под воспитательной системой школы мы понимаем целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система школы проявляет свою целостность.

Это – система организации целостного педагогического процесса (воспитание+обучение).

Это – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов.

Это – баланс традиций и новаций. Традиции - формы и установки жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в группе, организации, коллективе в течение длительного времени разнообразных инициатив и творчества. Инновации – актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и творчества.

Цель воспитательной системы в нашей школе – образование и развитие новой личности.

Наиболее существенными и важными компонентами (элементами) воспитательной системы школы являются:

  1. Индивидно-групповой компонент.

  2. Ценностно-ориентационный компонент.

  3. Функционально-деятельностный компонент.

  4. пространственно-временный компонент.

  5. Управление, обеспечивающее развитие воспитательной системы школы.


gif" align=left hspace=12>











Первый компонент индивидно-групповой.




  • Модель ученика



Модель учителя




  • Родители.


Принципы педагогического альянса школы и семьи

«Пять СО…»




Второй компонент воспитательной системы – это ценностно-ориентационный, который представляет совокупность следующих элементов:

  1. Цели и задачи воспитания – моделирование и построение воспитательной системы школы, системы организации целостного педагогического процесса, составляющей которой являются обучение и воспитание.

  2. Ведущая установка жизнедеятельности школы – «Мыслить глобально – действовать локально».

  3. Принципы построения воспитательной системы –

    • Целостность

    • Единство компонентов педагогического процесса

    • Единство с окружающей средой.

    • Баланс традиций и новаций

Принципы отражают ценностные ориентации школьного сообщества, регламентируют поведение и деятельность членов коллектива.


Третий компонент воспитательной системы школы – функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов:

  • Формы и методы организации совместной деятельности и общения.

  • Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельности школьного сообщества

Реализация данного компонента в нашей школы прослеживается через:


    1. Разработка и реализации целевых программ «Семья», «Информатизация школьного пространства», «Научно-исследовательский институт школьника», «Артпедагогика».

    2. Реализация образовательной программы «Человек. Природа. Общество»

    3. Школьное ученическое самоуправление. Формы организации классного самоуправления.


4. Ведущий вид деятельности в профессиональном совершенствовании учителей – научно-исследовательский.


Творческое объединение классных руководителей «Новые ориентиры»

^ Творческое объединение педагогов

«Новые типы уроков»


Творческое объединение «Артпедагогов»


    1. Разработка и внедрение проектной деятельности:

      • Проект «Путь в профессию»

      • Проект «Эстетизация школьного рекреационного пространства».

      • Проект «Академия школьной символики».










Четвертый компонент воспитательной системы школы – это пространственно-временный. Состоит из таких элементов:

  • Эмоционально-психологическая, нравственная и предметно-материальная среда – программа «Эстетизация школьного рекреационного пространства».

  • Связи и отношения школы с другими общностями




  • Социально-профессиональное партнерство в построении воспитательной системы –

  1. Школы №3,4,6 г. Саянска.

  2. Школа №42 г. Иркутска.

  3. Школа №14 г. Усть-Илимска

  4. Школа №6 г. Шелехов.




    • Продвижение продуктов научно-исследовательской деятельности педагогов по рынку образовательных услуг.


Пятый компонент воспитательной системы - это управление ею.

Управление должно осуществляться:

Во-первых, системой как целым;

Во-вторых, каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую.

В-третьих, как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие школьников.

Управление извне:

Управление со стороны органов народного образования.

Международная академия наук педагогического образования, научный консультант, доктор педагогических наук, профессор Стефановская Т.А.

Управление изнутри:

Это, главным образом, организация совместной деятельности и общения детей.

  1. Детская организация «Университет Таинственных Явлений» (1-4 классы).

  2. Научно-исследовательский институт школьника «Интеллект будущего» (5-11 классы). Школа тьютерства.

  3. Индивидуальное лицо классных коллективов:

    • Я – среди людей.

    • Я в мире информации.

    • Я – выбираю!

В таком процессе управления именно через класс формируются отношения, охватывающие всех детей и подростков школы: класс превращается в связующее звено между личностью и школой в целом.

  1. Детские сообщества:

  • Экология и виртуальная реальность.

  • Цифровые аборигены.

  1. Традиции школьного уклада жизни (баланс традиции и новаций):

  • День знания!

  • День здоровья!

  • Цукановская осень.

  • День рождения школы.

  • КВН.

  • Февральский ветер.

  • Зарница.

  • «Мы выбираем»

  • Последний звонок.

Управление изнутри – процесс творческий, особенно в его технологическом аспекте. Формы, приемы и методы такого управления нельзя механически переносить из чужого опыта, из одной школы в другую. В значительной степени их приходится изобретать, ориентируясь, конечно, в какой-то степени на опыт других школ и прислушиваясь к советам коллег.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы используют критерии качества системы и показатели. Критерий качества – модель выпускника.

Непосредственными показателями качества воспитательной системы выступают:

  • Доброжелательная обстановка и взаимоподдержка; нормы поведения, комфортные для всех, определяют совместно школьники и учителя, поэтому нарушения сведены к минимуму; высокая творческая активность учащихся.

  • Удовлетворенность выпускников собственным социокультурным и психическим развитием, своей социализацией.

  • Низкий уровень детских правонарушений.

  • Удовлетворенность запроса на дополнительное образование.

  • Профессиональные знания и педагогическая культура учителя.



Стадии и этапы создания и развития воспитательной системы школы.

Воспитательная система образовательного учреждения1.

3 стадия


^ Развитие воспитательной системы (возможный вариант: обновления, перестройка, кризис)



2 стадия

Формирование (становление) воспитательной системы )




1 стадия

МОДЕЛИРОВАНИЕ





Расширение воспитательной системы образовательного учреждения до учебно-воспитательного комплекса


Анализ состояния дел в образовательном учреждении

Включение отдельных новых элементов в компоненты педагогического процесса образовательного учреждения


Образ воспитательной системы (эскизное изложение)




Создание воспитательного пространства (муниципального, городского, районного уровня)




Расширение нововведений до рамок целостного педагогического процесса (новое качество ПП)


Концепция воспитательной системы


Анализ и оценка достигнутого в образовательном учреждении


Программа построения воспитательной системы


Методическое и другое обеспечение реализации «Программы построения воспитательной системы»




1 По Т.А. Стефановской



Похожие:

Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconВоспитательная система школы
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную...
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconВоспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе»
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий...
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconВоспитательная система 8 а класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий...
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconВыступление учителя мбоу сош №30 Андриуцэ Т. А на тему «Воспитательная система школы как модель духовно-нравственного просвещения»
Целью русской школы является пробуждение национального самопознания личности, воспитание нравственности и патриотизма
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconПедагогический совет Воспитательная система
Почему на данном этапе развития всей воспитательной системы школы возникла необходимость её моделирования и описания?
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconШколы
Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее...
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconВоспитательная система образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вознесенская основная общеобразовательная школа
Ельная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом...
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconВоспитательная система гбоу цо №1473 им. Г. А. Тарана
Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного...
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconВоспитательная система школы Планета «Детство»
Создание оптимальных условий для полноценного развития спо­собностей, свойственных младшему школьному возрасту, фор­мирование способов...
Воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен iconРазработка педагогического совета «Воспитательная система образовательного учреждения» Пояснительная записка
Анализируя состояние воспитательной работы в школе, был выявлен ряд недостатков. Возникла необходимость в создании новой программы,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты