|
МОУ СОШ №34 города Иркутска представляет: воспитательная система развития новой личности. Воспитательная система школы – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Т.А. Стефановская Борзина А.Е., заместитель директора по НМР …Итак, о воспитании. Воспитание многомерно. Оно разнообразно не только по целям, условиям, методам, но и по содержанию, масштабам воспитывающего воздействия. Сегодня и воспитатель, и воспитанник находятся в ситуации выбора. Но выбор идет не по пути простого, случайного «тыка». Он предполагает достаточное количество предметов выбора, разработку нескольких вариантов, мастерство применения их в конкретной педагогической ситуации. К сожалению, есть немало педагогов, идущих только «по накату», делающих то, что хорошо получается, что, по их мнению, проверено годами работы. Некоторые сознательно ограничивают себя некоторыми факторами, аспектами, технологиями. Есть и школы, специализирующиеся из года в год на одних и тех же видах деятельности. Происходит сужение воспитательного пространства, что сильно примитивизирует воспитательный процесс. Есть и другая крайность – педагогическая «всеядность». Школа задыхается под лавиной формотворчества и новаций. Ретивые, амбициозные управленцы спешат внести в жизнь школы все, что бы не появилось в образовании других общеобразовательных учреждений. Они не подозревают, что нелинейная, неравновесная, саморазвивающаяся система имеет некоторые ограничения восприятия новаций. В это смысле важную роль играет категория меры, принцип педагогической целесообразности, разумный баланс инноваций и традиций. Так как мы говорим о системе, то следует разобраться, что мы понимаем под эти термином. Система в переводе с греческого языка означает целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Под воспитательной системой школы мы понимаем целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система школы проявляет свою целостность. Это – система организации целостного педагогического процесса (воспитание+обучение). Это – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов. Это – баланс традиций и новаций. Традиции - формы и установки жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в группе, организации, коллективе в течение длительного времени разнообразных инициатив и творчества. Инновации – актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и творчества. Цель воспитательной системы в нашей школе – образование и развитие новой личности. Наиболее существенными и важными компонентами (элементами) воспитательной системы школы являются:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Первый компонент индивидно-групповой. ![]()
Модель учителя ![]()
Принципы педагогического альянса школы и семьи «Пять СО…» ![]() Второй компонент воспитательной системы – это ценностно-ориентационный, который представляет совокупность следующих элементов:
Принципы отражают ценностные ориентации школьного сообщества, регламентируют поведение и деятельность членов коллектива. Третий компонент воспитательной системы школы – функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов:
Реализация данного компонента в нашей школы прослеживается через:
4. Ведущий вид деятельности в профессиональном совершенствовании учителей – научно-исследовательский. Творческое объединение классных руководителей «Новые ориентиры» ^ «Новые типы уроков» Творческое объединение «Артпедагогов»
![]() ![]() ![]() ![]() Четвертый компонент воспитательной системы школы – это пространственно-временный. Состоит из таких элементов:
![]()
Пятый компонент воспитательной системы - это управление ею. Управление должно осуществляться: Во-первых, системой как целым; Во-вторых, каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую. В-третьих, как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие школьников. Управление извне: Управление со стороны органов народного образования. Международная академия наук педагогического образования, научный консультант, доктор педагогических наук, профессор Стефановская Т.А. Управление изнутри: Это, главным образом, организация совместной деятельности и общения детей.
В таком процессе управления именно через класс формируются отношения, охватывающие всех детей и подростков школы: класс превращается в связующее звено между личностью и школой в целом.
Управление изнутри – процесс творческий, особенно в его технологическом аспекте. Формы, приемы и методы такого управления нельзя механически переносить из чужого опыта, из одной школы в другую. В значительной степени их приходится изобретать, ориентируясь, конечно, в какой-то степени на опыт других школ и прислушиваясь к советам коллег. Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы используют критерии качества системы и показатели. Критерий качества – модель выпускника. Непосредственными показателями качества воспитательной системы выступают:
Стадии и этапы создания и развития воспитательной системы школы. Воспитательная система образовательного учреждения1. 3 стадия ^ 2 стадия Формирование (становление) воспитательной системы ) ![]() 1 стадия МОДЕЛИРОВАНИЕ ![]() ![]() Расширение воспитательной системы образовательного учреждения до учебно-воспитательного комплекса Анализ состояния дел в образовательном учреждении ![]() Включение отдельных новых элементов в компоненты педагогического процесса образовательного учреждения Образ воспитательной системы (эскизное изложение) ![]() Создание воспитательного пространства (муниципального, городского, районного уровня) Расширение нововведений до рамок целостного педагогического процесса (новое качество ПП) Концепция воспитательной системы Анализ и оценка достигнутого в образовательном учреждении Программа построения воспитательной системы Методическое и другое обеспечение реализации «Программы построения воспитательной системы» 1 По Т.А. Стефановской |
![]() | Воспитательная система школы Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную... | ![]() | Воспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе» Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий... |
![]() | Воспитательная система 8 а класса Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий... | ![]() | Выступление учителя мбоу сош №30 Андриуцэ Т. А на тему «Воспитательная система школы как модель духовно-нравственного просвещения» Целью русской школы является пробуждение национального самопознания личности, воспитание нравственности и патриотизма |
![]() | Педагогический совет Воспитательная система Почему на данном этапе развития всей воспитательной системы школы возникла необходимость её моделирования и описания? | ![]() | Школы Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", " воспитательная система" последнее... |
![]() | Воспитательная система образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вознесенская основная общеобразовательная школа Ельная система школы соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом... | ![]() | Воспитательная система гбоу цо №1473 им. Г. А. Тарана Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного... |
![]() | Воспитательная система школы Планета «Детство» Создание оптимальных условий для полноценного развития способностей, свойственных младшему школьному возрасту, формирование способов... | ![]() | Разработка педагогического совета «Воспитательная система образовательного учреждения» Пояснительная записка Анализируя состояние воспитательной работы в школе, был выявлен ряд недостатков. Возникла необходимость в создании новой программы,... |