Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» icon

Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования»



НазваниеВыступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Департамент образования г. Москвы

Зеленоградское окружное управление образования


Выступление на дне методиста

учителей иностранного языка

Зеленоградского округа г.Москвы

«Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования»


Тема: Профессиональное здоровье педагога ».


Учитель английского языка

ГОУ СОШ № 1912

Курбанова А.В.


Москва

21 марта 2011г


-1-


Профессиональное здоровье учителя.


Слайд

Сохранение здоровья ученика – актуальная проблема современной школы. Нам, учителям, хорошо известны теоретические и практические рекомендации по этому вопросу. А вот о здоровье учителя необоснованно умалчивают. А это, на наш взгляд, важная актуальная проблема. Чтобы сохранить здоровье ученика – учитель сам должен быть здоров.


Слайд

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения « Здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

Возможно ли сохранить здоровье, работая учителем?


^ Слайд Отличительные черты профессии педагога.

  • Труд учителя совмещает в себе умственные и физические аспекты, творческую, организаторскую и исследовательскую деятельность.

  • Труд учителя характеризуется высокой плотностью и широчайшим разнообразием межличностных контактов ( с учениками, с родителями, с коллегами, с администрацией)

  • Необходимость принятия оперативных решений.

  • Труд учителя отличается большим количеством стрессовых ситуаций, высоким нервно-эмоциональным напряжением, особой ответственностью перед своими учениками и коллегами.

  • Работу учителя усложняет периодическая необходимость выполнения незапланированного объёма работы в жестко регламентированные сроки.



В результате воздействия перечисленных факторов здоровье большей части педагогов оказывается неблагополучным.

-2-

Слайд : Основные нарушения здоровья педагогов.

У учителей наблюдаются:

  • Нервные расстройства

  • Проявление хронического стресса

  • Невроз

  • Сердечно - сосудистые нарушения (гипертония, вегето-сосудистая дистония, стенокардия и др.)

  • Патология верхних дыхательных путей, голосовых связок

  • Нарушение обмена веществ, расстройство пищеварительной системы

  • Варикозное расширение вен

  • Остеохондроз

  • Нарушение зрения


Давайте прямо сейчас проведём небольшой тест.


Слайд : Тест

В предлагаемом вопроснике предусмотрено 2 варианта ответов: «ДА» или «НЕТ». Сосчитайте пожалуйста свои положительные ответы.


  1. Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)?




  1. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела еще завершены?




  1. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким-либо еще способом ускорить беседу?

  2. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующей работе?

  3. Ощущаете ли вы, что постоянно чего-то не успеваете?

  4. Торопливы ли вы в обычной жизни (в еде, разговоре, ходьбе и т. д.)?

  5. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?

  6. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?

  7. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?

  8. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, собрании, не выступить на нем.



-3-

Оценка результатов проста. Чем на большее число вопросов вы дали положительный ответ, тем в большей степени у вас присутствуют черты «стресс - коронарного типа», иначе говоря, вы подвержены развитию ишемической болезни сердца.


Работа учителя характеризуется не только большими нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног, но и постоянными нервно- эмоциональными нагрузками, психо- эмоциональным напряжением, хроническим состоянием стресса.


^ Слайд Стрессогенные факторы

  • Неадекватная оценка труда учителя со стороны государства.

  • Негативное общественное мнение о роли учителя, формируемое отдельными телепередачами и телесериалами, статьями в газетах и журналах. (« Наша Russia», «Папины дочки», «Школа»- Валерии Гайгерманики).

  • И как следствие, снижение престижа профессии учителя в современном российском обществе.

  • Неуважительное отношение к учителю в семье и как следствие поведение учеников и их отношение к учителю.

  • Усложнение контингента учащихся и их родителей (претенциозность, конфликтность, стремление «качать права», без принятия на себя какой-либо ответственности.

  • Предоставленная родителям возможность оценивания профессиональной деятельности учителя. ( Сомневаюсь, что кто-то из вас имел возможность оценить работу врача, юриста, бухгалтера?)

  • Конфликты, связанные с нездоровым психологическим климатом в коллективе.

  • Напряженные отношения с администрацией.

  • Новая форма оплаты труда учителя (а разве это не актуальный стрессогенный фактор – это магическая цифра -10.800 рублей, повисшая в воздухе).

  • Бесконечные проверки

( тесты, срезы, мониторинги качества знаний учащихся, оценка работы учителя по показателям успеваемости учащихся, аттестация педагогических кадров , аккредитация образовательных учреждений. Но особую стрессовую ситуацию создают незапланированные, как правило, неожиданные проверки вышестоящих организаций – например День руководителя в Зеленоградском АО).


-4-

  • Ненормированный рабочий день учителя.

Сколько длится ваш рабочий день? – почти сутки!!!

Бытует мнение, что учителя работают до обеда. Да, это только уроки!

А дополнительные занятия с мотивированными учащимися по подготовке к различным олимпиадам и конкурсам.

А дополнительные занятия с немотивированными учащимися.

Работа с журналами и документацией.

Подготовка, репетиции, проведение внеурочных мероприятий.

Проведение по вечерам родительских собраний.

Обязательное присутствие на различных школьных вечерах и дискотеках.

Обязательное посещение различных семинаров.

Участие в методической работе школы, округа и города.

Нахождение на рабочем месте в свой выходной день.


  • Продолжение рабочего дня дома.


Но и этим наша учительская работа не заканчивается.

- Уходя из школы, учитель несёт тетради на проверку домой, при этом испытывает очередные стрессы:

Во- первых, тяжёлые сумки, во –вторых – открываешь тетради, а там пусто – домашнее задание не выполнено, а в- третьих – вместе с тетрадями мы несём домой нашим детям различные инфекции. Разве вы не испытываете стресс, когда узнаёте, что в классе, тетради которого побывали у вас дома , объявлен карантин, например, по ветрянке или чесотке.

- А работа в электронном журнале? Не секрет, что не у всех учителей есть возможность сделать это на работе. Например, в классе нет компьютера, а даже если есть, то нет доступа в Интернет. Значит, мы продолжаем работать дома.

- Особую популярность приобрели требования к учителю по использованию ИКТ технологий. Мы научились создавать презентации к урокам и даже разрабатывать собственные курсы к определённым учебникам. Но ведь это задача целых авторских коллективов. На мой взгляд, обязательным компонентом современного УМК должны являться цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные приложения. Однако их отсутствие восполняем мы – учителя, и делаем это обычно ночью!


-5-

  • Чувство вины перед семьёй.

И наконец, возможно, самое важное в нашей жизни – семья, собственные дети.

- А разве вы не испытываете стресс, когда оставляете своего ребёнка дома одного, потому что он заболел, а сами бежите на работу. (Кто- то может мне возразить! - Возьмите больничный! А как же коллеги? Ведь замены теперь у учителей иностранных языков не оплачиваются, «в связи с производственной необходимостью».

- А это ли не стресс – осознание того, что собственные дети обделены вашей любовью, теплом, вниманием, общением, только потому, что вам ой как много ещё надо сделать.


^ Слайд Синдром профессионального выгорания учителя.


Существование педагога в таком режиме на протяжении нескольких лет приводит к появлению синдрома профессионального выгорания.

Это понятие, было введено в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.

Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и, которое возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек – человек».


^ Слайд Нарушение нервно-психического здоровья педагогов

По данным исследователей нарушение нервно-психического здоровья педагогов наблюдается

У 35% педагогов после 10 лет работы;

У 40% педагогов после15 лет работы;

У более 50% педагогов после 20 лет работы .


-6-

^ Слайд Симптомы эмоционального выгорания.

При достижении определённого уровня напряжения организм начинает защищать себя. Это проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:

  • стремление сократить взаимодействие с другими людьми; (с учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);

  • постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции;

  • снижение работоспособности, продуктивности, желания работать: обычная работа становится всё тяжелее, а возможности выполнять её всё меньше;

  • тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни («трудоголизм»)

  • непреходящее чувство усталости, истощения;

  • частые головные боли, бессонница;

  • ухудшение памяти;

  • чувство невостребованности, снижение уровня энтузиазма;

  • возрастание числа эмоциональных конфликтов;

  • обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;



Уважаемые коллеги! В своём сообщении я попыталась показать влияние нашей работы на наше здоровье. И поскольку здоровьем учителя не занимается никто, предлагаю сделать своим жизненным девизом слова Артура Шопенгауэра:

Слайд

« Здоровье – это ещё не всё, но без здоровья, всё – ничто».


А сейчас предлагаю вашему вниманию практические рекомендации!!!

(презентация)


Благодарю за внимание!



Похожие:

Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconВыступление на августовской секции учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы Тема: «Организация работы с одарёнными детьми во внеурочное время в гбоу сош №1912»
Тема: «Организация работы с одарёнными детьми во внеурочное время в гбоу сош №1912»
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconПлан работы шмо учителей иностранного языка и истории мбоу сош №2 на 2013-2014 учебный год
Тема: «Развитие профессионально-педагогической компетентности учителя как средство достижения качества образования»
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» icon"Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе"
Выступление на мо учителей обществоведческого цикла маоу сош №13 г. Тамбова с углубленным изучением отдельных предметов 08. 11. 2010...
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconВыступление на педагогическом совете «Методика преподавания русского языка как иностранного»
РФ», «Проведение систематического наблюдения и анализа баланса русского национального двуязычия на территории рф, на подготовку «прогнозов...
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconАнализ работы мо учителей естественно-математического цикла за 2011-2012 уч год
«Управленческая культура учителя как фактор повышения качества образовательного процесса» (Использование технологии исуд)»
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconПлан научно-методической работы на 2008-2009 учебный год
Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности учебного процесса
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconПрограмма развития гбоу сош №853 Зеленоградского административного округа города Москвы на 2012 2016 годы предусматривает развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, приоритетные направления которой
Программа развития гбоу сош №853 Зеленоградского административного округа города Москвы на 2012 – 2016 годы предусматривает развитие...
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconПлан работы методического объединения «Школа становления молодого учителя» Государственного учреждения образования «Слободская средняя школа» на 2012 / 2013 учебный год
Компетентностный подход к организации коммуникативно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка посредством повышения...
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе»
Выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе» Тен Елены Евгеньевны, учителя...
Выступление на дне методиста учителей иностранного языка Зеленоградского округа г. Москвы «Здоровьесберегающие технологии как фактор обеспечения качества образования» iconПлан работы методического объединения учителей иностранного языка цо №825 г. Москвы на 2010-2011 учебный год
Экзамен проходил в устной ф-ме. Билеты для сдачи экзамена по ая составлены с учетом обязательного минимума содержания основного общего...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты