|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю» к утверждению на Педагогическом Директор: Шичко Т.В. совете Приказ от_____2012г №___ (Протокол от_____2012г №___) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 10 класса 2012-2013 учебный год Учитель II категории Брехнёва Любовь Владимировна Стаж работы 10 лет с. Семеновка 2012 Пояснительная записка. Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком смысле этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самовыражению в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Эти цели обуславливают следующие задачи: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. ^ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439). ^ по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Хлебинская Г.Ф) Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе – 35 часов, то есть из расчёта 1 час в неделю. ^ Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки учащихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации. Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания. Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена. Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы обеспечить успешное выполнение данного задания, в учебниках даётся алгоритм работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков. В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у учащихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций. Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты. Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета. Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения. Содержание учебников скомпоновано следующим образом: 10 класс • Общие сведения о языке и речи. Культура речи. • Текст. Стили и жанры. • Лексика. Фразеология. Лексикография. • Фонетика. Графика. Орфоэпия. • Морфемика и словообразование. • Орфография. 11 класс • Морфология. • Синтаксис и пунктуация. ^
^ Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на 35 часов, в том числе 2 часа отведено на развитие речи и 5 часов на контрольные работы. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов. ^
^ личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ. ^ Указанные в программе цели и задачи обучения позволяют применять наряду с фронтальной парную, групповую, индивидуальную формы учебной деятельности. Так же применяются нетрадиционные уроки: конференции, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки с деловой и ролевой игрой, зачеты, что способствует развитию познавательных интересов у учащихся и повышает уровень знаний и умений. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом ^ Текущий, промежуточный и итоговый: -диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий); - комплексный анализ текста; - устное высказывание на лингвистическую тему; - тест - эссе - выполнение заданий в формате ЕГЭ. ^ 35 часов (1 час в неделю) Русский язык и русистика (1 ч) Русский язык как национальный язык русского народа. ^ . Русский язык в кругу других славянских языков. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык как развивающееся явление.Выдающиеся отечественные языковеды. ^ Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные. Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. ^ Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца. Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений. Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения. Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная. Понятие о функциональных стилях речи. Критерии разграничения стилей речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Функциональные стили книжной речи: научный, официально-деловой, публицистический. Разговорный стиль речи. Литературно-художественный стиль и его принципиальное отличие от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала определённого стиля речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи. Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: расписки, доверенности, резюме. Некоторые жанры публицистического стиля речи: статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые записи, частная переписка, дискуссия. Культура устного и письменного общения. Комплексный анализ текста. Виды переработки текста (план, тезисы, конспект). Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. ^ Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные возможности. Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова. Лексический разбор слова. Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц. Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте. Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей. ^ Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка. Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация. Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Понятие об орфоэпии. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический разбор слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики. ^ Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове. Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо. Морфемный и словообразовательный разборы слова. Понятие об этимологии. Орфография (7 ч) Принципы русской орфографии. Слитные, раздельные и де- фисные написания. Орфограмма. Орфографические нормы. Написание слов и их значимых частей: — правописание безударных гласных в корне слова; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне слова; правописание согласных корня перед суффиксами; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание удвоенных согласных; — правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок; — правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц; — употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь; — употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо. Употребление прописной и строчной букв. Правила переноса слов. Орфографические словари и справочники. Повторение и обобщение изученного материала; контроль (1 ч) Морфология (19 ч) Имя существительное (2 ч) Понятие о частях речи. Признаки имени существительного: семантический, морфологический и синтаксический. Лексико-грамматические разряды существительных: нарицательные и собственные; конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные. Морфологические категории существительных: одушевлённость/неодушевлённость, род, число, падеж. Склонение существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских и иноязычных имён и фамилий. Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже единственного числа. Варианты падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных средств языка. Имя прилагательное (2 ч) Признаки имени прилагательного: семантический, морфологический, синтаксический. Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Полные и краткие формы имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Особенности склонения имён прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи. Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Прописная и строчная буквы в притяжа- тельных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными. Морфологический разбор имени прилагательного. Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка. Имя числительное (1 ч) Признаки имени числительного: семантический, морфологический, синтаксический. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, дробные, неопределённо-количественные, порядковые. Словообразовательная структура числительных: простые, сложные, составные. Употребление ь в числительных. Слитное, раздельное, дефисное написание числительных. Особенности склонения имён числительных. Нормы употребления числительных в литературном языке. Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности. Морфологический разбор имени числительного. Местоимение (1 ч) Признаки местоимения: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды местоимений. Нормы употребления местоимений в литературном языке. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Роль местоимений в образовании изобразительно-выразительных средств языка. Повторение и обобщение изученного материала; контроль (1 ч) Глагол (2 ч) Признаки глагола: семантический, морфологический, синтаксический. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Морфологические категории глагола: вид, время, наклонение, лицо. Глаголы переходные/непереходные, возвратные/невозвратные. Спряжение глаголов. Основные нормы употребления глагольных форм в литератур- ном языке. Синонимические варианты употребления глагольных форм и их стилистические и смысловые особенности. Правописание суффиксов и безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных средств языка. Причастие как особая форма глагола (2 ч) Признаки причастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в прилагательные. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая форма глагола (1 ч) Признаки деепричастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование деепричастий. Отличие деепричастий от омонимичных частей речи. Правописание деепричастий. Нормы употребления деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия. ^ Наречие. Слова категории состояния (2 ч) Признаки наречия: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды наречий по значению. Словообразовательная структура наречий: производные и непроизводные наречия. Степени сравнения наречий. Нормы употребления наречий в литературном языке. Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в наречиях. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и на- речных выражений. Морфологический разбор наречия. Признаки слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных. Морфологический разбор слова категории состояния. Служебные части речи (2 ч) Предлог Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные (наречные, отымённые, отглагольные). Разряды предлогов по структуре: простые, сложные, составные. Разряды предлогов по значению (пространственные, временные и др.). Падежное употребление предлогов. Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами. Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. Морфологический разбор предлога. Союз Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по происхождению: непроизводные и производные. Разряды союзов по структуре: простые и составные. Разряды союзов по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по значению и грамматической функции: сочинительные и подчинительные. Отличие союзов от омонимичных местоимений, наречий и вводных слов. Правописание союзов. Морфологический разбор союза. Частица Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по происхождению: непроизводные и производные. Разряды частиц по структуре: простые и составные. Разряды частиц по выполняемой функции: смысловые и формообразующие. Отличие частиц от омонимичных им слов (союзов, наречий, местоимений с частицами). Слитное, раздельное, дефисное написание частиц со словами. Основные случаи употребления частиц не и ни. Морфологический разбор частицы. Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч) Междометия как особая часть речи. Разряды междометий по происхождению: непроизводные и производные. Разряды междометий по структуре: простые, сложные, составные. Разряды междометий по значению: эмоциональные, повелительные, этикетные. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая к междометиям. Правописание междометий. Морфологический разбор междометия. ^ Итоговый контроль (1 ч) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часов)
^ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 10 КЛАССА По окончании 10 класса учащиеся должны: знать/понимать
уметь
аудирование и чтение
говорение и письмо
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература и средства обучения
Словари и справочники
Русский язык Электронные пособия
Календарно-тематическое планирование курса
|
![]() | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса 2012-2013 учебный год Учитель II категории Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю» к утверждению на Педагогическом Директор: Шичко Т. В | ![]() | Рабочая программа по русскому языку для 8 класса 2012-2013 учебный год Учитель II категории Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю» к утверждению на Педагогическом Директор: Шичко Т. В |
![]() | Рабочая программа по русскому языку для 11 класса 2012-2013 учебный год Учитель II категории Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю» к утверждению на Педагогическом Директор: Шичко Т. В | ![]() | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса 2012-2013 учебный год Учитель II категории Брехнёва Любовь Владимировна Рассмотрена и рекомендована «Утверждаю» к утверждению на Педагогическом Директор: Шичко Т. В |
![]() | Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 2012/2013 учебный год образовательная система Школа 2100 Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х частях | ![]() | Рабочая программа по русскому языку для 4 класса на 2012/2013 учебный год Система развивающего обучения Л. В. Занкова Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие обучающихся, и является... |
![]() | Программа по русскому языку на 2012 2013 учебный год 4 «А» класс. Разработала учитель Т. Е. Хохловой в четырёх частях, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации | ![]() | Рабочая программа по русскому языку умк «система л. В. Занкова» Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом... |
![]() | Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2011/2012 учебный год образовательная система Школа 2100 Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, О. В. Чиндиловой и др., рекомендованной Минобрнауки РФ сборник Программы начального общего образования.... | ![]() | Рабочая программа по музыке для 3 «А» класса на 2012 2013 учебный год Учитель: Гук Светлана Юрьевна Предмет: музыка Кемеровская область Г. Ленинск – Кузнецкий мбоу «Основная общеобразовательная школа №33» |