Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект icon

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект



НазваниеМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ


1.1 Тема:


«Внедрение инновационных технологий сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в практику работы дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида»


1.2 Цель проекта:


Повышение эффективности системы коррекционно-педагогических мероприятий посредством внедрения в практику работы учреждения инновационных технологий сенсомоторного развития детей и организации мультисенсорной развивающей среды.


Задачи проекта:


  1. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

  2. Выявление, коррекция и ликвидация всех неблагоприятных последствий развития с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильно формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции ребенка в социум.

  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения; корректировка психоэмоционального состояния.

  4. Расширение жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира.

  5. Стимуляция всех видов восприятия, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

  6. Формирование сенсомоторных эталонов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

  7. Сокращение этапа установления эмоционального контакта с ребёнком в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

  8. Повышение мотивации ребенка к проведению мероприятий по формированию знаний, умений и навыков.

  9. Создание условий для активного вовлечения ребенка и его родителей в коррекционно-развивающий процесс, создание благоприятных условий для укрепления родительско-детских отношений.

  10. Решение задач комплексной подготовки дошкольника к школьному обучению и профилактики школьной дезадаптации.


Система показателей по достижению целей проекта:


  1. Повышение уровня произвольного внимания.

  2. Повышение активности, инициативности в образовательной деятельности, ролевых и подвижных играх.

  3. Формирование устойчивого интереса к объектам окружающего мира.

  4. Формирование у ребенка элементарных способов и приемов релаксации.

  5. Развитие навыков самоконтроля.

  6. Улучшение процесса переключаемости с одного вида деятельности на другой.

  7. Развитие коммуникативных навыков.

  8. Формирование адекватных эмоциональных реакций при взаимодействии с предметами и объектами непосредственного окружения, желания отразить увиденное в доступных видах творческой деятельности.

  9. Уменьшение уровня тревожности и улучшение процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

^ 1.3 Ожидаемые результаты:


1.Минимизация отклонений в психофизическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и предупреждение возникновения различных форм социальной дезадаптации.

2.Разработка индивидуальных и групповых коррекционных программ.

3.Разработка диагностических критериев, комплекса диагностических методик для оценки эффективности работы в специально организованной сенсомоторной развивающей среде.

4. Разработка вариативных коррекционных программ с учетом возрастных, интеллектуальных и психоэмоциональных особенностей детей, посещающих дошкольное учреждение.


    1. . Описание основной проблемы и обоснование актуальности ее разработки:


МАДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Радуга» с 2006 г. и по настоящее время является экспериментальной площадкой по оптимизации психофизического здоровья детей дошкольного возраста. Результаты работы были достойно оценены коллегами на районом, областном и региональном уровнях. Опыт работы показывает необходимость продолжения эксперимента и его расширение в рамках формирования сенсомоторных эталонов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации в учреждении мультисенсорной развивающей среды.

Правильно организованная в дошкольном учреждении предметно – пространственная развивающая среда создает все необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, возможности для успешного преодоления имеющихся у него отклонений в развитии, позволяет ему проявлять свои способности не только в образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому вся коррекционно – развивающая работа невозможна без опоры на полноценное восприятие предметов. В работе с детьми, имеющими особенности в развитии, восприятие рассматривается как особый вид деятельности, в структуре которой выделяется мотивационно – личностный и операционально-технический компоненты.

Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья обычно значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

Практика работы нашего учреждения показывает, что традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья вследствие особенностей их психического развития. Не всегда удается достичь достаточного уровня эмоциональной насыщенности окружающей среды, необходимого для организации комплексного мультидисциплинарного воздействия.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в учреждении комбинированного вида, на базе которого действуют 7 специализированных групп компенсирующей направленности, необходимо привлечение современных инновационных технологий, таких, например, как специально организованное в учреждении мультисенсорное образовательное пространство, которое может являться дополнительным инструментом коррекционного и профилактического воздействия на эмоциональный фон ребенка дошкольного возраста.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности мультисенсорного образовательного пространства для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Особую актуальность приобретает его использование в практике работы с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности, например, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации.


1.5 Сроки и этапы реализации проекта: 01.09.2013 - 25.06.2016 г.г.

Проект планируется реализовать в учреждении с 01.09.2013 по 25.06.2016 г.г. в несколько этапов:

Первый этап (01.09.2013 – 01.10.2013 гг.) – подготовительно-аналитический. Планируется изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования; проанализировать действующие программы; провести обучение педагогов; организовать создание в учреждении сенсомоторного образовательного пространства (в отдельном помещении, в групповых уголках).

Второй этап (1.10.2013 – 01. 12.2013 гг.) – поисково-аналитический. Комплексная диагностика уровня психомоторных особенностей, тревожности, уровня адаптации детей в ДОУ. Анализ психолого-педагогических характеристик детей. Разработка диагностических критериев оценки эффективности проекта, рабочей программы, положения о порядке работы по проекту, учебных планов, индивидуальных и групповых образовательно-коррекционных программ.

Третий этап (01.12.2013 – 25.05.2016 гг.) – экспериментальный. Разработка и реализация цели, задач, принципов, методов, этапов и содержания работы по внедрению специально организованного сенсомоторного образовательного пространства. Апробация разработанной экспериментальной программы, проверка её эффективности.

Четвертый этап (25.05.2016 – 25.06.2016) – заключительно-обобщающий. Проведение теоретико-методического анализа, систематизация и обобщение результатов исследования, внедрение разработанной программы в систему коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы учреждения.


1.6 Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику дошкольного образовательного учреждения:


Основные направления работы:

1. Организация сенсомоторного образовательного пространства в отдельном помещении ДОУ для проведения групповых и индивидуальных занятий.

2. Организация сенсомоторного образовательного пространства в групповых помещениях (мини – сенсорных уголков).

3. Просветительская работа с родителями.

4. Качественная подборка оборудования.

5. Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов обучения;

6. Разработка дидактических игр и упражнений.


Непосредственная образовательная деятельность в сенсомоторной среде:

  • индивидуальные занятия;

  • групповые занятия;

  • диагностика уровня сенсомоторного развития;

  • диагностика готовности к школьному обучению;

  • сказкотерапия;

  • арттерапия;

  • песочная терапия;

  • использование элементов нейропсихологических методик;

  • рефлексотерапия, зондовый массаж, самомассаж;

  • игротерапия;

  • тренинги;

  • мастер-классы;

  • школа практической психологии для родителей;

  • организация совместных индивидуальных занятий (специалист-родитель-ребенок).


1.7 Описание ресурсной базы реализации Проекта

Нормативно-правовая:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный Закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ.

  • Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян»;

  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»;

  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03);

  • Письмо МО РФ «О подготовке детей к школе» № 990/14-15 от 22.07.1997г;

  • Письмо МО РФ «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования» № 271/23-16 от 13.07.2002г.;

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А. Комаровой Т.С., - М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд. Исправленное и дополненное, 2012г.;

  • Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность по выполнению Проекта;

  • Разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности по реализации Проекта;

  • Формирование пакета аналитических материалов по итогам отслеживания процесса и результатов реализации Проекта.

Мотивационная:

  • социальный запрос родителей;

  • увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (из 130 обследованных детей 114 имеют те или иные особенности психофизического либо психоэмоционального развития);

  • необходимость повышения качества коррекционно-развивающего воздействия;

  • разработка механизмов стимулирования результативной деятельности педагогов;

  • укрепление взаимосвязи дошкольного учреждения и семей воспитанников.

Организационная:

  • подготовка помещений.

  • комплектование групп детей с учетом особенностей развития.

  • Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики.

  • организация собраний, консультаций для родителей.

  • организация временных творческих групп для реализации Проекта.

Научно-методическая:

  • разработанная система занятий по формированию сенсомоторных эталонов у детей дошкольного возраста.

  • Приобретение необходимых технических средств обучения и литературы по теме исследования.

  • Формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное выполнение плана мероприятий по реализации Проекта.

Информационная:

-- Использование информационно-коммуникационных технологий для консультаций и обмена опытом с учреждениями и специалистами (Информационно-методический центр, сайт учреждения, сайты специалистов учреждения);

  • Библиотеки (городская, детская, образовательного учреждения МАДОУ д/с комбинированного вида №7 «Радуга»).

  • Информационный стенд для родителей, педагогов.

Материально-техническая:

- 12-ть групповых помещений;

- Оснащенный физкультурный зал;

  • Тренажерный зал;

  • Оборудованная спортивная площадка;

  • Музыкальный зал;

  • Кабинет «БОС-здоровья»;

  • Комната развития (экологический центр, центр «Арт-терапии», центр патриотического и нравственного воспитания, библиотека);

  • Кабинеты учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

  • Кабинет педагога-психолога;

  • Медицинский блок (изолятор, процедурный кабинет, стоматологический кабинет, кабинет старшей медсестры);

  • Методический кабинет;

  • Прачечная;

  • Пищеблок.


Финансовая:

  • составление сметы Проекта;

  • расширение внебюджетного финансирования Проекта (родительские и спонсорские средства) – см. приложение.

Кадровая:

Наличие педагогических кадров для реализации проекта:

    1. Учитель-дефектолог – 2

    2. Учитель-логопед – 4

    3. Педагог – психолог – 2

    4. Учитель Здоровья – 1

    5. Инструктор по ФИЗО – 1

    6. Музыкальный руководитель - 2


Тема инновационного проекта: «Внедрение инновационных технологий сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в практику работы дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида»


^ Основная решаемая проблема: достижение высокого уровня эмоциональной насыщенности окружающей среды, необходимого для организации комплексного мультидисциплинарного воздействия.


Цель проекта:


Повышение эффективности системы коррекционно-педагогических мероприятий посредством внедрения в практику работы учреждения инновационных технологий сенсомоторного развития детей и организации мультисенсорной развивающей среды.


Задачи проекта:


    1. Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    2. Выявление, коррекция и ликвидация всех неблагоприятных последствий развития с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильно формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции ребенка в социум.

    3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения; корректировка психоэмоционального состояния.

    4. Расширение жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира.

    5. Стимуляция всех видов восприятия, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

    6. Формирование сенсомоторных эталонов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    7. Сокращение этапа установления эмоционального контакта с ребёнком в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    8. Повышение мотивации ребенка к проведению мероприятий по формированию знаний, умений и навыков.

    9. Создание условий для активного вовлечения ребенка и его родителей в коррекционно-развивающий процесс, создание благоприятных условий для укрепления родительско-детских отношений.

    10. Решение задач комплексной подготовки дошкольника к школьному обучению и профилактики школьной дезадаптации.


Основные мероприятия проекта:


Основные направления работы:

1. Организация сенсомоторного образовательного пространства в отдельном помещении ДОУ для проведения групповых и индивидуальных занятий.

2. Организация сенсомоторного образовательного пространства в групповых помещениях (мини – сенсорных уголков).

3. Просветительская работа с родителями.

4. Качественная подборка оборудования.

5. Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов обучения;

6. Разработка дидактических игр и упражнений.


Непосредственная образовательная деятельность в сенсомоторной среде:

  • индивидуальные занятия;

  • групповые занятия;

  • диагностика уровня сенсомоторного развития;

  • диагностика готовности к школьному обучению;

  • сказкотерапия;

  • арттерапия;

  • песочная терапия;

  • использование элементов нейропсихологических методик;

  • рефлексотерапия, зондовый массаж, самомассаж;

  • игротерапия;

  • тренинги;

  • мастер-классы;

  • школа практической психологии для родителей;

  • организация совместных индивидуальных занятий (специалист-родитель-ребенок).


Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

Конечный результат: минимизация отклонений в психофизическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и предупреждение возникновения различных форм социальной дезадаптации.

Промежуточные результаты:

  • Повышение уровня произвольного внимания.

  • Повышение активности, инициативности в образовательной деятельности, ролевых и подвижных играх.

  • Формирование устойчивого интереса к объектам окружающего мира.

  • Формирование у ребенка элементарных способов и приемов релаксации.

  • Развитие навыков самоконтроля.

  • Улучшение процесса переключаемости с одного вида деятельности на другой.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Формирование адекватных эмоциональных реакций при взаимодействии с предметами и объектами непосредственного окружения, желания отразить увиденное в доступных видах творческой деятельности.

  • Уменьшение уровня тревожности и улучшение процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Инновационный продукт, предлагаемый ДОУ к распространению:

1. Разработка индивидуальных и групповых коррекционных программ.

2. Разработка диагностических критериев, комплекса диагностических методик для оценки эффективности работы в специально организованной сенсомоторной развивающей среде.

3. Разработка вариативных коррекционных программ с учетом возрастных, интеллектуальных и психоэмоциональных особенностей детей, посещающих дошкольное учреждение.



Похожие:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconАнализ деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №25 комбинированного вида за 2012/2013 учебный год
Вид доу: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска «Формирование...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка» Педагог: Филимонова Е. В. Информационная карта проекта тема проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Образовательный проект
...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconКонкурс проектов «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к истории предметного мира»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Ромашка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconАвтономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Черепашка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в мдоу детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка в сфере образования Белгородской области в 2010 2011 учебном году
Полное наименование оу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ёлочка» г. Валдая проектно исследовательская деятельность для детей 6 7 лет тема
Проект носит информационно – познавательный, практически – деятельностный, социальный характер и включает в себя все виды детской...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconЗнакомство дошкольников с традициями
Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Черепашка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «радуга» ступинского муниципального района инновационный проект iconГород: Краснодар Образовательное учреждение
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты