МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ 1.1 Тема: «Внедрение инновационных технологий сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в практику работы дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида» 1.2 Цель проекта: Повышение эффективности системы коррекционно-педагогических мероприятий посредством внедрения в практику работы учреждения инновационных технологий сенсомоторного развития детей и организации мультисенсорной развивающей среды. Задачи проекта:
Система показателей по достижению целей проекта:
^ 1.Минимизация отклонений в психофизическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и предупреждение возникновения различных форм социальной дезадаптации. 2.Разработка индивидуальных и групповых коррекционных программ. 3.Разработка диагностических критериев, комплекса диагностических методик для оценки эффективности работы в специально организованной сенсомоторной развивающей среде. 4. Разработка вариативных коррекционных программ с учетом возрастных, интеллектуальных и психоэмоциональных особенностей детей, посещающих дошкольное учреждение.
МАДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Радуга» с 2006 г. и по настоящее время является экспериментальной площадкой по оптимизации психофизического здоровья детей дошкольного возраста. Результаты работы были достойно оценены коллегами на районом, областном и региональном уровнях. Опыт работы показывает необходимость продолжения эксперимента и его расширение в рамках формирования сенсомоторных эталонов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации в учреждении мультисенсорной развивающей среды. Правильно организованная в дошкольном учреждении предметно – пространственная развивающая среда создает все необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, возможности для успешного преодоления имеющихся у него отклонений в развитии, позволяет ему проявлять свои способности не только в образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому вся коррекционно – развивающая работа невозможна без опоры на полноценное восприятие предметов. В работе с детьми, имеющими особенности в развитии, восприятие рассматривается как особый вид деятельности, в структуре которой выделяется мотивационно – личностный и операционально-технический компоненты. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья обычно значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Практика работы нашего учреждения показывает, что традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья вследствие особенностей их психического развития. Не всегда удается достичь достаточного уровня эмоциональной насыщенности окружающей среды, необходимого для организации комплексного мультидисциплинарного воздействия. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в учреждении комбинированного вида, на базе которого действуют 7 специализированных групп компенсирующей направленности, необходимо привлечение современных инновационных технологий, таких, например, как специально организованное в учреждении мультисенсорное образовательное пространство, которое может являться дополнительным инструментом коррекционного и профилактического воздействия на эмоциональный фон ребенка дошкольного возраста. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности мультисенсорного образовательного пространства для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Особую актуальность приобретает его использование в практике работы с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности, например, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации. 1.5 Сроки и этапы реализации проекта: 01.09.2013 - 25.06.2016 г.г. Проект планируется реализовать в учреждении с 01.09.2013 по 25.06.2016 г.г. в несколько этапов: Первый этап (01.09.2013 – 01.10.2013 гг.) – подготовительно-аналитический. Планируется изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования; проанализировать действующие программы; провести обучение педагогов; организовать создание в учреждении сенсомоторного образовательного пространства (в отдельном помещении, в групповых уголках). Второй этап (1.10.2013 – 01. 12.2013 гг.) – поисково-аналитический. Комплексная диагностика уровня психомоторных особенностей, тревожности, уровня адаптации детей в ДОУ. Анализ психолого-педагогических характеристик детей. Разработка диагностических критериев оценки эффективности проекта, рабочей программы, положения о порядке работы по проекту, учебных планов, индивидуальных и групповых образовательно-коррекционных программ. Третий этап (01.12.2013 – 25.05.2016 гг.) – экспериментальный. Разработка и реализация цели, задач, принципов, методов, этапов и содержания работы по внедрению специально организованного сенсомоторного образовательного пространства. Апробация разработанной экспериментальной программы, проверка её эффективности. Четвертый этап (25.05.2016 – 25.06.2016) – заключительно-обобщающий. Проведение теоретико-методического анализа, систематизация и обобщение результатов исследования, внедрение разработанной программы в систему коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы учреждения. 1.6 Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику дошкольного образовательного учреждения: Основные направления работы: 1. Организация сенсомоторного образовательного пространства в отдельном помещении ДОУ для проведения групповых и индивидуальных занятий. 2. Организация сенсомоторного образовательного пространства в групповых помещениях (мини – сенсорных уголков). 3. Просветительская работа с родителями. 4. Качественная подборка оборудования. 5. Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов обучения; 6. Разработка дидактических игр и упражнений. Непосредственная образовательная деятельность в сенсомоторной среде:
1.7 Описание ресурсной базы реализации Проекта Нормативно-правовая:
Мотивационная:
Организационная:
Научно-методическая:
Информационная: -- Использование информационно-коммуникационных технологий для консультаций и обмена опытом с учреждениями и специалистами (Информационно-методический центр, сайт учреждения, сайты специалистов учреждения);
Материально-техническая: - 12-ть групповых помещений; - Оснащенный физкультурный зал;
Финансовая:
Кадровая: Наличие педагогических кадров для реализации проекта:
Тема инновационного проекта: «Внедрение инновационных технологий сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в практику работы дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида» ^ достижение высокого уровня эмоциональной насыщенности окружающей среды, необходимого для организации комплексного мультидисциплинарного воздействия. Цель проекта: Повышение эффективности системы коррекционно-педагогических мероприятий посредством внедрения в практику работы учреждения инновационных технологий сенсомоторного развития детей и организации мультисенсорной развивающей среды. Задачи проекта:
Основные мероприятия проекта: Основные направления работы: 1. Организация сенсомоторного образовательного пространства в отдельном помещении ДОУ для проведения групповых и индивидуальных занятий. 2. Организация сенсомоторного образовательного пространства в групповых помещениях (мини – сенсорных уголков). 3. Просветительская работа с родителями. 4. Качественная подборка оборудования. 5. Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов обучения; 6. Разработка дидактических игр и упражнений. Непосредственная образовательная деятельность в сенсомоторной среде:
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта: Конечный результат: минимизация отклонений в психофизическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и предупреждение возникновения различных форм социальной дезадаптации. Промежуточные результаты:
Инновационный продукт, предлагаемый ДОУ к распространению: 1. Разработка индивидуальных и групповых коррекционных программ. 2. Разработка диагностических критериев, комплекса диагностических методик для оценки эффективности работы в специально организованной сенсомоторной развивающей среде. 3. Разработка вариативных коррекционных программ с учетом возрастных, интеллектуальных и психоэмоциональных особенностей детей, посещающих дошкольное учреждение. |
![]() | Анализ деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №25 комбинированного вида за 2012/2013 учебный год Вид доу: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида | ![]() | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска «Формирование... |
![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка» Педагог: Филимонова Е. В. Информационная карта проекта тема проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка» | ![]() | Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Образовательный проект ... |
![]() | Конкурс проектов «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к истории предметного мира» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Ромашка» | ![]() | Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Черепашка» |
![]() | Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в мдоу детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка в сфере образования Белгородской области в 2010 2011 учебном году Полное наименование оу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка | ![]() | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ёлочка» г. Валдая проектно исследовательская деятельность для детей 6 7 лет тема Проект носит информационно – познавательный, практически – деятельностный, социальный характер и включает в себя все виды детской... |
![]() | Знакомство дошкольников с традициями Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Черепашка» | ![]() | Город: Краснодар Образовательное учреждение ... |