|
МДОУ детский сад №9 Особенности работы по внедрению ФГТ в образовательной области «Музыка» Слизкая Т.А. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории 2012 г. Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Наиболее соответствующей этим требованиям является интегрированная форма образовательной деятельности. Но некоторые положения, обоснованные в ФГТ, вызывают многочисленные споры педагогов, т.к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление взывает требование отказа от занятий и замена их совместной деятельностью взрослого и детей. Занятия заменяются другими формами образовательной работы это: - беседы; - игра; - создание проблемных ситуаций; - проектная деятельность; - наблюдение и т.д. Наряду с использованием этих форм образовательной работы мы не можем, пока, совсем отказаться от музыкальных занятий, а так же отсутствие физкультурного зала, ограничивает возможности музыкального руководителя для внедрения ФГТ. Самый действенный способ развития познавательной активности ребенка и активизации его творческого потенциала – интеграция таких областей как «Музыка». Чтение художественной литературы, «Коммуникация», «Кругозор», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Социализация». Интегрируя эти области на занятиях мы получаем продуктивно-творческую деятельность педагогов и детей, которая позволяет накопить впечатления детей и вывести их на деятельно-созидательный уровень. Процесс интеграции в работе дошкольного учреждения станет продуктивным и успешным при условии слаженной работы всего педагогического коллектива, будет осуществляться в процессе организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной детской деятельности – как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей. Внедряя в работу в прошлом учебном году примерные темы, рекомендованные ФГТ, мы пришли к выводу что: 1. Некоторые темы нужно объединить воедино. Например: Сентябрь-«Урожай», «Краски осени». Октябрь-«Народная культура и традиции», «Наш быт» и т.д, т.к. одной недели не достаточно для разучивания музыкального материала.
Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям, и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей. Что любят дети? Конечно же играть! Играть везде: дома, во дворе, даже на музыкальных занятиях. В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а так же при условии применения высокохудожественного репертуара-развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни. Необычная форма проведения занятий тщательно отобранный музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же, хорошее настроение педагога – это те факторы, которые помогут детям познакомиться с удивительным миром музыки, принять его, творчески развиваться. В нашем детском саду в основном работают педагоги, творческий потенциал которых позволяет добиться хороших результатов в развитии детей. Но есть и, конечно, молодые педагоги без опыта работы и соответствующего образования, с которыми приходиться очень много проводить консультаций, показывать открытые занятия… Но мы стараемся, чтобы коллектив работал в одном ключе. Плодотворно работаем с преподавателем по ИЗО. Составили цикл интегрированных занятий, на которых ведущая роль отводиться проблемно-поисковому методу, который предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск соответствующих путей решения поставленной задачи, формирование выводов – все это способствует формированию коммуникативных навыков. Вот некоторые темы занятий для старших групп: «Радуга-дуга», « На бабушкином дворе», «Путешествие по сказкам», «День космонавтики», «Ярмарка», «Прогулка в осеннем лесу», «Карнавал животных», «Я твой друг и ты мой друг». Сейчас мы работаем над составлением цикла занятий с инструктором по физ.воспитанию. Большая роль в музыкально-художественной деятельности отведена импровизации и экспериментированию. И мне, кажется, как нельзя лучше здесь подходят принципы «Шульверка» К. Орфа и программы «Орфей» И.Галянт, В свое время это было очень популярным. Исходя из своего опыта работы с детьми мы видим, что детям очень нравятся увлекательные игры, упражнения К.Орфа. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку, при этом раскрепощая индивидуально-творческие силы, развивая природную музыкальность. В 2001 году проходили курсы при ЧИДПОПР, где выступал немец Хольгер Маузе. Вот некоторые примеры игр: ^ Задачи: 1. свободно ориентироваться пространстве; 2. воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия. Сухие спагетти шли в кастрюлю, закручивались. Постепенно смягчались, одна, другая….(до головы). Совсем становились дикими и выпрыгивали из кастрюли. Затем сваренные спагетти медленно, медленно продвигались к тарелке. Вариант 1. Выбираем музыкальные инструменты: для сухих, для вареных. Музыкальное сопровождение. Вариант 2. Только с музыкальными инструментами. («макароны» двигаются с закрытыми глазами) «Загадочный лес» Задачи: 1. овладеть приемами музицирования: соло- тутти; 2. находить свой вариант ритма, участвовать в групповых проектах; 3. формирование коммуникативных навыков. Стоят деревья с разными музыкальными инструментами. Вариант 1. 2 группы детей: одни – деревья, другие – сидят и слушают. Ребенок ходит около дерева – оно звучит (каждое «дерево» играет свою мелодию на своем музыкальном инструменте) Вариант 2. Ходить вслепую в с инструментом и искать свою группу инструментов. Обобщая тематический материал в конце недели мы проводим развлечение в разных видах, и один из них – это игра-презентация, которая проводится как викторина и используется для проверки знаний полученных на занятиях. Вместе с текстовым материалом, который зачитывает педагог, используется наглядный материал и звучит специально подобранная музыка. На каждый вопрос дается несколько вариантов ответов. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности «восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности», с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представления о красоте. Счастье каждого работающего – увидеть плоды своего нелегкого труда. Счастье «ответственного за музыку в детском саду» - когда здоровые дети сами хотят и могут звонко спеть полюбившуюся песню, исполнить искрящуюся плясовую, перевоплотиться в любой сказочный персонаж детского спектакля, с душой играть затейливую мелодию на музыкальном инструменте. Важнейшая миссия – воспитывать детей так, чтобы однажды, пройдя немалую часть жизненного пути, их воспитанники могли расслышать и шелест заблудившегося в траве ветра, и отстукивающий ритм фокстрота дождь, и ту далекую, всегда прекрасную и манящую мамину колыбельную. |
![]() | Аналитическая справка по результатам анализа образовательной деятельности мдоу «Детский сад №14»в соответствии с фгт дата проведения Цель проверки: оценить качество деятельности педколлектива по внедрению фгт по следующим направлениям | ![]() | Рабочая программа по образовательной области «Безопасность» с учетом фгт на все возрастные группы. Реализация плана на 100% Годовой план работы мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №5» на 2013-2014 учебный год |
![]() | 2. 10. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» Цели Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач | ![]() | Мониторинг в детском саду образовательная область "Музыка" Уважаемые коллеги! Фгт: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной... |
![]() | Тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с фгт" Тема: "Международный день детской книги" Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с фгт” | ![]() | Тематическое планирование с детьми во всех возрастных группах детского ада «Солнышко» по образовательной области «Музыка» ... |
![]() | Рабочая программа по предмету «Музыка» Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе авторской программы Л. В. Школяр и В. О. Усачевой «Музыка» и в соответствии... | ![]() | Образовательные области выделенные в фгт Образовательная область – это совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих... |
![]() | Тематическое планирование по фгт на февраль2013 года Календарное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы (на день) 04. 02-08. 02. 2013 | ![]() | 2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье» Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья Задачи Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития воспитанников доу по образовательной области «Здоровье» |