Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр icon

Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр



НазваниеТема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр.

Холмогорова Л.В.

учитель-логопед

МДОУ детского сада №122

комбинированного вида

г. Хабаровск 2010 г.

Цель: Овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками грамматического строя речи.

Задачи:

  1. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе.

  2. Обучение ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

  3. Совершенствовать работу по профилактике нарушений грамматического строя речи дошкольников во взаимодействии со специалистами ДОУ и родителями.

Адресовано:

Учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи.

Актуальность:

В современной методической литературе процесс формирования грамматического строя речи освещен недостаточно. Грамматическая система русского языка очень сложна и ребенку самостоятельно с ней не справиться. Нарушение грамматического строя речи – аграмматизм, нередко занимают ведущее место, делая речь ребёнка малопонятной. Дети с нарушениями речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Это связано с тем, что у дошкольников не развито, либо отсутствует «чувство языка», или как его еще называют языковое чутье. По мнению К.Д.Ушинского именно чувство языка подсказывает ребенку подходящий грамматический оборот, и позволяет найти точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. Л.М. Пешковский назвал это умение «грамматической сноровкой».

И действительно, самостоятельно овладеть навыками правильной речи без помощи взрослых не доступно дошкольнику. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной. Несформированность грамматического строя речи может привести к нарушениям письменной речи.

Овладеть навыками правильных грамматических конструкций поможет предлагаемый материал, это занимательные и результативные словесно-дидактические игры.

Результативность:

Использование эффективных методов и приемов совершенствования грамматически правильной речи не только стимулирует обучение детей правильной речи, но и способствует приобретению прочного навыка, содействует исчезновению аграмматизма у детей в устной речи.

1.Введение.

Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в речевом развитии служит серьезным препятствием в освоении программы детского сада.

Важность данной проблемы обусловила поиск более эффективных путей организации коррекционной работы по исправлению аграмматизма у детей. Придерживаясь лексико-грамматического подхода на специальных занятиях по развитию грамматики, логопед изучает все базовые параметры грамматики русского языка:

  • Словоизменение, словообразование;

  • Падежные конструкции;

  • Предложное управление;

  • Различные типы предложений;

  • Согласование различных частей речи.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

(схема прилагается)

Коррекционную работу по грамматике с детьми мы проводим во всех видах деятельности. Значительную помощь нам логопедам оказывают разнообразные игры. Игра – это понятие многогранное. Оно означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, тренинги, в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям и требование детей к себе самим.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный и эффективный метод развития грамматически правильной речи. Любая словесная игра имеет дидактическую задачу, с целью помочь детям овладеть грамматикой. Мы предложили вашему вниманию словесно-дидактические игры, накопленные нами в ходе практической работы. Мы описали далеко не весь арсенал дидактических игр, используемый нами в работе, тем самым оставляя возможность для проявления фантазии и ваших творческих способностей.

В совершенствование грамматического строя речи входит:

  • Употребление существительного в единственном и множественном числе, родительном падеже: дидактическая игра «Инопланетянин».

  • Согласование существительного с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем» (пример: 1 платье, 2 платья, 5 платьев).

  • Образование притяжательных прилагательных: дидактическая игра «Ателье» (чей хвост, чья голова).

  • Согласование существительного с прилагательными в роде: дидактическая игра «Модница Аня».

  • Образование и употребление простых причастий: дидактическая игра «Назови какой, какая, какое».

Практика показывает, что применение наглядно игровых средств по формированию грамматической стороны способствует более эффективному овладению дошкольниками речевыми умениями и навыками.

Заключение:

В старшем дошкольном возрасте заканчивается первый «университет», но ребенок занимается во всех факультетах одновременно. (По меткому выражению Ф.А.Сохина) По нашему мнению использование словесно дидактических игр поможет ребёнку совершенствованию речевой практики. Словесно дидактические игры помогают ребенку не назойливо, в увлекательной форме устранить недостатки при овладении грамматикой. Нам педагогам, необходимо только проявить творчество, воображение, фантазию при изготовлении игры и её проведении. Проводить игру рекомендуется в хорошем темпе, и заканчивать горячими выражениями радости и похвалы. Можем предположить, что если играть с ребенком систематически в словесно-дидактические игры, то к старшему дошкольному возрасту аграмматизм будет встречаться гораздо реже.

Таким образом, при систематической, адекватной, логопедической коррекции аграматизма у детей с речевой патологией у детей отмечается интенсивное развитее всех сторон устной речи и можно ожидать, что все дети не будут испытывать серьезные затруднения при обучении письму в школе.



Похожие:

Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconФормирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр Автор опыта: Чуева Татьяна Николаевна
Формирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством...
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconФормирование правильной устной речи детей
Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Чтобы речь ребенка развивалась в полном...
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconФормирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку
Детей формируется в процессе общения с взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта....
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconИгра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков...
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconУчитель-логопед мдоу црр д/с №66
У дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядно – дидактических игр
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconФормирование правильной устной речи детей
Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания...
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconПеречень дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма
Цель игры: употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия «хорошо», «плохо»; образовывать наречия...
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconОбучение детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по картине
Тяжёлое нарушение речи (общее недоразвитие речи (онр) характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено...
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconОпыт работы старшего воспитателя Федотовой О. А. по теме
«Система коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в группе для детей с...
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр iconГ. Агрыз Агрызского муниципального района "Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи"
Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты