Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна icon

Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна



НазваниеЗнакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 р.п. Юрты


Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников.


Подготовила: учитель начальных классов

Зыкова Татьяна Сергеевна


2012 г.

Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников.

Успешное обучение детей зависит от готовности их психолого-физиологического, речевого развития и находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики. Важнейшее значение при обучении детей на первоначальном этапе придается развитому речевому слуху. Если у ребенка недостаточно развит речевой слух, то естественно, он будет испытывать трудности в общении. Не случайно поэтому в педагогическом процессе обучение первоклассников отводится большое место изучению фонетики и графики.

Велика роль усвоения фонетических знаний для формирования устной и письменной речи младших школьников:

  1. С опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.

  2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфографических норм).

  3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, в частности, для правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

  4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений.

  5. Знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного употребления его в речи.


Богатые возможности формирования фонетических знаний первоклассников в период обучения грамоте предоставляет букварь Д. Б. Эльконина.

^ Этот букварь (Часть 2) в настоящее время хорошо методически оснащён.

Учебно-игровые формы введения букварных понятий существенно отличаются от широко распространенных игровых приёмов оживления учебного материала в традиционной школе.

Во-первых, игровая форма введения понятий позволяет мотивировать постановку новых учебных задач так, чтобы у самих детей (а не у учителя или автора учебника) возникли те вопросы, на которые дети ищут ответ на уроке и способствует развитию познавательного интереса и поисковой деятельности первоклассников. В результате возникает возможность с самого начала обучения включить в поиск общих способов действия (общих способов обозначения звуков буквами) большую часть класса, а не только тех нескольких первоклассников, у которых уже сложился познавательный интерес.

Во-вторых, специально сконструированные понятийно-игровые персонажи, воплощающие неосознанные, спонтанные лингвистические ориентировки маленьких школьников, позволяют учителю создать условия для того, чтобы дети сами обнаружили свою собственную наивную концепцию слова, увидели ее отличие от учительской ( нормативной) концепции и сами с собой не согласились. Возможность с самого начала обучения заложить необходимые и достаточные условия для возникновения в классе разных точек зрения на изучаемые языковые явления – основа учебной дискуссии – главной формы организации учебной деятельности. Методические разработки к букварю Д.Б. Эльконина содержат также рекомендации по организации совместной работы детей в малых группах, которая является “ инкубатором” развитой общеклассной учебной дискуссии.

В-третьих, игровые персонажи служат не только для более глубокого понимания лингвистических понятий. Она апеллирует к эмоциям и воображению детей. В результате резко обогащается поисковая активность класса: дети используют все свои познавательные возможности, а не только формально-логическое мышление, недостаточно развитое у многих 6-7-летних школьников.

Букварь задуман как средство психического развития (Игры) детей на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

Рассмотрим основные задачи, решаемые в этом букваре.

Первая задача: обеспечить умственное развитие первоклассников при обучении их письму и чтению. Д. Б. Эльконин показал, как задачу развития мышления можно поставить во главу угла азбучных премудростей, не нанося при этом ущерба навыкам: создать для детей такие условия, при которых они могут одновременно размышлять о законах языка и выучить 33 буквы русского алфавита. Обычно букварь предлагает детям работу преимущественно репродуктивную, опирающуюся на память: запомнить новую букву, подражая учителю, научиться писать и читать слова с этой буквой, заучить определённые теоретические сведения, касающиеся этой буквы. Старательно выполняя репродуктивные задания учителя, дети учатся собранности, исполнительности, чёткости, самообладанию. Это ценные, нужные качества, но не из них вырастают познавательные интересы и самостоятельность мышления, способность и стремление находить новые нестандартные решения. В букваре не заложена система работы, позволяющей учителю привить своим питомцам способность к творчеству, поиску нового знания, выработке собственного мнения. Букварь же Д.Б. Эльконина содержит систему учебных задач, стимулирующих развитие детской мысли, пытливости, желания и способности вникать в тайны языка. Насыщенность проблемными ситуациями, логическими заданиями, построенными на лингвистическом материале, а главное – системный, выводной характер добываемых детьми знаний – вот что обеспечивает умственное развитие детей при обучении грамоте по букварю Д.Б. Эльконина.

^ Вторая задача: обеспечить познавательную самостоятельность детей, не давать никаких знаний в готовом виде, но вооружать учеников такими средствами умственного труда, которые помогут им самим добывать новые знания. Главное средство умственных действий ребёнка со словом – это модели, схемы, необходимость которых на ранних этапах обучения грамоте была доказана Д.Б. Элькониным столь убедительно, что из его букваря модели проникли практически во все современные буквари. Особенность нового варианта букваря Д.Б. Эльконина состоит в том, что моделирование сделано сквозным принципом учебной работы детей, охватывающей не только добуквенный, но и буквенный период, позволяющей ученикам проводить “ микроисследования” основных законов русской графики и орфографии, изучаемых в букваре.

Обучая детей моделированию, вооружая их средствами умственной работы, букварь открывает резервы познавательной самостоятельности детей. (Рис)

Кроме учебных моделей, в букваре Д.Б. Эльконина применяется оригинальный способ материализации абстрактного содержания лингвистических понятий: особые учебные игры, где понятия персонифицированы в живых, чувственных образах. Ребёнок, беря на себя роль того или иного лингвистического персонажа, получает образную опору понятийного действия: сложными лингвистическими понятиями дети овладевают играючи (и в прямом и в переносном значении). Количество игр, предлагаемых в букваре, таково, что каждый учитель сможет сам выбрать необходимую пропорцию дошкольных и школьных форм деятельности на уроке, сообразуясь с уровнем своего класса и собственным педагогическим стилем.

Так решается третья задача: переход от игровой деятельности дошкольника к учебной деятельности младшего школьника, от образного мышления к понятийному мышлению. Учёт возрастных возможностей маленьких школьников способствует сохранению их психического здоровья.

Четвертая (и центральная для современного начального образования) задача: формирование умения учиться. Умение учиться – это способность человека ясно сознавать границы своих знаний и умений и преодолевать эти границы. Система работы по букварю Д.Б. Эльконина нацелена на постоянную, ежеурочную тренировку, оттачивание этой способности, чему благоприятствует остропроблемный характер обучения. Для того, чтобы ввести новое понятие, учитель строит такую проблемную ситуацию, в которой ученик приходит к выводу: моих знаний недостаточно для того, чтобы решить проблему, мне необходимо узнать что-то новое (о слове). Здесь закладываются основы учебно-познавательной мотивации: ясное знание о своем незнании побуждает ребенка к активному поиску знаний, от учителя он получает средства этого поиска. Сначала детей приучают к учебной инициативе: они учатся задавать учителю познавательные вопросы. Ученика, умеющего спрашивать, самостоятельно ставить познавательную цель, можно приучить пользоваться культурными источниками информации: словарями, справочниками, учебником. Букварь Д.Б. Эльконина содержит в себе богатый справочный аппарат, на материале которого дети учатся учиться по книге.

Обучение по букварю Д.Б. Эльконина носит характер поиска новых знаний. Для создания и поддержания на уроках дискуссионной атмосферы интеллектуально-познавательного праздника разработана специальная техника обучения. Игровым компонентом этой техники являются игры-сказки, герои которых постоянно сталкиваются с лингвистическими проблемами, в решении которых им помогают дети. Учебный компонент новой техники обучения – это различные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем: спор, соревнования, групповые работы, к которым детей приучают с первых уроков. В основе всех форм организации общеклассных и групповых дискуссий лежат действия детей, помогающие им сформировать свою точку зрения, сопоставить её с точкой зрения других детей и выработать общую точку зрения. Так организованная работа детских групп, сообща решающих учебные задачи, позволяет совместить обучение грамоте и обучение сотрудничеству, взаимопониманию. Дискуссии и групповая работа на уроке исключает авторитарность и воспитывает в детях доверие к собственным силам и интерес к другому, умение встать на точку зрения другого. Так задачи обучения смыкаются с широкими воспитательными задачами.

Необычно не только содержание, но и внешний вид учебника. Это не книга, где всё, что должен сделать ребёнок, уже содержится в готовом виде. Это сброшюрованные по темам тетради на печатной основе, содержащие задания, которые детям предстоит выполнить: это заготовки будущих схем, слова, которые надо будет делить на слоги, тексты, в которых ученикам предстоит исправлять смысловые и орфографические ошибки и так далее.

Самая большая ценность букваря Д.Б. Эльконина в том, что он учит детей учиться и формирует у них орфографическую зоркость на раннем этапе обучения в школе.

Для обучения грамоте достаточно самого букваря и тетради (Рис), которые способствуют осмысленному овладению ребёнком графического навыка, создают благоприятные условия для усвоения орфографических знаний, развивают интеллектуальные способности и познавательную активность младшего школьника, воспитывает позитивное отношение ребёнка к письму.

Сегодня довольно распространенной является мысль о том, что обучать детей чтению можно и без опоры на фонетику, поэтому некоторые из букварей фонетической работе отводят весьма скромное место. Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка первоклассников на начальном этапе обучения – одна из существенных причин как графических, так и орфографических ошибок младших школьников. Это происходит потому, что дети не слышат звучащее слово, не умеют легко устанавливать последовательность звуков, быстро ориентироваться в “соседях”, свободно распознавать ударные и безударные гласные и т.д. Чтобы решить эти проблемы письменной речи, нужно в период обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент – от его качества в значительной степени будет зависеть успешность обучения письму, в том числе и последующего обучения орфографии.

Русское письмо звукобуквенное, при этом между звуками и буквами нет однозначного соответствия. Одна и та же буква в зависимости от положения в слове может по-разному “озвучиваться” и, наоборот, один и тот же звук в различных позициях может при письме обозначаться разными буквами. Это особенности нашего языка, с которыми связаны его объективные трудности для тех, кто осваивает письменную речь. Трудности эти “прятать” от детей не стоит, элементарная логика подсказывает принципиально иной путь: предъявить детям объективные трудности, помочь их осмыслить и при нашей поддержке преодолеть. А сделать это без обращения к фонетике невозможно.

Письмо – это своеобразное кодирование устной речи, “перевод” звуковой формы слова в его буквенную модель. Чтобы правильно осуществить такой “перевод”, нужно прежде всего услышать звуки, тот исходный “материал”, который обозначается буквами. Многие проблемы обучения письму и бывают связаны именно с отсутствием фонетического слуха, хорошо развитых фонетических умений.

К концу периода обучения грамоте первоклассники должны уметь достаточно свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов, легко выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный – согласный, ударный – безударный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.

Чаще всего большинство детей, поступающих в первый класс, знают буквы, но вот представлений о звуках у них нет. Поэтому даже читающим детям на уроке не скучно, они вместе со всеми остальными ведут фонетическую работу. А это немало: наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование. Названные приемы должны способствовать привлечению внимания детей к звукам речи как к предмету анализа и развитию способностей их слышать. В дальнейшем различные виды заданий по звуковому анализу слов призваны помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения.

В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главной рекомендацией учителя должна быть – “скажи и послушай слово”. Приемы протяжного или усиленного произнесения звуков, фонетический эксперимент (“попробуем…”), сопоставление звуков и т.п. – это приемы облегчающие обучение, помогающие маленькому школьнику обрести свой опыт.

^ Несколько советов по организации фонетической работы.

  1. При первоначальном обучении детей постановке ударения очень полезен такой прием: с удивлением спроси, подставив слово ЭТО: ЭТО КАРАНДАШ?

Можно пользоваться и намеренной перестановкой ударения: попробуем произнести с ударением на первом слоге. Так говорят? На втором? А на третьем? Неправильный вариант окажется тем фоном, на котором более заметным, отчетливым станет верный. Так сопоставление контрастных вариантов поможет ребенку учиться слышать слово, будет развивать его фонематический слух.

  1. При делении слова на слоги правильнее ориентироваться на понимание слова как естественной произносительной единицы, то есть звука или группы звуков, произносимых на одном толчке воздуха. Важно приучать детей доверять своему произношению: стоит проговорить слово “как на стадионе”, то есть проскандировать его, и оно само распадается на слоги: БЕ-ЛКА, КУ-СТЫ.

Дело в том, что именно такое деление на слоги более естественно для русского языка. Экспериментально доказано, что типичным для него является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Выделяемые же обычно части слов БЕЛ-КА, КУС-ТЫ можно трактовать как части слов удобные для чтения,

  1. В букваре и азбуке В. Г. Горецкого введено дополнительное членение слога на вспомогательные единицы: “слог - слияние” и “согласный, примыкающий к слиянию”. Использование этих единиц при формировании первоначального умения читать, действительно, облегчает процесс, но в фонетической работе они лишни, не нужны. Ребенку важно научиться слышать последовательность звуков, т. е. научиться выделять звук за звуком, а не извлекать “слияние” часто из середины слога. Ненужность вспомогательных единиц, выделяемых в слоге, для задач обучения фонетике делает лишними и схематические изображения этих единиц в звуковых моделях. Таким образом, правильнее для составления звуковых схем использовать фишки – квадраты.

  2. Знакомство с твердостью и мягкостью согласных звуков первоклассников должно состояться на добуквенном этапе. Для этой работы надо выделить хотя бы один урок.

Хорошо бы и знакомство с характеристикой согласных по звонкости – глухости не откладывать до изучения букв, обозначающих пары таких звуков. Предоставить пары по звонкости глухости можно с помощью игрового приема: слова ^ ЖАР, ДОМ, ЗАЙКА сказать сначала громко, а потом шепотом и, сравнив первые звуки, сказать, изменились ли слова, объяснить, почему.

Для разграничения звонких и глухих согласных полезно воспользоваться условными обозначениями: для указания на звонкость согласного к принятому обозначению добавить «звоночек». Тогда обозначение согласных звуков может быть таким:  - твёрдый, звонкий,  - твёрдый, глухой,  - мягкий, звонкий,  - мягкий, глухой.

Необходима также работа над разграничением парных и непарных звуков. К концу периода обучения грамоте первоклассники должны хорошо понимать это деление, знать пары и звуки-«одиночки». Причем, это важно для согласных как звонких и глухих, так и для твердых и мягких. Эти знания и умения детей станут базой для последующей орфографической работы.

  1. Слова для звукового анализа на этом этапе не должны даваться написанными или напечатанными – их следует предъявлять устно, т.е. звучащими, а также через картинки, реальные предметы и т.п. Это требование вытекает из цели фонетической работы: учить слышать звучащее слово.

  2. Наиболее эффективным способом проведения звукового анализа является такой, при котором звуковая модель слова не даётся готовой, а составляется самим учеником по ходу анализа: выделил первый звук, послушал, определил характер – поставь нужную фишку, выделил второй… - поставь следующую фишку и т.д. При этом важны две детали: а) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, проговаривает слово от начала до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить ему средством контроля, б) последней операцией анализа должна быть операция проверки: как бы «чтение» по схеме для того, чтобы выяснить, получилось ли слово.

  3. Серьёзной проблемой для учителя является отбор слов для звукового анализа. Можно ли, например, до изучения букв Е, Ё, Ю, Я, Й предлагать слова со звуком [Й], например, ЮЛА, ЯМА, МАЙ? Не только можно, но и нужно, хотя, конечно не на самых первых этапах обучения. К моменту начала знакомства со способами обозначения звука [Й] дети должны научиться вычленять этот согласный и слышать не только сам звук, но и его «соседей», иначе при освоении письма первоклассники столкнуться с удвоенной трудностью. Совет не анализировать такие слова на ранних этапах объясняется не сложностью этих слов, а желанием уберечь от путаницы детей, знающих буквы, но ещё недостаточно хорошо различающих понятия «звук» и «буква».

По той же причине советуем до начала обсуждения орфографических проблем не использовать для звукового анализа слова с расхождением звучания и правописания (ВОДА, САХАР, ЗУБ и т.д.), так как эти слова требуют не фонетического, а фонетико-орфографического анализа.

Ни на одной из ступеней обучения в начальных классах не следует выделять звуки в словах с сильной качественной редукцией, особенно в заударных слогах (САХАР, ВЕЧЕР и т.п.). Объясняется это тем, что, даже выделив такой редуцированный звук, учащиеся не смогут его изолированного произнести.

Формирование фонетических умений требуют систематической тренировки, для которой используются различные виды заданий. Порядок включения таких заданий может быть представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

^ I этап – совершенствование слухового восприятия, чувств ритма, слухоречевой памяти,

II этап – развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений,

III этап – формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.


На первом этапе детям могут быть предложены такие типовые задания:

  1. После прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки на улице, школы, звучание музыкальных инструментов и др.). Задания эти выполняются в ходе игр: «Ну-ка прислушайся!», «Чем играем?», «Слухачи», «Где будильник?», «Шумящие коробочки» (описание игр в Приложении).

  2. Чередовать характер или темп движений, или изменять направление движений, ориентируясь на усиление(ослабление) громкости звучания сигнала или мену его темповых характеристик(барабан, бубен, хлопки, музыкальная запись и др.). Игры: «Быстро – медленно», «Тихо – на цыпочках», «Шаг – бег – стоп!»

  3. Прослушать серию звуков и определить их число, прослушать, запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок посредством отхлопывания, отстукивания или зарисовывания. Игры: «Сосчитай удары», «Молоточки», «Ритмические рисунки».

На следующем, втором этапе содержание развивающее – коррекционных заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

    1. Различать голоса близких детей и взрослых, распознавать по интонации и содержанию реплики её автора, выделять в воспринятой на слух информации логические неточности. Игры: «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто?», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно».

    2. Запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков, слогов, слов, начиная с двух-трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи. Игры: «Снежно-звуковой ком», «Слоговые цепочки», «Друг за другом повторяй!», «Придумываем предложения».

    3. Подобрать сходные по звучанию слова. Педагог предлагает детям закончить стихотворные строчки, подобрав слова с опорой на их смысл и звучание (игра «Продолжи стихи»). Задача участников игры «Рифмы» - придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом, заданным ведущим. Победителем в игре могут выйти и те, кто придумал самое большое количество слов-рифм, и те, кто найдёт самые редкие, оригинальные рифмы.

    4. Воспроизвести ряд гласных звуков, угадать гласный звук по беззвучной артикуляции и назвать его (игра «Солисты»).

Третий этап работы направлен на воспитание у учеников навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слов. Педагог предлагает детям следующие задания:

  1. Выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже – близких по акустическим артикуляционным признакам. Игры: «Маяк», «Колокольчики».

  2. Выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, находящиеся в сильной позиции, т.е. в начале или в середине слова под ударением, затем – согласные: взрывные в конце, а щелевые – в начале слова). Игры: «Не ошибись!», «Какой звук слышим?».

  3. Найти общий звук в словах. Игра: «Общий звук».

  4. С помощью изобразительного материала назвать или самостоятельно придумать слова с определённым звуком. Игры: «Картинка – помощница», «Придумай слово со звуком», «Чьё предложение длиннее?», «Все слова со звуком…».

  5. Различать в словах звуки, сходные по акустическим или артикуляционным признакам. Игры: «Разложи картинки», «Повтори – не ошибись».

  6. Определить в названном педагогом слове первый, последний звук, позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Игры: «Загадки», «Цепочка», «Где спрятался звук?», «Каждому – своё место», «Подбери слово», «Разложи картинки по рядам».

  7. Сгруппировать картинки в зависимости от количества звуков в их названиях, подобрать слова с заданным количеством звуков, выполнить полный звуковой анализ слова. Игры: «Построим пирамиду», «Сколько точек – столько звуков», «Подумай, не ошибись».

  8. Определить количество слогов в заданном педагогом слове, последовательно назвать первый и последующий слоги, сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в названиях изображенных на них предметов. Игры: «Молчанка», «Найди «вкусное» слово», «Кто в каком домике будет жить?», «Цветочный магазин», «Слог – шаг», «Продолжай!», «Найди свой круг», «Кто быстрее?».

  9. Добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получились новые слова. Игры: «Полсловечка за тобой!».

  10. Придумать (с опорой на картинки или самостоятельно) слова с заданным количеством слогов, прочитать «рассыпавшиеся» слова. Игры: «Сортировка слов», «Составить слово», «Путаница», «Сложи имена», «Слоговая цепочка».

  11. Установить соотношение между звуковым и знаковым составом слов. Игра: «Найди картинку к схеме».

Проведенная в указанной последовательности работа с детьми создаёт условия для успешного усвоения ими грамоты. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и содействовать закреплению навыков фонематического анализа и синтеза.

Недостаток фонетической работы в период обучения грамоте неизбежно скажется на качестве последующей подготовки школьников. Вот почему на это направление работы следует обратить самое серьезное внимание.



Похожие:

Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconФормирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011
Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, учителя и воспитатели, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь...
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconТема: Формирование исследовательской деятельности в процессе обучения в школе I ступени Подготовила: учитель начальных классов Ерохина Елена Сергеевна Главная цель современного образования
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. (А. И. Савенков) Исследование...
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconПодготовила учитель начальных классов Рыбкина Ольга Васильевна П. Северный Талдомский район Московская область 2011 Советы родителям первоклассников
Поддерживайте у ребенка желание быть школьником, интерес к школе, уважение к школе и учителю. Ни в коем случае не обсуждайте действия...
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconН. Новгорода Формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка (пояснения к презентации)
Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на...
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconПодготовила: Матюнина Марина Валерьевна учитель начальных классов
Цель: Показать возможность прививать любовь к родному краю, к своей малой Родине; необходимость в проведении экскурсий с целью: знакомство...
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconВыступление на совещании учителей начальных классов рмо мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов
Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется...
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconУстный журнал подготовила и провела Учитель начальных классов Андрющенко Н. В
Формирование духовно-нравственных основ при ознакомлении учащихся начальной школы с составляющими предмет краеведение (понятие малая...
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconЮ. В. Клюева, учитель начальных классов
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках и во внеурочной деятельности у нерусскоязычных детей
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconПроект «Всё о дружбе. Подготовила: учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №62 с углубленным изучением отдельных предметов»
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе
Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений первоклассников. Подготовила: учитель начальных классов Зыкова Татьяна Сергеевна iconН. В. Сорокина, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Формирование общеучебных (универсальных) умений и навыков на уроках и внеурочной деятельности
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты