
Образовательная область – это совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.
Образовательные области выделенные в ФГТ:
«Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка»
Содержание образовательных областей:
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура». Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье». Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Воспитание культурно-гигиенических навыков; Формирование начальных представлений о здоровом образе.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность». Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы поведения; Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего и мира природы ситуациям.
^ Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: Развитие игровой деятельности детей; Формирование положительного отношения к себе; Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
^ Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: Развитие трудовой деятельности; Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; Формирование первичных представлений о труде взрослых. ^ Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач: Сенсорное развитие детей; Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Формирование элементарных математических представлений; Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
^ Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; Практическое овладение нормами речи.
^ Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; Развитие литературной речи; Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
^ Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); Развитие детского творчества; Приобщение к изобразительному искусству.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка». Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: Развитие музыкально-художественной деятельности; Приобщение к музыкальному искусству; Развитие музыкальности детей; Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Интеграция образовательных областей:
Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | 1. «Здоровье». | Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. | 2. «Познание». | Развитие двигательной активности как способа усвоения ребёнком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности. | 3. «Музыка». | Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. | 4. «Социализация». | Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности. | 5. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение. | 6. «Труд». | Накопление опыта двигательной активности. |
Содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | ^ | Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей. | 2. «Познание». | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. | 3. «Социализация». | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни. | 4. «Безопасность». | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. | 5. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. |
Содержание образовательной области «Безопасность» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | 1. «Здоровье». | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. | 2. «Познание». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представление о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. | 3. «Социализация». | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. | 4. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. | 5. «Труд». | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности. |
Содержание образовательной области «Социализация» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | ^ | Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами. | 2. «Познание». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире. | 3. «Безопасность». | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира. | 4. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения. | 5. «Труд». | Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. |
Содержание образовательной области «Труд» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | ^ | Развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов труда. | 2. «Познание». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и детей. | 3. «Безопасность». | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. | 4. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. | 5. «Социализация». | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых. |
Содержание образовательной области «Познание» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | 1. «Здоровье». | Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. | ^ | Решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого - педагогической работы – формирования целостной картины мира. | 3. «Безопасность». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы. | 4. «Коммуникация». | Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. | 5. «Социализация». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. | 6. «Труд». | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. | 7. «Художественное творчество». | Расширение кругозора в части изобразительного искусства. | 8. «Музыка». | Расширение кругозора в части музыкального искусства. |
Содержание образовательной области «Коммуникация» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | 1. «Здоровье». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. | 2. «Чтение художественной литературы». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. | 3. «Безопасность». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. | 4. «Познание». | Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. | 5. «Социализация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения. | 6. «Труд». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. | 7. «Художественное творчество». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. | 8. «Музыка». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки. | ^ | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение. |
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | 1. «Познание». | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | 2. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. | 3. «Социализация». | Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений. | ^ | Развитие детского творчества. |
Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | 1. «Познание». | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. | 2. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. | 3. «Безопасность». | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. | 4. «Чтение художественной литературы». | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. | 5. «Труд». | Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. | 6. «Физическая культура». | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. | 7. «Музыка». | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
Содержание образовательной области «Музыка» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: | 1. «Познание». | Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. | 2. «Коммуникация». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки. | 3. «Социализация». | Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающему мире в части культуры и музыкального искусства. | 4. «Физическая культура». | Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности. |
 |