Активизация и развитие внимания icon

Активизация и развитие внимания



НазваниеАктивизация и развитие внимания
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лукьянова Ольга Витальевна

МБОУ «СОШ №81»

Учитывая, что в процесс преобразования форм и способов организации учебной деятельности вовлекаются специалисты социально-педагогической службы, работа логопеда на сегодняшний день должна сочетать в себе как традиционные коррекционно-развивающие методики, так и элементы универсальных педагогических технологий, направленных на формирование ключевых компетенций ребёнка-логопата. Большое значение в современной школе уделяется развитию у детей навыков контроля, планирования и прогнозирования. Однако сформировать данные компетенции возможно лишь при условии хорошо развитых процессов внимания у школьников. Известен факт, что среди учащихся младших классов огромен процент неуспевающих с дефицитом внимания, проявлениями которого являются общая расторможенность, гиперактивность, астеничность, либо вялость, апатия, безразличие. И в том, и в другом случае при осуществлении учебно-воспитательного взаимодействия с такими детьми требуется особый материал, способный вызвать живой интерес у школьников к изучаемой теме. Большие возможности для этого содержат в себе информационные компьютерные технологии. Опираясь на наиболее продуктивные сенсорные анализаторные системы, приёмы компьютерных технологий служат мощным вспомогательным средством, увеличивающим скорость и лёгкость включения детей в учебную деятельность. Обозначим некоторые из них:

^ Выделяющиеся объекты и движущиеся фигуры. Встроенные в презентации эффекты анимации с графическими объектами помогают детям без волевых усилий сконцентрироваться на изучаемом предмете. При подборе и проведении игровых упражнений с применением описанного приёма необходимо соблюдать строгую дозированность и использовать их не только в целях активизации внимания, но и, главным образом, для развития межполушарной взаимосвязи, обеспечивая передачу возбуждения от зон правого полушария мозга на зоны левого полушария путём прочитывания, прописывания, словесных объяснений, логических выводов. В этом случае работа с движущимися компьютерными графическими изображениями будет полезной на уровне развития мозговых структур.

^ Аудиальные эффекты. Звуки и мелодии часто сопровождают движение объекта на экране, дополняя визуальный образ, сигнализируют о результате выполненного задания, эмоционально окрашивают процесс решения учебной задачи или физкультминутки. Звуки природы, голоса животных и сказочных персонажей, фрагменты из классических или детских музыкальных произведений обладают тонизирующим и релаксирующим эффектом.

^ Списывание под музыку. Представляет из себя разновидность работы над коррекцией нарушений письма и чтения, стимулирует развитие распределения внимания, способности детей контролировать скорость письма с ориентацией на установленные временные промежутки, синхронизирует работу двух полушарий мозга. Для этого можно предложить детям записать слова (словосочетания, предложение или текст) за время, которое длится отрывок из музыкального произведения.

^ Цветовые дифференцировки. Перед выполнением задания или началом занятия дети получают карточки разного цвета, за которыми закрепляется значение сенсорного эталона. По инструкции логопеда дети читают слово (слог, предложение), представленное на экране в том цвете, который соответствует цвету их карточки. Либо, ориентируясь на цвет фона экрана и соотнося его с цветом индивидуальной карточки, ребята самостоятельно определяют очерёдность выполнения заданий каждым из них.

Подразумевая, что описанные приёмы ИКТ по большей их части связаны с рефлекторными установками и руководят преимущественно непроизвольными процессами, можно условно соотнести их с первой стадией развития внимания. Естественно, что они не смогут и не призваны обеспечивать речевую и психическую активность детей на протяжении всего учебного часа. На второй ступени преобразования форм внимания в качестве препятствующего фактора могут выступить его частые колебания, торможение, вызванное как посторонними раздражителями, так и продолжительным действием одного и того же раздражителя. Таким образом, большую роль в преодолении повышенной отвлекаемости детей играет работа по профилактике физического и эмоционального утомления. Решить эту задачу помогает как обычная смена деятельности, так и заранее продуманная организация групповой работы. Вычленяя из технологии группового обучения разные виды сотрудничества учителя с детьми и детей друг с другом, логопед может определить наиболее значимыми для себя следующие из них:

^ Работа в парах (тройках). Предложив детям одноимённые задания в подгруппах с различным материалом или разноимённые задания с типовым материалом, логопед помогает учащимся избежать необходимости выслушивать неоднократно дублирующиеся ответы. Отгадать загадки, составить предложения, подобрать к предметам на картинках «подходящие» слова, продумать вопросы по картинкам и задать их товарищам, составить и прослушать рассказ или его части и т. д. детям бывает существенно легче и интереснее, когда в группе поставлена работа по распределению нагрузки среди её «звеньев» - подгрупп. Особенно ярко эта форма организации может быть представлена на этапе дифференциации фонем, графем, частей речи, взаимопроверки письменных упражнений, при составлении диалогов.

^ Коллективное обсуждение. В этой форме у учащихся наилучшим способом отрабатываются коммуникативные навыки, основу которых составляет умение слушать и слышать речь говорящего, удерживая при этом в памяти собственную мысль и саму учебную задачу. В этом случае мы сталкиваемся с явлением распределения внимания, без которого невозможны следующие стадии его трансформации. Построить такие беседы можно в форме дискуссии или круглого стола. Вот примерные виды заданий:

- Формулировка темы и (или) целей занятия («Подумайте все вместе, как можно сформулировать сегодняшнюю тему», «Решите всей командой, чему мы будем сегодня учиться (чем будем заниматься)»;

- Построение плана работы на занятии («Выясните сообща, как мы будем это делать», «Расскажите друг другу, какие знания (умения) нам сегодня понадобятся»);

- Поиск решения проблемных ситуаций («Обсудите друг с другом, как можно поступить в этом случае», «Обговорите в команде и выберите лучший способ действия»);

- Ответы на вопросы или разгадывание загадок.

Говоря об этапах становления внимания необходимо помнить, что в виде высшей психической функции оно начинает начинает функционировать как произвольное, сознательно регулируемое поведение (С. Л. Рубинштейн, 1998). Используя технологию формирующего оценивания, идея которой заключается в развитии у детей способности к адекватной самооценке, умения анализировать результат своей деятельности, а также планировать работу над устранением ошибок и недочётов, логопед воспитывает в детях понимание объективности требований к общепринятым и благоприятствующим формам поведения на занятии. Выделяя в качестве критериев для оценивания качественные и количественные показатели соответствия поведения учащихся этим критериям и определяя форму и меру поощрения, учитель способствует развитию произвольной саморегуляции школьников. Так, побуждая ребят в начале занятия к припоминанию и проговариванию условно выделенных компетенций, которые ребята должны будут проявить на данном уроке, мы подталкиваем их к произвольному управлению процессами внимания. При подведении итогов занятия логопед предлагает учащимся оценить, насколько хорошо они справились с задачами, касающимися контроля и регуляции учебной деятельности. Сочетая технологию формирующего оценивания с приёмами обучения в сотрудничестве, предлагаем воспользоваться таблицей, в верхней строке которой условными символами обозначены вырабатываемые компетенции, а в первом столбце под номерами 1, 2, 3, и т. д. значатся места, на которых сидят учащиеся во время занятия. В качестве критериев для оценивания выбираем: умение сосредотачивать слуховое внимание в ходе урока, управлять функциями зрительного контроля, речевую активность и внимательность при выполнении письменных заданий (отсутствие специфических ошибок). Знаками «плюс», «минус» и «точка» отмечаем степень проявления вышезаявленных компетенций, в которых «точкой» помечаются небольшие достижения и обговариваются заранее, как половина балла. В последней колонке подсчитывается общее количество баллов («плюсов»), набранное каждым учащимся. При подведении итогов занятия подсчитывается общая сумма баллов, набранных командой, а затем при помощи другой таблицы она переводится в стандартную шкалу отметок, где оценке «пять» соответствует фигура с пятью элементами (звёздочка, фигурный флажок или ромашка с лепестками), оценке «четыре» - квадрат, ромбик, флажок с четырёхугольным полотнищем и т. д. Каждый ученик выставляет себе в тетрадь коллективно заработанную оценку, поскольку некоторые из школьников далеко не сразу осваивают прописанные формы поведения и в случае нескольких неудачных попыток овладеть способами произвольного контроля над собой могут потерять интерес к такой деятельности. Как основной момент отмечается возможность учеников самим участвовать в обсуждении результатов, исправлять свои недоработки в течение хода занятия, управлять процессом заполнения таблицы путём внесения корректив в свою деятельность. Своё согласие или несогласие с детской оценкой логопед выражает посредством полного или частичного закрашивания красной пастой выполненного ребёнком изображения в зависимости от наличия или отсутствия выявленных при проверке ошибок. Дополнительным поощрением возможно назначить небольшие призы за каждые пять «красных звёздочек» (флажков или других пятисекционных фигур), соответствующих общепризнанной оценке «пять». По итогам работы за определённый временной промежуток дети могут посоревноваться друг с другом или с командами из параллельных классов. Такая система оценивания создаёт дополнительную мотивацию школьников к коррекционно-развивающим занятиям и со временем формирует новое качество внимания как произвольного, управляемого процесса.

Совокупность методов коррекционной работы и универсальных педагогических технологий обеспечивает логопеду возможность решать задачу по формированию регулятивных навыков у детей, поскольку и те, и другие могут быть направлены на развитие у них недостающих когнитивных функций.

Литература

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.



Похожие:

Активизация и развитие внимания iconИгры на развитие слухового внимания. Развитие слухового внимания
Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые и...
Активизация и развитие внимания iconТема: «Зимующие птицы»
Развивающие цели: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие...
Активизация и развитие внимания iconБанк игр на развитие внимания у младших школьников Психогимнастика
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности,...
Активизация и развитие внимания iconСтатья Тема: «развитие внимания на уроках математики»
Нет ни од­ной стороны умственной работы, которая осуществлялась бы без волевого напряже­ния в виде произвольного внимания
Активизация и развитие внимания iconТема урока. Количество часов
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Активизация и развитие внимания iconАктивизация познавательной деятельности на уроке географии
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность,...
Активизация и развитие внимания iconОсобенности памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи Учитель – логопед Мухаметзянова Рафиса Рафисовна
Онр страдает развитие высших психических функций, связанных с речью: памяти, внимания, мышления, восприятия. Неполноценная речевая...
Активизация и развитие внимания iconТема инновационного педагогического опыта: «Активизация познавательной деятельности школьников на уроках литературы в старших классах»
Ания обусловлена тем, что в настоящее время происходит становление новой системы образования в России, ориентированного на вхождение...
Активизация и развитие внимания iconЦели: Образовательная: формирование знаний об отраслях животноводства, о связи отраслей в сельском хозяйстве
Развивающая: развитие и обогащение связной речи учащихся (через высказывание), развитие внимания, логического мышления, умения сравнивать...
Активизация и развитие внимания iconР п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области Активизация познавательной деятельности учащихся на урок
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием икт
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты