Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов icon

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов



НазваниеРазвитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР посредствам логоритмических приемов.

Кузнецова Наталья Анатольевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 160 (МБДОУ №160).

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушением слоговой структуры слова. Такое нарушение, неисправленное вовремя, в дальнейшем приведет к негативным изменениям в развитии ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. Слоговая структура – характеристика слога с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов, следовательно, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трех лет такие ошибки допустимы и обусловлены физиологически. В системе языка с тремя основными составляющими — фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи — фонетики. Но с другой — существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников [2]. Поэтому слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова. А.К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем и грамоты. Следовательно: работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения, мы предлагаем отвести этой патологии особое, место, как при обследовании дошкольника, так и в процессе коррекции речи. Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи. Мы предлагаем рассматривать нарушение слоговой структуры как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения. Одно из важных условий проведения коррекционной работы формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховое, зрительное и кинестетическое восприятие. Работа над слоговой структурой слова проводится совместно с развитием ритма, темпа и интонационной выразительности речи как базовой основой слова. Постоянно совершенствуясь в методах коррекционной работы, изучая различные приемы и знакомясь с опытом коллег по всему миру, мы остановились на занятиях коррекционной ритмикой, как одним из наиболее действенных методом коррекции. Логопедическая ритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логоритмические упражнения синхронизированы со стихотворным текстом, выполняются под музыкальное сопровождение. Она позволяет связать воедино слово (звук), музыку и движения. Ценность логопедической ритмики, заключается в том, что, она включает в себя приемы кинезиотерапии, которые направлены на преодоление речевых нарушений комплексно путём коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе с взрослыми, страдающими афазией, а также с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные нарушения речи, такие как дизартрия, ринолалия, алалия, заикания, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия. Многие отечественные исследователи, занимающиеся проблемой ритма, отмечают моторную природу чувства ритма, отмечают, что разнообразные мышечные сокращения языка, челюстей, пальцев ног, дыхательной мускулатуры являются непременным условием ритмического переживания. Усвоение ритмических эталонов путем двигательного моделирования способствует формированию у детей целостного восприятия пространства и времени, зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы. Ритм — это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует актуальному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи. Не стоит забывать, что ритм организует и дисциплинирует, что помогает детям быстрее включиться в коррекционный процесс, в тоже время, совсем не ощущая нагрузки и прессинга со стороны педагога. На логопедических занятиях по развитию слоговой структуры слова используется совокупность различных методов. Каждый метод включает разнообразные приемы. Они подбираются в процессе обучения с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития ребенка, его физического состояния. При обучении движению используются:

1. Наглядно-зрительные приемы, такие как показ движений.

2. Подражание образам окружающий жизни.

3. Использование зрительных ориентиров и наглядных пособий (картинки, карточки).

4. Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажёров, обручей и т.д.

5. Наглядно-слуховые приемы для звуковой регуляции движения: музыкальные инструменты; шумовой инвентарь (погремушки); ударные инструменты (ложки, палочки); короткие стихотворения [1].

Данные приемы лежат в основе многих физкультурных и развлекательных мероприятий в нашем ДОУ. Там коррекционный процесс идет непрерывно и интегрировано. Весь период коррекционно-развивающей работы по развитию слоговой структуры слова с использованием логоритмических приёмов разделён на четыре этапа: 1.Подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы), работа над общими речевыми навыками. На этом этапе включаются игры по развитию голосового аппарата, игры на звукоподражание, и на развитие фонематического слуха, чувство ритма: «Тихо-громко», «Укачай куклу», «Длинное слово - короткое слово», «Лесенка» и т.д. 2.Этап формирования слоговой структуры слова (состоит из трех ступеней): соотнесение звучания слова со зрительным символом моделирующий его слоговой контур; повторение слогов со стечением согласных; отработка слов (словосочетаний) со стечением согласных. На втором этапе рекомендуются включить логоритмические игры на развитие ритмического стиля-чувства акцента, чередующихся ударений. В играх на координацию речи и движения отрабатываются слоги и слова со стечением согласных. Например: дети хлопают в ладоши, выделяя ударный слог: «ста-СТА-ста-вкусная каПУста ». 3.Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова: заучивание рифмовок, стихов, рассказов. На этом этапе можно включить игры на ориентацию в ритмических рисунках, и соотнесение слова с его слоговым контуром, с выделением ударного слова: «Похлопай - протопай», «Бусы», «Паровоз». 4. На заключительном этапе используются полученные навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. Слова со сложной слоговой структурой совершенствуются в музыкально-ритмических играх. Обследование детей показало эффективность использования данных приёмов в работе с детьми с ОНР. В нашем детском саду для детей с тяжёлыми нарушениями речи логоритмические приёмы используются с 2008 года и интегрируются в непосредственную образовательную деятельность в виде игр и игровых приёмов. Дети с удовольствием включают эти игры в самостоятельную игровую деятельность. Использовать приемы логопедической ритмики можно постоянно и ненавязчиво, включая их как в режимные моменты, так и в образовательную деятельность. Привлечь внимание родителей к использованию логоритмических приемов для закрепления результата: по дороге домой, гуляя во дворе, устраивая детское развлечение, например соревнование между обезьянами и медведями, пантомимические загадки и т.д., родители могут включить разнообразнейшие приемы логопедической ритмики. Родители, которые неустанно занимаются со своими детьми, дают лучшие результаты.


Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

2. Макарова Н.Ш. «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике».

3. Ткаченко Т.А. «Слоговая структура слова: Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь» М.: Книголюб, 2008

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. - 560 с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).



Похожие:

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов icon«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (онр -1-3 уровня)»
У детей с онр 1-2 уровня наблюдается нарушения слоговой структуры слов: сокращение звуков при стечении согласных, пропуски слогов,...
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания» оглавление
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов iconФормирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста с онр
Вопросом формирования и развития связной речи занимались Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ястребова В. А., Туманова Т. В., Жукова Н....
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов iconЦель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи
«дорожек», состоящих из геометрических фигур с чередованием количества и состава структурных элементов
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов iconСлоговая структура слова. Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре
Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы...
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов iconПриёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться),...
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов iconФормирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру
Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается...
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов iconВзаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции онр у детей дошкольного возраста
Онр это речевое нарушение, при котором нарушается формирование всех сторон звукопроизносительной речи и познавательной сферы ребенка,...
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов iconИскажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с онр являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и отрицательно влияют на усвоение чтения и письма
Онр являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и отрицательно влияют на усвоение чтения...
Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с онр посредствам логоритмических приемов icon«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели»
Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты