Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи icon

Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи



НазваниеФормирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ.

Коковина Наталья Анатольевна, учитель-логопед;

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3» г. Липецка

Работая с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы особый акцент ставим на развитие связной речи. За основу коррекционной работы мы берем программу Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной. Эта программа служит нормативным ориентиром нашей деятельности, в результате которой были внесены дополнения и сделан акцент на развитие связной речи посредством введения в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера.

Мы сделали акцент на обучении детей старшей группы описанию и сравнению объектов. Опыт нашей работы показывает, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные: с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств; установлением последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности.

Учитывая сказанное, мы разработали схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и другие. Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зритель­ного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последователь­ными. Эти и аналогичные схемы мы использовали не только для составления опи­сательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов. Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школь­ному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний оп­ределили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов фор­мирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи.

Занятие по составлению описательных рассказов являются частью нашей ком­плексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При этом ставятся следующие задачи: формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-вы­сказывания; формирование обобщенных представлений о построении описания предмета; овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания; практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.

Обучение включает следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных при­знаков - микротем); закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий; подготовку к обучению сравнительному описанию предметов; обучение сравнительному описанию предметов.

Обучение описательной речи проводится в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении: систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падеж­ных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм); формирование у детей практических навыков словоизменения; упражнения в правильном построении фраз; формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи; активизация и обогащение словарного запаса.

На занятиях по описанию предметов детям предъявляются ряд предметов, относящихся к одной группе. Перед составлением описания дети называют все предметы. При этом особое внимание уделяется различию их по внешнему виду. Это помо­гает детям осуществлять выделение основных признаков объекта описания и спо­собствует закреплению соответствующих сообщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо учителем-логопедом, либо самим ребенком (в зависимости от конкретных задач данного занятия и степени подготовленности).

В ходе обучения нами используется ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффек­тивным при обучении детей с ОНР, по нашим наблюдениям, является приём па­раллельного описания учителем-логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предме­тов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по час­тям, называя одни и те же признаки. Указанный приём используется нами в работе с детьми, которые испытывают наибольшие затруднения в запоминании последовательного плана-схемы.

Приём описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНР навыков самостоятельного описания. После выполнения рисунка какого-либо предмета или игрушки ребёнку предлагается дать его описа­ние по определённому плану. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они выставляются на наборном полотне и дети поочерёдно рассказывают об изо­браженных предметах. Логопед даёт краткий анализ высказываний детей (пол­нота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств). Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной опи­сательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об ос­новных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Вы­полнение детьми рисунков может проводиться и под руководством воспитателя.

Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводилось нами на отдельных занятиях по темам: «Моя любимая иг­рушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти может проводиться и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, напри­мер, после посещения зоопарка, живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.

Применяемые игровые формы работы предусматривают закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обуче­ния описанию. Они включают: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

Использование схем при составлении описательных рассказов помогло добиться хороших результатов. И мы пошли дальше: начали использовать схемы; иллюст­ративные панно при обучении детей не только составлению описательных расска­зов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.

Литература:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Речь, 2007. – 154с.

  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис - пресс, 2005 .- 224с.



Похожие:

Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания» оглавление
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconСистема работы по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации...
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2»
«формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи по метолике в. К. Воробьевой»
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconОтчет формирование навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, воспитывающихся в детском доме
Формирование навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, воспитывающихся...
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconФормирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconМастер класс для педагогов дошкольных учреждений Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня
Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием...
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconКалендарно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности
Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи...
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи iconО. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма
В настоящее время логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого развития начинают оказывать с трехлетнего...
Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков связной описательной речи icon«Предметно-развивающая среда – как средство развития связной речи детей с онр»
Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты