Пояснительная записка Рабочая программа icon

Пояснительная записка Рабочая программа



НазваниеПояснительная записка Рабочая программа
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка



Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 10 классе

и составлена на основе

Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования,

Примерной программы основного общего образования по литературе /2007 года/,

Программы по литературе для 5- 11 классов общеобразовательной школы /авторы - составители программы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М., «Русское слово», 2010./


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



^ Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Обучение литературе в 10 классе «А» ведется по учебнику:


«Литература 19 века.10 класс» 2 части. Авторы: В.И. Сахаров, С.А.Зинин, М., «Русское слово», 2010-2011г.

Программа рассчитана на 102 часа. В программе соблюдены уроки контроля знаний учащихся, среди которых


-развернутое высказывание на лит. тему ( вопрос проблемного характера)-5

- развернутое высказывание на лит. тему ограниченного объема- 5

- терминологический диктант – 4,

- тестирование - 4,

-практикумы-4.


- текстов для заучивания наизусть – 11.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



^ Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 11 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими:


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.



Важнейшими умениями, которые формируются и развиваются в 10-11 классах, являются следующие:

-воспроизведение содержания текста,

-анализ и интерпретация произведения с использованием сведений по истории и теории литературы;

- умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

-выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы;

-умение соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определение рода и жанра произведения;

-выявление авторской позиции,

- умение оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою,

-создание рецензий на прочитанные произведения и сочинений разных жанров на литературные темы.


^ Содержание тем курса литературы в 10 классе.



Название раздела:

Темы раздела:

1.Введение.

Из истории русской литературы 19 века.


2.А.С.Пушкин.

Образно-тематическое богатство и худ. совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стих. А.С.Пушкина. Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства. Образ стихии его роль в авторской концепции истории.


3.М.Ю.Лермонтов.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Особенности богоборческой темы в поэме «Демон».

4.Н.В.Гоголь.

Реальное и фантастическое в повести «Невский проспект». Тема одиночества и затерянности «маленького» человека в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире (повесть «Нос» ). Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев

^ 5. Литература второй половины 19 века. Введение.

Социально-политическая ситуация в России второй половины 19 века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор ид. Противостояния в обществе. Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры.

6. А.Н.Островский.

Жизнь и творческий путь великого русского драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди-сочтемся». Изображение «затерянного» мира города Калинова в драме «Гроза». Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Многозначность названия пьесы , символика деталей и специфика жанра произведения «Гроза».

7.И.А.Гончаров.

Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с др. характерами. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в хар-ке «обломовщины». Ид.-композиц. Значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей. Роман «Обломов» в русской критике.

8.И.С.Тургенев.

Жизненный и творческий путь. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный нерв произведения. Нигилизм Базарова, его соц. и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе. Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.

9. Н.Г.Чернышевский.

Роман «Что делать» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авт.концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания романа. Обр. и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.

10.Н.А.Некрасов.

Основные вехи жизни и творчества народного поэта. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике. Гражданские мотивы в лирике. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Проблема счастья и ее решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова и его ид.-композиц.звучание.

12.Ф.И.Тютчев.

«Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в тв-ве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты худ. постижения в лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

13.А.А.Фет.

Эмоциональная глубина и обр.-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновения» в тв-ве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике. Служение гармонии и красоте окружающего мира.

14.Н.С.Лесков.

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный странник». Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость произведения.

15.М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в тв-ве писателя. Сатирическое осмысление проблем гос. Власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках. Развенчание обывательской психологии ,рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности в сказках. Соотношение авт. Идеала и действительности в сказках.

16.А.К.Толстой.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Жанрово-тематическое богатство творчества.

17.Л.Н.Толстой.

Жизненный творческий путь великого писателя-мыслителя. Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Мысль семейная» и ее развитие в романе:семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). Черты нравст.идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. «Мысль народная» как ид.-худ. основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриот. сознания. Значение романа – эпопеи .для развития русской реалистической литературы.

18. Ф.М.Достоевский.



Жизненный и творческий путь писателя. Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоздания. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека». Теория Раскольникова и его идейные «двойники». Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Образ Сонечки. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции.

19.А.П.Чехов

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе(«Ионыч», «Студент»). Образы Футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире пошлости и жестокости. Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-недотеп и символический образ сада в комедии. Функции ремарок, звука и цвета. Роль второстепенных и внесценических персонажей. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

20.Контрольные развернутые высказывания на литературную тему.




21.Уроки-практикумы.






Похожие:

Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 11 классе в 2012 – 2013 году и составлена на основе
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка. «Рабочая программа»
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Программа...
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка. Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Она является междисциплинарной, интегративной
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Качкиной Т. Б., Качкина А. В
Пояснительная записка Рабочая программа iconРабочая программа по математике 3 класс умк "Школа 2100" Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Пояснительная записка Рабочая программа iconI. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 1 классе (далее Рабочая программа) построена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Пояснительная записка Рабочая программа iconЛ. Я. Желтовская Пояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы...
Пояснительная записка Рабочая программа iconРабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Рабочая программа iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты