Пояснительная записка Рабочая программа icon

Пояснительная записка Рабочая программа



НазваниеПояснительная записка Рабочая программа
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка



Пояснительная записка


Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 11 классе в 2012 – 2013 году и составлена на основе

Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования,

Примерной программы основного общего образования по литературе /2007 года/,

Программы по литературе для 5- 11 классов общеобразовательной школы /авторы - составители программы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. М., «Русское слово», 2010./


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



^ Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Обучение литературе в 11 классе «Б» ведется по учебнику:


«Литература20века.11 класс» 2части. Авторы: В.А. Чалмаев, С.А.Зинин,М., «Русское слово», 2010-11г.


Программа рассчитана на 102 часа. В программе соблюдены уроки контроля знаний учащихся, среди которых


-развернутое высказывание на лит. тему ( вопрос проблемного характера)-5

- развернутое высказывание на лит. тему ограниченного объема- 5

- терминологический диктант – 4,

- тестирование - 4,

-практикумы-4.


- текстов для заучивания наизусть – 16.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



^ Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 11 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими:


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.



Важнейшими умениями, которые формируются и развиваются в 10-11 классах, являются следующие:

-воспроизведение содержания текста,

-анализ и интерпретация произведения с использованием сведений по истории и теории литературы;

- умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

-выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы;

-умение соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-определение рода и жанра произведения;

-выявление авторской позиции,

- умение оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою,

-создание рецензий на прочитанные произведения и сочинений разных жанров на литературные темы.


^ Содержание тем курса литературы в 11 классе.


Название раздела:

Темы раздела:

1.Введение.

Сложность и самобытность русской литературы 20 века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры».

^ 2.Русская литература начала 20 века.

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени». Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н.Толстого и А.П.Чехова рубежа веков.

^ 3.Писатели-реалисты начала 20 века.

И.А.Бунин«Антоновские яблоки» ,«Господин из Сан- Франциско»,«Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Максим Горьки(«Старуха Изергиль» ,«Челкаш», «Проводник», «Фома Гордеев», «На дне».

А.И.Куприн «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

Л.Н.Андреев»Иуда Искариот»,«Жизнь Василия Фивейского».

^ 4.Серебряный век русской поэзии.

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени». Основные направления в русской поэзии начала 20в (символизм, акмеизм, футуризм).

^ 5. Символизм и русские поэты- символисты.

Предсимволистские тенденции в русской поэзии. Манифесты, поэтические самоопределения

Творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов и младосимволисты.

В.Я.Брюсов. К.Д.Бальмонт. А.А.Блок. И.Ф.Анненский.

^ 6.Преодолевшие символизм.

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И.Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

Вклад Н.Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно- стилистическое богатство русской поэзии 20в. Взаимовлияние символизма и реализма.

Н.С.Гумилев. А.А.Ахматова. М.И.Цветаева.

^ 7.«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А.Аверченко, Н. Теффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А.Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода. Мастерство писателя в выборе приемов комического.

^ 8.Октябрьская революция и литературный процесс 20-х гг.

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В.Розанова, «Окаянные дни» И.А.Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Голый год» Б. Пильняка и др.) Литературные группировки, возникшие после Октября 17года ( Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.). Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры».

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны». Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы». Юмористическая проза 20-х гг. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М.Зощенко, Сатира с философским подтекстом в романах И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В. В. Маяковский. С. А. Есенин.

^ 9.Литературный процесс 30- начала 40-х годов.

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи. Рождение новой песенно- лирической ситуации. Произведения 30-х гг. о людях труда. Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно- историческое значение. Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы.

О.Э. Мандельштам.

А.Н.Толстой «Петр Первый».

М. А. Шолохов «Тихий Дон»,«Донские рассказы».

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

А.П.Платонов «Котлован».

В. В. Набоков «Машенька».

^ 10.Литература периода Великой Отечественной войны.

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И.Эренбург, Л. Леонов, В. Гроссман и др.). Проза о войне. «Дни и ночи» К.Симонова, «Звезда» Э.Казакевича,«Спутники» В.Пановой, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Судьба человека» М.Шолохова.

Лирика военных лет. Песенная поэзия В.Лебедева- Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина и др.) «Моабитская тетрадь» Муссы Джалиля. Жанр поэмы в литературной летописи войны. («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

А. Т. Твардовский.

^ 11.Литературный процесс 50-80-х гг.

Осмысление Великой Победы 1945года в 40-50е годы 20в. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В.Некрасова.. Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес»).

«Оттепель» 1953-1964гг- рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимоотношений писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Астафьева и др. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского и др. Н. А.Заболоцкий.

«Окопный реализм» писателей- фронтовиков 60- 70х гг. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50- 80х гг. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, Ю. Казакова, В. Белова и др. Нравственно- философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина. Историческая романистика 60-80х гг. Романы В. Пикуля, Д.Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В.Шаламова, Е.Гинзбург, О. Волкова, А.Жигулина

Авторская песня как песенный монотеатр 70-80х гг. Поэзия Ю.Визбора, А.Галича, Б.Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

В. М. Шукшин. Н. М. Рубцов. В. П. Астафьев. В. Г. Распутин. А.И.Солженицын.

^ 13.Новейшая русская проза и поэзия 80-90х гг.

.Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно- исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев). Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в лучших ее проявлениях в прозе Ю.Бондарева, Ю.Полякова и др. Новейшая проза Л.Петрушевской, В. Аксенова, В. Астафьева и др. «Болевые точки» современной жизни в прозе В.Маканина, Л.Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «соцарт» и т.д.). Поэма в прозе «Москва- Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80-90х гг.(И. Губерман, Д. Пригов и др.). Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

^ 14.Современная литературная ситуация.

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

15.Развитие речи.

Контрольные развернутые высказывания на вопрос проблемного характера.

16.Уроки-практикумы

1.Анализ драматургического произведения (по пьесе Горького «На дне»).

2.Анализ эпического текста. Творческая работа по произведениям Куприна и Андреева.

3.Анализ поэтического текста» (творческая работа по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой).

4.Анализ поэтического текста. Творческая работа «Антология русской поэзии начала 20в» (создание поэтического сборника с комментариями).



^ Учебно –тематический план


Номер

Кол-во часов

Наименование раздела

1.

1

Введение.

2.


1


Русская литература начала 20 века.

3.


13


Писатели-реалисты начала 20 века.

4.


1


Серебряный век русской поэзии.

5.


9


Символизм и русские поэты- символисты.

6.


9


Преодолевшие символизм.

7.


1


.«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».

8.


12


Октябрьская революция и литературный процесс 20-х гг.

9.


22


Литературный процесс 30- начала 40-х годов.

10.


5


Литература периода Великой Отечественной войны.

11.


14


Литературный процесс 50-80-х гг.

12.

13.

3

1

Новейшая русская проза и поэзия 80-90х гг.

Современная литературная ситуация.

14.

10

Развитие речи.

Итого:

102 часа






Похожие:

Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 10 классе
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка. «Рабочая программа»
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Программа...
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Пояснительная записка Рабочая программа iconПояснительная записка. Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Она является междисциплинарной, интегративной
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Качкиной Т. Б., Качкина А. В
Пояснительная записка Рабочая программа iconРабочая программа по математике 3 класс умк "Школа 2100" Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Пояснительная записка Рабочая программа iconI. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 1 классе (далее Рабочая программа) построена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Пояснительная записка Рабочая программа iconЛ. Я. Желтовская Пояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы...
Пояснительная записка Рабочая программа iconРабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Рабочая программа iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты