Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент icon

Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент



НазваниеН. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент
Н. Г. Чернышевского<><><>С. А. Суркина<><><>Формирование эколог
Дата17.10.2016
Размер
ТипУчебно-методическое пособие


Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского


С. А. Суркина


Формирование экологической культуры
дошкольников

в нерегламентированной деятельности ДОУ


Учебно-методическое пособие


Балашов

2005

УДК 373.2

ББК 74.1я73

С90


Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

И. Г. Андреева;

Кандидат педагогических наук, директор
гуманитарно-педагогического лицея-интерната

О. Н. Шатух.


^ Рекомендовано к изданию Балашовским филиалом
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского.



Суркина, С. А.

С90 Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Суркина. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с.

ISBN 5-94035-214-6


В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования экологической культуры в нерегламентированной деятельности дошкольников. Пособие построено с учетом современных подходов к дошкольному образовательному процессу. Основное внимание направлено на условия и средства формирования экологической культуры, содержание нерегламентированной деятельности экологической направленности и формы ее реализации, диагностику экологической культуры дошкольников.

Пособие предназначено для практических работников дошкольных образовательных учреждений, студентов педучилищ и факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов.

УДК 373.2

ББК 74.1я73


ISBN 5-94035-214-6 © С. А. Суркина, 2005

О г л а в л е н и е



Введение 5

Глава 1. Формирование экологической культуры —
цель воспитания в современном ДОУ 8

1.1. Экологическое образование в ДОУ 8

1.2. Экологическая культура как базовое основание
личности дошкольника 14

1.3. Условия и средства формирования
экологической культуры дошкольников 19

1.4. Сущность нерегламентированной деятельности дошкольников экологической направленности 26

^ Глава 2. Организация нерегламентированной деятельности
экологической направленности в ДОУ 32

2.1. Нерегламентированная деятельность экологической
направленности: содержание и формы ее реализации 32

2.2. Диагностика экологической культуры дошкольников 39

2.3. Комплекс игр и досугов по формированию
экологической культуры дошкольников 42

Заключение 67

Список используемой литературы 68



Введение


На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую
эпоху своих взаимоотношений с природой. Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью познания и преобразования окружающей действительности, что сформировало антропоцентрический характер науки и практики, неприемлемый в современных условиях.

Преодоление экологического кризиса возможно при условии смены прежней установки «господства — подчинения» на осознание природы и общества в их цельности как функционально равных частей единого целого. Решение данной проблемы требует не только изучения экологических закономерностей и их учета в активно-преобразовательной деятельности, рационального, экономного использования природных богатств, заботы о восстановлении и возобновлении функционирования нарушенных производственной деятельностью экосистем, но что наиболее важно, выработки и усвоения новых принципов и норм нравственного отношения человека, общества к природным объектам, природе в целом.

Это отношение человека «определяется характером доминирующих в обществе социально-экономических отношений, ценностно-мировоз-зренческих установок».

В последней четверти нашего века начинается экологизация морали. Этот процесс отражает «все более и более глубокую осознаваемую зависимость самого существования общества от сохранения определенного уровня состояния природы» (15).

Процесс экологизации всех сфер общественной жизнедеятельности начинается с формирования экологического сознания каждого отдельно взятого человека, его экологической культуры, представляющую собой совокупность определенных качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы. Эти отношения включают в себя организацию и развитие процесса воспроизводства жизни людей. Процесс формирования и развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление кризиса, а в перспективе — на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. Поэтому резко возрастают требования к экологическому воспитанию молодого поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу. Особая роль в этом процессе принадлежит дошкольным образовательным учреждениям.

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.

Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологи-ческого подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.

Исходным звеном в ее формировании является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Возможность усвоения таких знаний детьми 6—7 лет доказана педагогическими исследованиями Л. С. Игнаткиной, И. А. Комаровой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, П. Г. Терентьевой и т. д.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых Дж. Гилфорда, Л. С. Выготского, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Б. Д. Эльконина), особенно благоприятным для становления базовых качеств личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.

Для современного образования характерно обострение противоречия между актуальной потребностью в формировании экологической культуры подрастающего поколения и неразработанностью ее теоретико-методологических основ; между возросшей потребностью современного общества в формировании личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, и недостаточной разработанностью теории развития и реализации концепции становления экологической культуры дошкольников в процессе нерегламентированной деятельности. Данное противоречие трансформируется в актуальную научную проблему и необходимость ее практического разрешения.

Таким образом, актуальность предлагаемого учебно-методического пособия определяется рядом факторов, среди которых:

  • социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности;

  • потребность в дальнейшем выявлении психолого-педагогиче-ского комплекса условий и средств формирования экологической культуры дошкольников в системе личностно ориентированного обучения;

  • отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.

В первой части пособия уточнены понятия «экологическая культура дошкольников» и «нерегламентированная деятельность дошкольников», выявлены условия и средства формирования экологической культуры, определена сущность нерегламентированной деятельности экологической направленности.

Во второй части пособия описано содержание нерегламентированной деятельности и дана диагностика экологической культуры дошкольников. Кроме того, предлагается комплекс заданий, досугов и праздников экологического характера.

По мере развития интереса к данной проблеме неминуемо понадобятся дополнительные сведения, которые можно найти в литературе из прилагаемого списка.

^

Глава 1. Формирование экологической культуры —
цель воспитания в современном ДОУ

1.1. Экологическое образование в ДОУ


Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существованию самой жизни на Земле. Только в конце ХХ в. человечество осознало всю пагубность своего «бездумного» хозяйствования на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая безграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимает вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Анализируя развитие отечественного экологического образования, можно отметить, что новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х гг. Экологические знания необходимо распространять всеми возможными способами в целях бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств.

В ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения», в то же время была создана Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России»«. В 1996 г. получил одобрение вариант Закона РФ «Об образовании» и проект закона «Об экологической культуре». С принятием данных законов созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали следующие представления:

  • человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим;

  • человеческая история — часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере;

  • качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями — основа физического и духовного здоровья человека;

  • труд — основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др. (10; 15; 22).

А. А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни (4).

В. А. Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения (21).

Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы (13).

В сущности экологического воспитания две стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.

Формирование основ экологического сознания, как уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности.

Исследователи выделяют следующие особенности процесса экологического воспитания:

  1. ступенчатый характер:

  • формирование экологических представлений,

  • развитие экологического сознания и чувств,

  • формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,

  • выработка навыков и привычек поведения в природе;

  1. длительность;

  2. сложность;

  3. скачкообразность;

  4. активность;

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

  1. развитие экологического сознания;

  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

  3. выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

  4. воспитание устойчивой воли.

В системе экологического образования большое значение имеет первое звено — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

Для дошкольной педагогики экологическое образование — это новое направление, которое появилось в середине 90-х гг. ХХ в. и в настоящий момент проходит этап становления.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

  • экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;

  • обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

В своих работах И. Д. Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии следующих элементов:

  • система знаний о взаимодействии общества и природы;

  • ценностные экологические ориентации;

  • система норм и правил отношения к природе;

  • умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования экологической культуры (22).

Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Задачи экологического образования в ДОУ — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

  • систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;

  • выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Теоретической базой подготовки дошкольников к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен системой занятий по экологическому воспитанию дошкольников и нерегламентированной деятельностью экологической направленности.

Эти экологические знания на протяжении ряда занятий переводятся в убеждения, доказывая тем самым необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют основы экологического сознания.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и пригородных ландшафтов, прекрасных русских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия на природу, экологические трудности.

В содержание экологического воспитания включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Главное в детском труде — радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей.

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание надо уделять эстетическому и нравственному аспектам.

Прекрасное и эстетически возвышенное в отношении к природе неразрывно. Эмоционально-эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги. Они подчеркивают, что без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учетом ее сохранения и защиты. Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.



Похожие:

Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент icon«Роль экспериментов и наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Одна из основных целей экологического воспитания это формирование начал экологической культуры дошкольников
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент icon«Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»
Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент iconПрактикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры»
Цель: создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния через формирование...
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент iconСоциально-нравственный проект Давайте жить дружно!
Цель проекта: формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент iconТеоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса...
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент iconРесурсный центр «Формирование основ экологической культуры дошкольников» создан на базе государственного учреждения образования гуо «Дошкольный центр развития ребёнка г. Мосты»

Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент icon25. формирование экологической культуры населения нижегородской области
Реализация экологического образования является частью гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, поскольку способствует...
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент iconФормирование экологической культуры у младших школьников
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема актуальная. Особое место в решении общей проблемы занимает...
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент iconФормирование экологической культуры средствами иностранного языка
В статье даётся определение «экологического воспитания»; анализируются возможности иностранного языка в формировании экологической...
Н. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент iconКак влияет мусор на наше здоровье. Цель
Цель: развитие экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры; формирование сознательного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты