О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) icon

О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.)



НазваниеО реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.)
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.)

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации считают своей важнейшей задачей создание всех необходимых условий для реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами1.

Работа по обеспечению избирательных прав указанной категории избирателей осуществляется избирательными комиссиями во взаимодействии с общественными организациями инвалидов по трем основным направлениям: получение (уточнение) сведений об избирателях, являющихся инвалидами; информирование инвалидов и их сообществ по вопросам выборов и референдумов; специальное оборудование избирательных участков.

Как показала практика избирательных кампаний, эта работа не дает должного эффекта, так как инвалиды, желающие проголосовать в помещении для голосования, подчас не могут добраться до избирательного участка и там наравне с другими избирателями реализовать свое активное избирательное право.

Принимая во внимание необходимость системного подхода к решению вопроса о создании равных возможностей для участия инвалидов в выборах и референдумах, ЦИК России в преддверии единого дня голосования 10 октября 2010 года инициировала пилотный проект «Дорога на избирательный участок». Проект, отвечающий задачам федеральной целевой программы «Доступная среда», призван выявить проблемы, возникающие в процессе самостоятельного перемещения инвалида от места жительства до избирательного участка, и довести полученную информацию до органов государственной власти, местного самоуправления, соответствующих организаций и предприятий для принятия соответствующих мер.

Особое значение реализация данного проекта приобрела в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации. Во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, общественными организациями инвалидов, молодежными общественными организациями, иными учреждениями и организациями была проделана следующая работа.

^ Составление планов мероприятий по реализации проекта. Указанные планы были приняты всеми избирательными комиссиями, включая территориальные. Ряд избирательных комиссий принимал совместные планы с органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов.

Уточнение количества инвалидов (категории: нарушения опорно-двигательного аппарата, слепые и слабовидящие), особо нуждающихся в дополнительных специальных условиях, мест их реального проживания, наиболее предпочитаемых форм голосования (вне помещения для голосования или на избирательном участке). Указанные сведения предоставлялись органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, общественными организациями инвалидов, региональными отделениями главного бюро медико-социальной экспертизы.

В целях организации информационного обмена, не нарушающего законодательства о защите персональных данных граждан Российской Федерации, в том числе для актуализации и уточнения списков избирателей, Избирательная комиссия Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области 18 октября 2011 года подписали Соглашение о взаимодействии (приложение). Указанное Соглашение позволило территориальным избирательным комиссиям получить сведения об инвалидах (ФИО, адрес), зарегистрированных на территории соответствующих  муниципальных  образований.

Обсуждение соответствующих вопросов на заседаниях, совещаниях, семинарах, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Например, в Тульской области в каждом муниципальном образовании в период избирательных кампаний еженедельно проводились заседания организационных комитетов по вопросам подготовки и проведения выборов. В Калужской области в период избирательной кампании на консультативном совете глав администраций муниципальных образований рассматривались вопросы выполнения поручений губернатора области по обеспечению избирательных участков соответствующими пандусами.

Проведение общественных акций для привлечения внимания к данной проблеме (анонсирование и освещение в периодических изданиях, новостных выпусках радиоэфира, в телерепортажах, в сети Интернет). Например, в Республике Хакасия с 2010 года реализуется республиканская молодежная акция «Важен голос каждого», в Тамбовской области проводились специальные акции «Помоги мне» (2010 – 2011 гг.), «Голосуем на избирательном участке» (2012 г.).

^ Привлечение к проекту представителей общественных организаций инвалидов, территориальных управлений социальной защиты населения и молодежных организаций. Представители указанных организаций участвовали в составлении «паспортов маршрутов». Главным результатом этой работы явилось создание волонтерских отрядов, оказывающих помощь в передвижении инвалидов на избирательный участок и обратно. Такие волонтерские отряды были созданы в республиках Бурятия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Забайкальском, Краснодарском, Пермском краях, Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Костромской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Саратовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и др.

Составление «паспортов маршрутов на избирательный участок», в которых зафиксированы препятствия, возникающие в процессе перемещения избирателя, являющегося инвалидом, от своего жилья до помещения для голосования. Например, в Республике Коми было составлено более 41 000 «паспортов маршрутов», в Республике Северная Осетия – Алания – 20 700, Забайкальском крае – 14 371, Краснодарском крае – 37 045, Пензенской области – 57 589, Челябинской области – 75 097 и т.д.

Анализ и обобщение данных «паспортов маршрутов» для использования в своей работе, а также для направления в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с указанием выявленных недостатков (препятствий).

Анализ представленных избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации материалов по реализации первого этапа пилотного проекта «Дорога на избирательный участок» выявил общие проблемы, характерные в той или иной степени для всех субъектов Российской Федерации: отсутствие в местах проживания инвалидов, как правило, в домах старой постройки, специальных приспособлений (лифты, пандусы, подъемники), плохое качество дорог, отсутствие светофоров со звуковыми сигналами, тактильных указателей, специализированных автотранспортных средств и т.д.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации также сообщили, что в ходе реализации проекта органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления провели следующую работу:

установка пандусов и поручней при выходах/входах зданий, у лестниц;

ремонт и очистка дорог, тротуаров по маршруту следования избирателей, являющихся инвалидами, прилегающих к избирательным участкам территорий;

закрепление специальных мест для стоянки автомобилей инвалидов;

установка дополнительных светофоров, в том числе со звуковым сигналом;

ремонт и установка сетей наружного освещения;

организация автобусного движения к избирательным участкам;

закрепление социальных и медицинских работников за избирательными участками в день выборов;

закрепление специализированного транспорта за избирательными участками для подвоза избирателей, имеющих инвалидность.

^ Например, в Ростовской области было устранено около 2000 недостатков, выявленных в ходе реализации проекта.

Помимо этого, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации сообщили, что многие проблемы, выявленные при составлении «паспортов» маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательный участок, нашли отражение в более чем 360 региональных и местных программах, связанных с реализацией прав инвалидов. В Краснодарском крае и Белгородской области таких программ 25, в Калужской области – 28, Курганской области – 26, Курской области – 44, Ростовской области – 55, Ханты-Мансийском автономном округе – 22.

Интересным является новаторский опыт Избирательной комиссии Тверской области. В рамках проекта на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва была апробирована новая технология – голосовая GPS-навигация. Этот метод ориентировки, с помощью которого слепые люди, пользователи смартфонов и GPS устройств, обрели уникальную возможность ориентироваться в любом месте. На обычный смартфон, на котором была установлена программа озвучения и карта Твери, были заданы координаты избирательного участка и, следуя звуковым указаниям, инвалиды по зрению самостоятельно пришли на избирательный участок и проголосовали.

Некоторые итоги

Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, в том числе проекта «Дорога на избирательный участок» в ходе подготовки и проведения федеральных выборов в 2011–2012 годах, способствовала повышению активности данной категории избирателей.

На выборах Президента Российской Федерации 42 процента избирательных участков в Российской Федерации были оборудованы для голосования избирателей, являющихся инвалидами (для сравнения: на выборах в Государственную Думу – 40 процентов).

Было изготовлено 36 946 трафаретов для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней (из них по Брайлю – 4392), что на 1066 экземпляров больше, чем на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Трафареты использовались на 25 100 избирательных участков, определенных решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, что на 1511 избирательных участков больше, чем на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

На выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва избирателям, являющимся инвалидами по слуху, в местах массового голосования предоставлялись услуги сурдопереводчиков, которые работали на 586 избирательных участках.

На выборах Президента Российской Федерации на 22 480 избирательных участков, определенных решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на информационных стендах размещались материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением азбуки Брайля, что на 4326 избирательных участков больше, чем на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

По данным избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на выборах Президента Российской Федерации в 83 субъектах Российской Федерации проголосовали 5 375 445 избирателей, являющихся инвалидами (7,5 % от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, из них 4,8 % – в помещении для голосования), что на 633 000 больше, чем на выборах депутатов Государственной Думы.

Доля проголосовавших инвалидов на выборах Президента Российской Федерации составила около 45 процентов от общего числа избирателей, являющихся инвалидами, представленного Пенсионным фондом Российской Федерации. Для сравнения: на выборах депутатов Государственной Думы эта цифра составила около 40 процентов.

Для справки: по данным электоральной статистики, на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 году для избирателей, являющихся инвалидами, были оборудованы 470 избирательных участков, на которых проголосовали 23 438 избирателей указанной категории; на выборах Президента Российской Федерации в 2008 году проголосовали в помещениях для голосования 1 407 075 избирателей, являющихся инвалидами, что составляет 1,9 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Проект «Дорога на избирательный участок» является долгосрочным. Его реализация сыграет положительную роль в улучшении качества жизни инвалидов, будет способствовать повышению гарантий их избирательных прав.


 

 

Приложение

 





1 В Российской Федерации 11 966 687 инвалидов обладают активным избирательным правом. Данные представлены в ЦИК России Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 1 января        2012 года в соответствии с под



Похожие:

О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconИнформационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации Введение
Ционно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период подготовки и проведения избирательных кампаний...
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconИнформационно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации Введение
Ционно-разъяснительная деятельность Избирательной комиссии Свердловской области в период подготовки и проведения избирательных кампаний...
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconВсероссийская олимпиада школьников по химии г. Барнаул Центральный район Задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии в 2010/2011 учебном году
Олимпиады проводится образовательной организацией 15 октября по трем возрастным параллелям (9, 10,11 классы) по олимпиадным заданиям,...
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconСхема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области
Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconСхема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области
Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconСхема избирательных округов для проведения выборов депутатов Молодежного парламента Свердловской области
Наименование избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconНаучная работа проходила в 2008-2009 году в 3 этапа: 1) диагностический (сентябрь-октябрь); 2) формирующий (ноябрь март); 3) контрольный (апрель). Задачи диагностического этапа: Выявить отношение учащихся к предмету «Окружающий мир»
...
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconИнформация о выполнении в первом полугодии 2010 года
Невьянском городском округе на 2010 год (далее Программа) принята для решения следующих задач, связанных с осуществлением полномочий...
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconПостановление 29. 10. 2012 №36 ст. Озимая
Российской Федерации, распоряжение м Правительства Российской Федерации от 02. 02. 2010 №102-р; поручением Президента Российской...
О реализации первого этапа пилотного проекта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Дорога на избирательный участок» (октябрь 2010 – март 2012 гг.) iconПостановление 29. 10. 2012 №36 ст. Озимая
Российской Федерации, распоряжение м Правительства Российской Федерации от 02. 02. 2010 №102-р; поручением Президента Российской...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты