|
3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему условий, содержит:
^ В совокупности Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования стержневыми являются требования к кадровым ресурсам ввиду их ключевого значения. Кадровый потенциал начального общего образования составляют:
В МБОУ «Переборская ООШ» на 1 сентября 2011 г. созданы следующие кадровые условия:
Таким образом, в школе имеются все необходимые кадровые условия, кроме учителя-логопеда. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации в количестве 72/108 часов. Директор и завуч по УВР имеют Почётную грамоту Министерства образования Пермского края. Для ведения постоянной методической поддержки педагогов в школе действует методический совет и 4 школьных методических объединения: ШМО учителей начальной школы – руководитель Кобелева О.А.; ШМО классных руководителей – руководитель Михайлова Н.Г.; организатор внеклассной работы, учитель 1 квалификационной категории; ШМФ естественно-математического цикла – руководитель учитель высшей квалификационной категории Лузина О.Г.; ШМФ гуманитарного цикла – руководитель Терентьева О.Ю, учитель 1 квалификационной категории. Большую методическую помощь и постоянное консультирование по вопросам введения ФГОС оказывают: - районные методические объединения учителей начальных классов; - методисты Берёзовского ИМЦ; ^ Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
Достижение планируемых результатов, реализация содержания и организация образовательного процесса, ориентированных на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья возможно только в ситуации создания развивающей образовательной среды. Содержательные характеристики образовательной среды школы определяются теми внутренними задачами, которые школа ставит перед собой. Набором этих задач определяются внешние характеристики образовательной среды. К ним можно отнести:
В МБОУ «Переборская ООШ» уделяется большое внимание психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, в котором участвуют все педагогические работники школы. Каждый работник выполняет свою функцию. Психолого-педагогическое сопровождение организовано на различных уровнях:
Используются различные направления и формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: - профилактическая работа с детьми группы «риска», с детьми стоящими на внутришкольном учёте и учёте ПДН (ответственные – социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора по УВР); - диагностическая работа (ответственные - учитель, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог под руководством администрации школы); - просвещение всех участников образовательного процесса (участвуют все педагогические работники, каждый в своём направлении); - коррекционная и развивающая работа – (ответственные - учитель, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог); - консультирование (проводят все педагогические работники в пределах своей компетенции). ^ опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования осуществляется в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации основной образовательной программы НОО осуществляется на основе нормативного подушевого финансирования. Средства выделяются из областного и районного бюджета. Региональный расчётный подушевой норматив покрывает следующие расходы на год: • оплату труда работников образовательных учреждений с учётом районных коэффициентов к заработной плате, а также отчисления; • расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью); • иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объёма средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определённого в соответствии с региональным расчётным подушевым нормативом, количеством обучающихся и соответствующими поправочными коэффициентами, и отражается в смете образовательного учреждения. Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части и стимулирующей части. Стимулирующая часть фонда оплаты труда школы — 25%. ^ : В МБОУ «Переборской ООШ» имеются следующие материально-технические условия: 10 учебных кабинетов, спортивный зал, мастерская, библиотека, столовая. В настоящее время у нас функционирует: 1 компьютерный класс, оборудованный 9 компьютерами, с подключением к сети Интернет, класс с интерактивной доской; 8 учебных кабинетов оснащены мультимедийными проекторами, включая все кабинеты начальной школы), есть переносной мультимедийный проектор. Всего в школе 28 компьютеров, 24 из них используется в учебных целях. В открытом доступе для учителей и учащихся - принтеры, сканер, копировальная техника – документ - камера. Спортивный зал оснащён необходимым оборудованием и спортивным инвентарём, постоянно идёт обновление спортивного инвентаря. За школой расположена спортивная площадка, мини- футбольное поле, беговая дорожка. Школьная библиотека имеет отдельное помещение, оборудованное компьютером. Фонд библиотеки (учебная литература) насчитывает 3329 экземпляров, выписываются журналы для учащихся, учителей и администрации школы. В школьной библиотеке имеется медиатека по основным учебным предметам. Для качественного проведения воспитательных мероприятий, общешкольных праздников, обобщения передового опыта в школе приобретены: 2 музыкальных центра, фотоаппарат, 2 микрофона. Также обновлены общешкольные стенды. В школе имеется школьная столовая, рассчитанная на 74 посадочных места, имеющая всё необходимое технологическое оборудование для приготовления качественной пищи. Все желающие дети получают горячие обеды. 3.3.5. ФГОС НОО выдвигает ряд требований к Информационно-образовательной среде образовательного учреждения, которая должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. В МБОУ «Переборская ООШ» создана определённая информационно-образовательная среда, которая включает в себя: - наличие технологических средств, компьютеров; - планирование образовательного процесса осуществляется с применением ИКТ на уровне администрации и большинства учителей, использование программного обеспечения по управлению школой; - имеются средства для размещения и сохранения материалов образовательного процесса, копировальная и множительная техника, канцтовары, бумага, фотоаппарат, видеокамера. Материалы хранятся как на бумажных, так и на электронных носителях. С 2008 г. школа имеет свой сайт; - налажена фиксация хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учителя и обучающиеся имеют возможность отправлять свои творческие работы на дистанционные конкурсы; - обеспечен контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (контентная фильтрация) (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); - организовано взаимодействие между участниками образовательного процесса, идёт поиск новых механизмов такого взаимодействия. - организовано взаимодействие школы с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями, главным инструментом такого взаимодействия выступает электронная почта, также проходят совместные семинары по обмену опытом. Средства ИКТ активно применяются в урочной и внеурочной деятельности, при проведении родительских собраний, общешкольных мероприятий; Образовательное учреждение обеспечено учебниками и по некоторым предметам учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью; учебно-методической литературой и материалами по учебным предметам ООП НОО на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Образовательное учреждение имеет доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека образовательного учреждения укомплектована следующими печатными образовательными ресурсами и ЭОР:
Все учащиеся начальных классов на 100 % обеспечены учебными пособиями, а учитель методическими пособиями. ^ В МБОУ «Переборская ООШ» созданы необходимые условия для реализации ООП НОО, но есть ещё не решённые проблемы. Необходимы дальнейшие изменения.
^ Педагогический работник должен знать: - основы государственной политики в сфере образования: основные стратегические направления развития российского образования, современные подходы к оценке качества образования; - правовые и нормативные основы функционирования системы образования: нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса; нормативно-правовое регулирование трудовых отношений в сфере школьного образования; правовые основы государственного контроля и надзора в образовании; - основные достижения, проблемы и тенденции развития профессиональной деятельности, современные подходы к моделированию инновационной деятельности в сфере школьного образования; - систему понятий и представлений, объясняющую значимость и смысл инновационного образования как философско-антропологической категории; - основные подходы, принципы и закономерности организации инновационных процессов в образовательных системах; - психолого-педагогические закономерности проектирования содержания и форм организации учебного процесса в разных возрастах и по отношению к разным учебным предметам и типам образовательных учреждений; - психологические основы образовательной деятельности: обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическая и коммуникативная культура, содержание и способы разрешения конфликтов в образовании; биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, современные подходы и принципы образовательной диагностики; - организационно-управленческие, экономические условия и механизмы функционирования и инновационного развития образовательных систем; -санитарно-гигиенические нормы и правила организации здоровьесберегающего образовательного процесса; - современные компьютерные и программные средства, электронные образовательные ресурсы, социальные сервисы сети Интернет и возможности их использования для решения образовательных задач. Педагогический работник должен уметь: - устанавливать правила собственной педагогической деятельности (нормировать ее) на основе выбора образовательных подходов, педагогических закономерностей и принципов; - различать имеющиеся концепции содержания образования и определять уровень представления содержания образования в конкретных образцах, анализировать содержание образовательных программ, учебников, методических пособий; - различать модели и виды образования; определять специфику свойств системы образования, осуществлять современное учебно-тематическое планирование; - устанавливать взаимосвязи между методами и целями обучения и воспитания, методами и формами организации образовательного процесса, методами и содержанием инновационного образования; - выявлять, анализировать, оценивать и корректировать образовательный процесс на основе различных форм контроля; - анализировать собственную педагогическую деятельность, осуществлять экспертизу образовательных процессов и образовательных продуктов; - различать новшество и нововведение, компоненты инновационной деятельности и этапы инновационного процесса, осуществлять апробацию и внедрение педагогических новшеств; - использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей предметной области научного знания, устанавливать связи с другими предметными областями; - использовать в образовательном процессе современные информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы; - осуществлять взаимодействие с родителями, коллегами и социальными партнерами; - использовать современные методы образовательной диагностики достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение их социализации и профессионального самоопределения. Педагогический работник должен владеть: - основными методами и приемами обучения, воспитания и социализации обучающихся и воспитанников; - современными образовательными технологиями, методами внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс; - приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.); - методами формирования у обучающихся и воспитанников навыков самостоятельной работы, проектных и исследовательских умений, развитие творческих способностей, способами формирования универсальных учебных действий и методикой их оценки и диагностики; - способами проектирования содержания образовательного процесса и организационных форм обучения и воспитания, текущей и итоговой образовательной диагностики и экспертизы результатов и последствий образовательной деятельности. Данные изменения уже внесены в должностные инструкции учителей, теперь необходимо оказать методическое сопровождение выполнения данных требований и осуществлять контроль и коррекцию. ^
^ Система контроля – " важнейший инструмент" управления, роль которого с каждым годом возрастает, особенно в связи с введением ФГОС. Работа по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО. Одним из таких контрольных действий является организация мониторинга за сформированностью условий реализации ООП НОО. Мониторинг позволяет оценить ход выполнения программы, увидеть отклонения от запланированных результатов, внести необходимые коррективы в реализацию программы и в конечном итоге достигнуть необходимые результаты. Поэтому контроль за стоянием системы условий включает в себя следующие направления:
^
|