|
Модель образовательного пространства начальной школы МОУ Поздеевской СОШ. Образовательное учреждение МОУ Поздеевская СОШ, участвующее в апробации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, руководствуется теми материалами, которые предоставляются государственным заказчиком и передаются региональным Центром апробации материалов ФГОС второго поколения. Модель образовательного пространства начальной школы МОУ Поздеевской СОШ разработана рабочей группой в соответствии с целью современного начального образования – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Ожидаемые результат образовательной деятельности начальной школы фиксируется в портрете ее выпускника: 1.Умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками 2. Обладающий основами коммуникативной культурой. 3. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. 4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. 5. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. 6. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. 7. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение. Образовательное пространство начальной школы представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся. Ведущая деятельность младших школьников учебная деятельность, и решение возрастной задачи – формирование умения учиться – происходит в форме урока и внеурочных занятий. В школе реализуется программа обучения, способствующая достижению планируемых результатов ФГОС-2: программа «Школа России».
2.Программа и учебники комплекта обеспечивают граждански – ориентированное образование младших школьников. 3.Комплект обеспечивает глобально – ориентированное образование младших школьников. В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие реализуются два направления деятельности:
Урочному образовательному пространству школы присущи следующие характеристики. Предметное содержание образования, реализуемое через
Полидеятельностный подход к образованию:
В начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.
Многофункциональность образовательного пространства:
Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся»
Обязательно должен быть продуман конечный результат, как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач, как организовать урок, как поставить учебную задачу, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им не достаёт, как сделать, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть “барьер”. Проведение урока требует от учителя ряд умений:
Итоговая самооценка урока включает:
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную. Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
Основные задачи:
^ Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и родители (законные представители) выбирают количество часов и направления деятельности, которыми будет заниматься ребенок. Для решения поставленных задач в МОУ Поздеевской СОШ внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, учителя-предметники –технологии, музыки, ИЗО, соц.педагог). МОУ Поздеевская СОШ стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, не только прочитал и рассказал о свойствах воды, но и приобрел некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность представляет вода. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность. Принципиальным отличием образовательного пространства начальной школы является сохранение преемственности детский сад – начальная школа – основная школа. Для этого в школе организовано разновозрастное сотрудничество как между классами начальной школы, так и между классами начальной и основной школ. Преемственность также обеспечивает и событийный переход классов начальной школы в основную:
Образовательное пространство начальной школы связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:
Учащиеся начальной школы посещают занятия в музыкальной школе. В течение года эти ребята принимают участие в школьных мероприятиях. Таких как «День матери», «Новогодний утренник», «Ученик года».
Учителя начальных классов ведут тесное сотрудничество с воспитателями детского сада. В целях знакомства с будущими первоклассниками учителя посещают занятия в детском саду. Воспитатели также приглашаются на уроки в 1 класс в период адаптации их выпускников в школе. Проводятся семинары, круглые столы.
Ребята с удовольствием посещают кружки, принимают участие в сельских и районных мероприятиях. За участие в различных конкурсах дети отмечены грамотами. Опыт внедрения ФГОС позволил сделать вывод о том, что наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом – в классе сложилась доброжелательные взаимоотношения. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение. Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, концептуальные идеи, прописанные в материалах « Пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения»,актуальны и востребованы современной образовательной системой. |