Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош icon

Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош



НазваниеМодель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Модель образовательного пространства

начальной школы МОУ Поздеевской СОШ.

Образовательное учреждение МОУ Поздеевская СОШ, участвующее в апробации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, руководствуется теми материалами, которые предоставляются государственным заказчиком и передаются региональным Центром апробации материалов ФГОС второго поколения.

Модель образовательного пространства начальной школы МОУ Поздеевской СОШ разработана рабочей группой в соответствии с целью современного начального образования – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Ожидаемые результат образовательной деятельности начальной школы фиксируется в портрете ее выпускника:

1.Умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками

2. Обладающий основами коммуникативной культурой.

3. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

5. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

6. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

7. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение.

Образовательное пространство начальной школы представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся.

Ведущая деятельность младших школьников учебная деятельность, и решение возрастной задачи – формирование умения учиться – происходит в форме урока и внеурочных занятий.

В школе реализуется программа обучения, способствующая достижению планируемых результатов ФГОС-2: программа «Школа России».

  1. Учебно–методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно - развивающее образование младших школьников.

2.Программа и учебники комплекта обеспечивают граждански – ориентированное образование младших школьников.

3.Комплект обеспечивает глобально – ориентированное образование младших школьников.

В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие реализуются два направления деятельности:

  • учебная деятельность

  • учебно-исследовательская деятельность;

Урочному образовательному пространству школы присущи следующие характеристики.

Предметное содержание образования, реализуемое через

  • основные способы действия;

  • систему предметных знаний и умений;

  • работу с текстом;

  • учебное сотрудничество;

  • контрольно-оценочные действия младших школьников.

Полидеятельностный подход к образованию:

  • игровая деятельность как основной опыт младшего школьника (первый класс);

В начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

  • Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.

Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

С целью изучения интересов детей было проведено анкетирование. Выяснилось, что 8 человек интересуются миром растений, 8 человек – миром животных, остальным интересен космос, история. Учитывая интересы детей, были выполнены проекты: «Знакомые незнакомцы», «Как помочь птицам зимой?», «Цветок для мамы».

Выполненные проекты расширили знания учащихся в различных областях наук.



Многофункциональность образовательного пространства:

  • урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся»

  • Знакомство с новым знанием предполагает выяснить, с какими понятиями оно будет связано, что учащиеся уже могут знать об этом понятии, какие признаки понятия должны быть в центре, внимания и на какие смежные, знания и умения в ходе работы следует опереться. Далее учитель планирует, какие учебные действия необходимы для освоения материала, какие трудности должны быть преодолены? Важно, обратившись к учебнику, подумать, какие способы организации учебной работы, виды заданий можно использовать на уроке.

  • любого

Обязательно должен быть продуман конечный результат, как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач, как организовать урок, как поставить учебную задачу, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им не достаёт, как сделать, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть “барьер”.

Проведение урока требует от учителя ряд умений:

  • умение организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока;

  • умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

  • умение контролировать ход работы, т.е., сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы.

Итоговая самооценка урока включает:

  • решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;

  • анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;

  • внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

  • учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;

  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • изменение учебного плана начальной школы;

  • разработка Положения о внеурочной деятельности;

  • составление перечня программ внеурочной деятельности;

  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;

  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

  • составление расписания внеучебной деятельности учащихся 1 класса.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • оказание помощи в поисках «себя»;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

  • расширение рамок общения с социумом.

^ Описание модели

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и родители (законные представители) выбирают количество часов и направления деятельности, которыми будет заниматься ребенок.

Для решения поставленных задач в МОУ Поздеевской СОШ внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:

  • художественно-эстетическое («Музыка и движение», «Фантазия» ) - с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. Педагоги осуществляют свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.

  • научно-познавательное («Детская риторика», «Штриховка и развитие речи») Педагоги на занятиях учат видеть красоту в человеке, обществе, природе и, наоборот, видеть, оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни.


  • на занятиях «Солнечная страна детства» (психология общения) у учащихся формируются умения общаться со сверстниками, находить выход их проблемных ситуаций.
    Активизации деятельности младших школьников во внеурочных занятиях способствует разнообразие форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, учителя-предметники –технологии, музыки, ИЗО, соц.педагог).

МОУ Поздеевская СОШ стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, не только прочитал и рассказал о свойствах воды, но и приобрел некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность представляет вода. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Принципиальным отличием образовательного пространства начальной школы является сохранение преемственности детский сад – начальная школа – основная школа.

Для этого в школе организовано разновозрастное сотрудничество как между классами начальной школы, так и между классами начальной и основной школ.

Преемственность также обеспечивает и событийный переход классов начальной школы в основную:

  • Интеллектуальные каникулы.

  • Общешкольные праздники и традиции.

Образовательное пространство начальной школы связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

  1. Музыкальной школой.

Учащиеся начальной школы посещают занятия в музыкальной школе. В течение года эти ребята принимают участие в школьных мероприятиях. Таких как «День матери», «Новогодний утренник», «Ученик года».

  1. ^ Детский сад «Солнышко».

Учителя начальных классов ведут тесное сотрудничество с воспитателями детского сада. В целях знакомства с будущими первоклассниками учителя посещают занятия в детском саду. Воспитатели также приглашаются на уроки в 1 класс в период адаптации их выпускников в школе. Проводятся семинары, круглые столы.


  1. ^ Дом культуры.

Ребята с удовольствием посещают кружки, принимают участие в сельских и районных мероприятиях. За участие в различных конкурсах дети отмечены грамотами.

Опыт внедрения ФГОС   позволил сделать вывод о том, что наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами  и друг с другом – в классе сложилась доброжелательные взаимоотношения. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся  рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение. Опыт внедрения ФГОС   показывает, что, в целом, концептуальные идеи, прописанные в   материалах « Пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения»,актуальны и востребованы современной образовательной системой.







Похожие:

Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconПрограмма опытно экспериментальной деятельности моу «Завьяловская сош№1 Завьяловского района»
Моу «Завьяловская сош№1 Завьяловского района» в условиях апробации механизма введения Федерального государственного образовательного...
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconПлан самообразования учителя начальных классов маоу сош «Земля родная» Горчаковой Галины Михайловны на 2012 2013 учебный год
Тема работы мо: «Организация образовательного пространства начальной школы в условиях внедрения фгос второго поколения»
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconПлан самообразования учителя начальных классов маоу сош «Земля родная» Онофрийчук Людмилы Алексеевны на 2011 2012 учебный год
Тема работы мо: «Организация образовательного пространства начальной школы в условиях внедрения фгос второго поколения»
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconМодель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях введения фгос
Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной...
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconПлан реализации мероприятий по модернизации общего образования в моу чулковская сош №20 в 2011 году
Внесение изменений в Критерии и показатели качества и результативности труда учителей начальной школы моу чулковской сош №20
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconПояснительная записка к учебному плану 1 класса начальной ступени общего образования моу «Такталачукская сош»
В 2011-2012 учебном году моу «Такталачукская сош» принимает за основу Базисный учебный план начального общего образования (вариант...
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconМодель организации образовательного процесса, обеспечивающей вариативность внеурочной деятельности обучающихся в моу сош №4 г. Бодайбо

Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconАнализ работы учителей начальной школы моу сош №22 за 2011 2012 учебный год
В 2011 – 2012 учебном году в состав методического объединения учителей начальных классов моу сош №22 входит 10 педагогов
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconТема: «Формирование компетенций учителя и учащихся, как средство повышения качества образования». Цель
...
Модель образовательного пространства начальной школы моу поздеевской сош iconУчебно – методическая работа моу сош №1 2009 – 2010 учебный год заместитель директора моу сош№1 Неводова Наталья Геннадьевна
Создание единого информационного пространства и регулирование информационных потоков управленческой и научно-методической документации,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты