Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку icon

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку



НазваниеРабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Русский язык (4 класс)


Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.


^ Цели, задачи

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи:

  • - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку;

  • - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

  • - формирование чувства языка;

  • - воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою речь;

  • - сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.



^ Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему в МОУ СОШ № 22 учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в 4 классе в объеме 170 часов (5 ч. в неделю). Основные темы дополнены темами НРК.
В соответствии с этим реализуется: авторская программа Бунеев Р.Н., Бунеева О.В., Пронина О.В. Русский язык, 2009.


^ Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускники начальной школы, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:

должны знать:

  • звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;

  • лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;

  • признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;

  • признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;

должны уметь:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;

  • писать подробное изложение доступного текста; писать сочинение о себе на заданную тему.

Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:

  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;

  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.


^ Учебно-тематический план


Содержательные линии


Примерная основная образовательная программа НОО

^ Рабочие программы по классам

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Всего

Обучение грамоте

207 (115 +92)

115

-

-

-

115

Систематический курс

560

50

170

170

170

560

Виды речевой деятельности

(в т.ч. в разделе «Повторение»)

135 – 130 (40 ч. при обучении грамоте)

-

22

21

52

(9)

95

Фонетика и графика

(в т.ч. в разделе «Повторение»)

135 -130

36

24

51

-

(19)

130

Лексика

Интегрировано во всех разделах курса




Состав слова

(в т.ч. в разделе «Повторение»)

105-110

2

73

26

4

(1)

105

Морфология:

имя существительное

имя прилагательное

глагол

местоимение

повторение

160 - 170

2

45

47

15

11

13

6

-

66

26

8

30

-

2

160

Синтаксис и пунктуация

(в т.ч. в разделе «Повторение»)

70 - 65

10

7

25

28

(4)

70

Резерв

10%

-

-

-

-

-

Итого

675

165

170

170

170

675


Педагогические технологии, методы и средства обучения:


Педагогические технологии

Методы обучения

Средства обучения

Технология оценивания учебных успехов

Учебная дискуссия

Речь; схемы; таблицы

Элементы проектного обучения

Работа с книгой

Демонстрационный материал

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Практический

Тесты; контрольные тетради

Элементы модульного обучения

Упражнения

Технические средства



^ Учебно-тематический план (4 класс)


п/п

Тема

Кол-во часов

Проверочные работы

Контрольные работы

Развитие речи

НРК

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником

1













2

Повторение

15




Входная контр. работа

Контр. списывание

Изложение «Золотой рубль»




3

^ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ

Простое предложение с однородными членами

40


16

Пров. работа № 1

«Простое предложение с однородными членами»


Диктант № 1

«Простое предложение с однородными членами»

Обучающее изложение «Что я люблю»

Сочинение «Что я люблю»

Сочинение-рассуждение «За что я люблю свой город»

4

Сложное предложение с союзами И, А, НО

11

Пров. работа № 2

«Сложное предложение с союзами И, А, Но»

Диктант № 2 «Сложное предложение с союзами А, НО, И»

Контр. словарный диктант

Составление устного рассказа по плану

Обучающее изложение «Субботний вечер у нас дома»

Изложение-повествование на основе слухового восприятия по самостоятельно составленному плану.

5

Предложения с прямой речью

13




Контр. диктант № 3

«Предложения с прямой речью»

Сочинение «Что сказала мама»

Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

Влияние условий Крайнего Севера на здоровье человека

6

^ СЛОВО. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Что мы знаем об имени существительном

40


4







Составление устного рассказа

Сочинение-миниатюра «Вид из окна»




7

Изменение имён существительных по падежам

12

Пров. работа № 3 «Падеж имён существительных»

Административная контрольная работа

Административная контрольная работа

Составление устного рассказа «Что я знаю

об изменении имен существительных

по падежам»

Написание заметки в газету «Вечерний Мурманск» на тему «Новости нашего городка»

8

Три склонения имён существительных

5







Обучающее изложение «Пальчики оближешь»




9

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

7

Пров. работа № 4 «Склонение имён существительных»

Диктант№4 «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»







10

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

12

Пров. работа № 5 «Правописание безударных падежных окончаний»

Диктант № 5 «Имя существительное»

Тест «Имя существительное»

Устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имён существительных»

Обучающее изложение «Первая газета»




11

^ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Что мы знаем об имени прилагательном

18

4







Сочинение-описание «Прогулка»




12

Словоизменение имён прилагательных

3













13

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

11

Пров. работа № 6 «Имя прилагательное»

Контр. словарный диктант

Тест «Имя прилагательное»

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное

Обучающее изложение «Первое путешествие»

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

Обучающее изложение «Первое путешествие» Возникновение морских промыслов на Кольской земле

Народные игры народов Севера

14

ГЛАГОЛ

Что мы знаем о глаголе

37

5













15

Словоизменение глаголов

2













16

Правописание безударных личных окончаний глаголов

18




Диктант № 7 «Личные окончания глаголов»

Контр. списывание

Сочинение по картинкам.

Обучающее изложение «Первые школы»




17

Разбор глагола по составу

12

Пров. работа № 7 «Глагол»

Контр. словарный диктант

Контр. диктант № 8

«Глагол»

Тест «Глагол»

Сочинение с использованием глаголов

Сочинение «День моей мамы»




18

ПОВТОРЕНИЕ

19




Годовая контрольная работа

Итоговый тест

Контр. списывание

Изложение «Странный дуэт»

Сочинение по наблюдениям «Весенний день в городе»




Итого:

170

7

Диктантов – 8

Контр. словарных

диктантов – 3

Списываний -3

Тестов – 4

Контр. работ - 3

Творческих работ - 26

7

^ Календарно - тематическое планирование (4 класс)





п/п


Тема урока


Кол-во

часов


Тип урока


Элементы

содержания


Требования к уровню

подготовки

обучающихся


Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания


Домашнее
задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

1

Урок объяснения нового материала

Письмо авторов учебника; повторение фонетики



 

 

с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова»



 

^ Раздел 1. Повторение (15 часов)

2

Повторение фонетики и графики

1

Урок повторения изученного

Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация

Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова;

Текущий контроль (устный опрос)

Расширение словарного запаса

№ 6, 7 (дидактический материал)

 



3

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

Урок повторения изученного

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов

Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных)

Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках

№ 13, 14 (дидактический материал)

 





Похожие:

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconПрограмма по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconПрограмма по русскому языку 4 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconРабочая программа курса разработана в соответствии с программой «Русский язык»
Н. Ф. Виноградова (авторы Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. М.: Вентана – Граф, 2008), примерной программой начального общего образования...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconРусскийязы к пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку умк «система л. В. Занкова»
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconПрограмма по предмету «Русский язык» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 2 класса
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 3 класса (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова) Составила
«Русский язык» для 3 класса разработаны на основе примерной программы по русскому языку в рамках фгос, авторской программы Поляковой...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе программы основного общего образования по русскому языку М. Т баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты