Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны icon

Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны



НазваниеПрограмма профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида

«Большеулуйский детский сад №1»


Программа профессионального развития

старшего воспитателя

Засыпкиной Елены Анатольевны


Методическая тема:

«Психолого-педагогическое сопровождение

педагогов ДОУ

в рамках реализации ФГТ»


на 2011-2014 гг.


с.Большой Улуй

Пояснительная записка

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.

Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, О.М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. Так, с высшим образованием работают 8 педагогов, со средним педагогическим образованием – 6, обучаются в педагогическом колледже - 4 Высшая категория у 2 педагогов, первая категория – у 6, вторая категория у 2, 8 педагогов не имеют пока категории. Семь педагогов работает более 20 лет, четверо менее 3 лет, только начинают свой путь в педагогике, не имея опыта. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, тестирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.

^ Всё это позволило сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ.

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов (67%) к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.

4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.

5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Это касается, например, тех педагогов, которые привыкли считать, что изобразительная деятельность – это формирование умений и навыков. Им будет непросто перестроиться на образовательную область «Художественное творчество», задачи которой, прежде всего, направлены на развитие творчества детей.

6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока. Далее игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.

7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация» и области «Труд». При реализации образовательной области «Безопасность» возникают непонимания с формированием гендерной принадлежности, которую часто сводят к поло-ролевому воспитанию.

8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

9. Опрос в форме анкетирования показал, что только 37% педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:

– пассивные формы проявления;

– активные формы проявления;

– негативное отношение, стремление защититься от нововведений.

Поэтому просто необходимо повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, их профессиональной компетентности в условиях внедрения и реализации ФГТ.

Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

^ Целью психолого-педагогического сопровождения для меня является создание социально-психологических, нормативно-правовых, информационных, организационно-методических, кадровых условий для развития личности педагогов в условиях реализации ФГТ.

Задачи:

– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

– оказать помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.



Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Педагогическая проблема

Тема самообразования, источник

Способ представления результатов




Засыпкина Елена Анатольевна старший воспитатель


Внедрение ФГТ в образовательный процесс ДОУ.
^

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ

в рамках реализации ФГТ


Литература: материалы Министерства образования РФ., профессиональные журналы, методические материалы по внедрению ФГТ в ДОУ.

^ Сеть Интернет.


Открытый показ на районном семинаре форм детской образовательной деятельности как результата интеграции образовательных областей и восьми видов детской деятельности Май 2013


^ Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГТ организуется в несколько этапов:

–на подготовительном этапе основными задачами являются: изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды;

– практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь;

– на обобщающем этапе основная работа будет заключаться в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы, по которым наработан интересный опыт, и им можно поделиться с коллегами.

^ С опорой на результаты мониторинга мной выделено несколько направлений психолого-педагогического сопровождения:

1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГТ, знакомство со спецификой реализации ФГТ в ДОУ.

2. Актуализацию интереса к ФГТ и мотивационную готовность воспитателей ДОУ. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности, она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели.

3. Направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий.

4. Организация профессионального общения педагогов через Интернет, участие в работе районных методических мероприятий.

5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОУ по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.


Инновационные направления методической работы



  • маркетинговое: изучение спроса педагогов

  • информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;  

  • социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;

  • научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

  • психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов

  • управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива



^ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ


Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат


2011/2012


Изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования, ознакомление и изучение приказа № 655, СанПинов

Сентябрь

Пакет документов, регламентирующих деятельность ДОУ по переходу на ФГТ

Провести анализ содержания, разделов программы «Истоки» на соотнесение его с образовательными областями, выделенными в приказе № 655

Сентябрь

Протокол совещания педагогов

Помощь педагогам при составлении программ по самообразованию

Сентябрь-октябрь

Программы по самообразованию педагогов

Проанализировать программно-методическое обеспечение и использование парциальных программ

Октябрь

Справка

Провести анализ развивающей среды в ДОУ

Октябрь

Справка по результатам проведения смотра-конкурса «Готовность групп к новому учебному году»

Разработать ООП в соответствии с ФГТ

В течение года

ООП

Создание в методическом кабинете информационного пространства, в котором сосредоточены материалы по ФГТ

В течение года

Создано информационное пространство

Пройти курсы повышения квалификации по разработке ООП

Февраль

Удостоверение

Изучить способы организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов

Апрель

Протокол совещания педагогов




Организовать цикл отчетных мероприятий по самообразованию

Май

Конспекты мероприятий

Фотодневник

2012/2013

Разработать недельный план НОД в соответствии с ФГТ

Август

Недельный план НОД

Корректировка программ по самообразованию педагогов

Сентябрь

Программы по самообразованию

Тестирование педагогов на выявление уровня знаний ФГТ

Сентябрь

Справка по результатам тестирования

Разработать план организационно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса МБДОУ

Сентябрь

План организационно-методического сопровождения

Тематический контроль «Внедрение комплексно-тематического планирования в практику педагогов»

Октябрь

Справка по результатам контроля

Педагогический совет «Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса»

Ноябрь

Протокол педсовета

Разработать и утвердить Положение о временной ПТГ по внедрению ФГТ к структуре ООП дошкольного образования

Октябрь

Положение о временной ПТГ

Организовать проблемно-творческую группу по разработке комплексно-тематического планирования

Октябрь

Рабочие материалы

Семинар «Планирование воспитательно-образовательной работы». Разработать и апробировать структуру плана воспитательно-образовательного процесса в группах

Октябрь

Структура плана

Принять участие в районном семинаре «Интеграция образовательных областей»

Ноябрь

Протокол семинара

Рабочие материалы

Консультирование педагогов по возникшим вопросам и проблемам

В течение года

Журнал консультаций

Составить план открытых просмотров педагогов

Октябрь

План открытых просмотров

Семинар-практикум «Нетрадиционные техники в художественном творчестве»

Март

Рабочие материалы

Всем педагогам провести открытые просмотры в условиях реализации ФГТ

2 полугодие

Конспекты просмотров

Протоколы обсуждений

Семинар-практикум «Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГТ»

Апрель

Рабочие материалы

Презентации педагогов по итогам самообразования

Май

Конспекты презентаций

Электронные презентации

Круглый стол с педагогами МБДОУ «Эффективность работы ПТГ»

Май

Протокол

Рабочие материалы

2013/2014

Привлечение педагогов к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.

В течение года

Конспекты

Помощь педагогам в оформлении результатов самообразования

2 полугодие

Планы по самообразованию

Изготовить игры и методические пособия;



В течение года

Игры и пособия

Разработать советы, рекомендации, буклеты по проведению воспитательно-образовательной работы

В течение года

Рекомендации, буклеты, памятки

Организовать открытые просмотры педагогов с последующим обсуждением результатов педагогической деятельности

В течение года

Конспекты просмотров

Организовать выставки работ детей или педагогов по теме самообразования;

2 полугодие

Фотографии

Оформить передовой педагогический опыт педагогов

Май

Папка с материалами ОПОР

Выступление по итогам работы и обмену опытом



Май

Текст выступления

Самоанализ деятельности

Июнь

Самоанализ



Получение новой информации помогает нашим педагогам  решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной  подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. 

^ Формы самообразования педагогов

  1. Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

  2.  Коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МБДОУ.

Условия профессионального роста

  1. Самообразовательная  работа над рефератом по теме

  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

  3. Обзор в Интернете информации по теме

  4. Посещение семинаров,  конференций, занятий коллег.

  5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

  6.  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

  7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

  8. Изучение информационно-компьютерных технологий.

  9.  Общение с коллегами в МБДОУ, Большеулуйском районе и в Интернете.

  10. Участие в конкурсах в Интернете.

  11. Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете


Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения:


  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно-методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня.


Результативность этапов работы по самообразованию:

  • 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).


Имеющийся опыт сопровождения деятельности педагогов даёт возможность наметить новые перспективы дальнейшей работы по оказанию помощи педагогам в прогнозировании изменений и тех проблем, с которыми они могут столкнуться в будущем:

– обеспечение мониторингового характера контроля, развития участников педагогического процесса;

– оказание помощи педагогам в повышении квалификации; осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций – обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;

– сохранение высокого уровня работы учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.





Похожие:

Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconПрограмма профессионального развития воспитателя на период с 2011 по 2013 г г. Автор: воспитатель мбу нош №65 сп д/с «Клубничка»
...
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconР п. Первомайский Тамбовской области Самоанализ учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны 2010 Программа
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего...
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны icon«Технология управленческой деятельности старшего воспитателя доу в условиях модернизации российского образования» Содержание
Практический анализ управленческой деятельности старшего воспитателя доу 25
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconСерия: "Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск". Содержание выпуска №3, 2010 год "Формирование групп кратковременного пребывания"
План обеспечения развития и функционирования гкп на бюджетной и внебюджетной основе
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconОписание опыта работы в качестве учителя физической культуры Прокофьевой Елены Анатольевны гбоу оош №12 пос. Шмидта г о. Новокуйбышевск
«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconПрограмма внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников
Большие возможности для проведения этой работы имеются у воспитателя гпд, учителя, воспитателя. Осуществляя духовно-нравственное...
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconПрограмма факультативного курса «Умники и умницы»
...
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconРоль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках
А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность...
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconМастер-класс воспитателя мк доу «Детский сад комбинированного вида №25» аго лабутиной Елены Владимировны
Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и с взрослыми. Это и определило тематику моей работы с детьми...
Программа профессионального развития старшего воспитателя Засыпкиной Елены Анатольевны iconМониторинг это
Тестовые задания для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение соответствия занимаемой должности...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты