|
Методическая система учителя « Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов» Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Речь идет о навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность позволяет достигать поставленной цели. Таким образом, включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью:
Целью моей работы стало:
Задачи:
В своей работе я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Темы проектов связывала с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. В связи с этим до начала организации проектно-исследовательской деятельности в ходе анкетирования или индивидуальной беседы выявляются области интересов детей. За 5 лет работы были реализованы различные научно-исследовательские проекты естественнонаучного и гуманитарного циклов. Естественнонаучные:
Гуманитарные:
Метод проектно-исследовательской деятельности можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. С учетом возрастных особенностей, изучив культурно-исторические аналоги и обобщив собственный опыт, можно выделить этапы проекта, деятельность учителя и учащегося на каждом этапе, формы, средства и методы. Элементы проектно-исследовательской деятельности я использую на уроках, но основная работа проводится во внеурочной работе. Хочу остановиться на каждом этапе. ^ Проектно-исследовательскую деятельность я начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Для эффективного развития элементов проектной деятельности учащихся в рамках традиционных учебных занятий необходимо использовать:
После того, как основы проектной деятельности сформированы, я помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу. На этом этапе формируются метапредметные умения ( поиск необходимой информации, фактов, умение их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Выбор цели, тема, гипотеза, задачи появляются после проявленного интереса например: Однажды Карина рассказала мне о том, что этим летом она познакомилась с девочкой, которая приехала из Воркуты. Чтобы добраться до нас, им пришлось ехать на поезде четыре дня. Семилетнюю девочку очень удивило, что люди едут в такую даль, чтобы искупаться в море. Но мама девочки сказала , что приехали они сюда не только ради удовольствия, но и для того, что бы поправить своё здоровье. Как может лечить море? Что в нём полезного? Из этого детского вопроса и возник Проект «Черное море – жемчужина России». ^ При разработке проекта учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели (дорожную карту), отвечая на поставленные вопросы: - в каких источниках можно найти информацию - к кому обратиться за дополнительными знаниями - какое оборудование использовать ^ При исследовании темы «Здоровье на крыльях пчелы» Кузьмина Валя посещала пчеловодов, была на пасеке, общалась с продавцами меда на рынке. В том же проекте источниками были как литература, Интернет, так и информация от пчеловодов, а также посещение ботанического музея в Москве. Для микроисследований используется различное оборудования при помощи учителя химии и биологии. Проводим различные опыты для определения качества меда на наличие примесей, определеляем бактерицидные свойств меда; на весах из кабинета химии определяем количество соли в 1 л морской воды, используем микроскоп из кабинета биологии, чтобы рассмотреть личинки бабочек. Воспитательный потенциал исследовательских проектов очень велик. Например, при написании проекта «Культурно-исторические корни понтийских греков» ребятами была проделана титаническая работа по сбору материала, они иначе стали относиться к людям старшего поколения, когда узнали, какие тяготы жизни пришлось им пережить во время репрессий, стали ценить исторические корни представителей различных национальностей (воспитание толерантности) и т.д. Учащиеся стали бережнее относиться к окружающей нас природе, окружающему их миру. В ходе исследования проекта учителю необходимо постоянно активизировать интерес ребенка. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Очень важно, чтобы у юного исследователя была возможность рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, на родительском собрании. А также, чтобы помочь ребенку проанализировать полученные промежуточные результаты для дальнейшего продвижения. Нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен. ^ На данном этапе деятельность учителя заключается в помощи учащимся подготовиться к публичной презентации своего проекта. Ребята готовят презентации. Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, сбор лекарственных трав и т.д. При этом дети приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После выступления важно отрефлексировать полученный опыт. Ведь после презентации ребята с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга. Также очень популярны просмотры видеозаписей презентаций, чтобы у докладчика была возможность посмотреть на себя со стороны. Мои учащиеся презентуют свои проекты в классе, затем среди учащихся среднего звена в рамках предметов, к которым можно отнести практическую значимость данного проекта (например, проект «Создание интерактивной карты Кавказского биосферного заповедника и заказников Краснодарского края» был интересен как на уроках географии, так и на уроках кубановедения). После выступлений в школе ребята успешно выступают в исследовательских конкурсах на муниципальном, краевом и федеральном уровнях. ^ Эффективность представленной методической системы подтверждается: 1. Увеличением количества учащихся, включенных в проектную деятельность (если во 2 классе это был один ребенок, то в 4 – уже 12 чел.) 2. Конкретными достижениями. Каждый год мои воспитанниками становятся победителями и призерами муниципального и регионального конкурса исследовательских проектов младших школьников «Я-исследователь», а в апреле 2009 года даже стали призерами Российского этапа этого конкурса. Хочется сказать о последних победах: в декабре 2012 года Амирян Артур стал призером Х Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в Москве. 3. Тиражируемость данной методической системы среди педагогов города уже начала приносить свои плоды: увеличилось количество участников муниципального этапа конкурса «Я-исследователь», количество победителей на региональном этапе. Я думаю, что в этих победах есть и мой вклад, потому что я являлась консультантом многих проектов. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Свою речь мне хочется закончить словами Коллингса " В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за учителем…» ". Дополнения Ожидаемые результаты от реализации методической системы:
Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:
^ В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
Для меня примерными критериями оценки проектной деятельности являются: 1.самостоятельность работы над проектом; 2.актуальность и значимость темы; 3.полнота раскрытия темы; 4.оригинальность решения проблемы; 5.артистизм и выразительность выступления; 6.то, как раскрыто содержание проекта в презентации; 7.использование средств наглядности, технических средств |