Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск icon

Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск



НазваниеИзучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ


С.Ю. Третьякова

Россия, г. Борисоглебск


Как показывает школьная практика, произведения, недавно вошедшие в наш литературный обиход, вызывают живой интерес старшеклассников, рождают непосредственный отклик, требуют вдумчивого осмысления и анализа. Поддержать, закрепить, развить этот интерес в устойчивую читательскую позицию - одна из главных задач учителя. Но где взять учебное время на изучение современных произведений? Решить эту проблему помогают элективные учебные предметы по литературе.

Мною составлена программа элективного учебного предмета для учащихся 11 класса « Русская литература конца ХХ начала ХХI века». Хронологические рамки изучаемой литературы – 1985- 2007 годы.

Задачи предмета:

  • изучение современного литературного процесса ;

  • углубление знаний по теории литературы, овладение литературоведческими категориями, в которых осмысливается современная художественная литература;

  • формирование навыков литературно-критической работы;

  • развитие навыков работы со справочной литературой.

В современной литературе сосуществуют три художественных метода: реализм, модернизм, постмодернизм. Именно художественный метод был взят за основу при характеристике произведений современной литературы.

Предполагается проведение занятий различных форм: лекций, семинаров, практикумов, читательских конференций, творческих мастерских.

Большое количество семинарских и практических занятий способствует формированию умений выбирать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения.

Курс рассчитан на 34 часа.

^ Содержание тем занятий.

Тема 1: «Современный литературный процесс» ( 2 часа).

Общая характеристика литературного процесса конца ХХ начала ХХI века. Художественный метод. Судьба реализма в современных условиях. Религиозная проза. Художественная публицистика. Женская проза. Понятие о модернизме и постмодернизме. Условно-метафорическая проза. Иронический авангард. Современная драматургия. Современная поэзия. Литература ХХI века.

^ Тема 2: «Судьба реализма в условиях современной жизни» ( 1 час).

Современные дискуссии о реализме.

Тема 3: «Религиозная проза» (2 часа).

Общая характеристика религиозной прозы. Особый тип героя. В. Алфеева «Джвари», О.Николаева «Инвалид детства», А.Варламов «Рождение»,

Ф. Горенштейн «Псалом». «Роман-миссия».

^ Тема 4: «Художественная публицистика» ( 2 часа).

Общая характеристика художественной публицистики. Рассказ Б. Екимова «Фетисыч».

Тема 5: «Женская проза» ( 3 часа).

Общая характеристика и особенности женской прозы. Людмила Улицкая. Обзор романа «Казус Кукоцкого». Людмила Петрушевская «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Экзистенциональная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. Произведения В.Токаревой, Л. Улицкой , М.Вишневецкой и др. (по выбору учащихся).

^ Тема 6: «Неореализм» (2 часа).

Общая характеристика неореализма. О. Павлов – теоретик неореализма. Рассказ «Конец света». Произведения О. Павлова, С.Василенко, В.Отрошенко и др. (по выбору учащихся).

^ Тема 7: «Натурализм»( 2часа).

Общая характеристика натурализма и его представители. Пространство социального зла в произведениях натуралистов. Армейская тема. Произведения О.Ермакова, С.Дышева , Ю. Полякова и др. (по выбору учащихся)

^ Тема 8: «Модернизм» ( 5 часов).

Общая характеристика модернизма. Особенности русского модернизма. Условно-метафорическая литература. Т. Толстая. Роман «Кысь». Общий обзор. Рассказ «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе. Иронический авангард. С. Довлатов «Номенклатурные полуботники». Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С Довлатова. Искусство Довлатова-рассказчика. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказа. Произведения Л.Латынина , С.Довлатова, Е.Попова, М.Веллера и др. (по выбору).

^ Тема 9: «Постмодернизм» ( 5 часов).

Постмодернизм как художественный метод современной литературы. Симулякр. Тотальная цитатность (интертекстуальность, центонность). использование приемов коллажа. Соц-арт. Концептуализм. Фэнтези. Ремейк. Сюрреализм. Произведения В.Нарбиковой , В. Пелевина, В.Сорокина , Ю.Мамлеева, Б. Акунина и др. (по выбору). В. Ерофеев. «Москва- Петушки». Автор и герой, речевой портрет героя. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Сюжет поэмы: ассоциативно –лирический способ связи фрагментов. В.Маканин «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Роман Б. Акунина «Коронация». Исторический фон и условно-литературная реальность в романе. Трансформация сюжетной схемы детектива в романе «Коронация». Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.). Литературная критика о романе «Коронация».

^ Тема 10: «Современная драматургия» ( 1 час).

Позиции постмодерна в современной драматургии. Пьесы Н.Садур,

Е. Гришковца , Л. Петрушевской и др. (по выбору учащихся).

^ Тема 11: «Современная поэзия» ( 3 час).

Реализм и постреализм в современной поэзии. Концептуализм. Метареализм. Поэзия иронистов. Поэзия «куртуазных маньеристов». Поэзия Н.Горлановой, И.Евса, О.Николаевой , Т.Бека, Д.Пригова, О.Седаковой, И.Жданова, И.Иртеньева, В.Вишневского, В.Степанцова, В.Пеленягрэ, А.Еременко, А.Парщикова и др. ( по выбору учителя). Тимур Кибиров . Поэтика палимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония.

^ Тема 12: «Пробуем перо» ( 1 час).

Творческие опыты учащихся. Выпуск альманаха «Пробуем перо».

Тема 13: «Литература 21 века» ( 4 ч.).

Общая характеристика русской литературы ХХI века. Авангардная литература. Жанр «киберпанк». Особенности реализма в литературе ХХI века. Традиционная литература. Особенности современной поэзии. Обзор произведений А.Волоса, А.Геласимова. С.Шаргунова, З. Прилепина,

А. Иванова , Н. Байтова, В. Нарбиковой и других авторов. Основные темы, проблемы, герои.

^ Тема 14: «Заключительное занятие» ( 1 ч.). Заключительное тестирование по изученному курсу.

Литература.

  1. Богданова О.В. Современный литературный процесс (к вопросу о постмодернизме в рус. лит. 70-90-х гг. XX в.) : материалы к курсу «История рус. лит. XX в. (часть III)» / О.В. Богданова. – СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2001. – 252с.

  2. Большев А. Современная русская литература (1970-90-е гг.) / А. Большев, О. Васильева. – СПб. , : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та 2000. – 320 с.

  3. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ в. / К.Д. Гордович. – СПб. : Академия, 2000. – 320 с.

  4. Лейдерман Н.Л. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986 – 1990-е годы) /

Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М. : Академия, 2001. – 316 с.

  1. Минералов Ю. Н. Современный литературный процесс / Ю.Н. Минералов. – М. : Наука, 2005. – 220 с.

  2. Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX в. : учеб. пособие / Г.Л. Нефагина. – М. : Флинта : Наука, 2003. – 320 с.

7. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Филология». Министерство образования РФ-НФПК- М.: Вита-Пресс,2004.-112 с.


Третьякова Светлана Юрьевна.

Заявка на участие в региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания литературы в школе и вузе».

Статья «Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе».

Место работы: МОУ Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №6.

Должность: учитель русского языка и литературы, I КК.

Адрес: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Бланская, д. 18, кв. 5.

Контактные телефоны: 8-473-54-6-39-82; 8-910-738-47-47.

E-mail: svetltretyak @ ya. ru


      



Похожие:

Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconПрограмма элективного предмета в 11 классе
Хронологические рамки изучаемой в рамках элективного курса литературы 1985 -2007 (включая произведения написанные в конце 1960-1970...
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconПояснительная записка цели изучения учебного предмета
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconПояснительная записка цели изучения учебного предмета
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconОсобенности изучения учебного предмета «Информатика» в рамках компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса
Родионов Алексей Владимирович, учитель физики и информатики гбоу сош №1 с. Приволжье, м р. Приволжский, Самарской области
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconИнформационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconИнформационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconИзучение учебного предмета «Технология» в основной школе в соответствии с введением фгос
Цель предмета -формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях....
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconИзучение учебного предмета «Математика» призвано обеспечить

Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconОбщая характеристика учебного предмета Литература
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
Изучение современного литературного процесса в рамках элективного учебного предмета по литературе с. Ю. Третьякова Россия, г. Борисоглебск iconПрограмма начального общего образования учебного предмета «Физическая культура»
Она рассчитана на четыре года обучения, что определяет содержание образования и организацию образовательного процесса учебного предмета...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты