|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1» Пронского района Рязанской области Проект «Здоровьесбережение школьников» ![]() ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО, ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ. Актуальность проекта. Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Система образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников. В современных условиях необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. С 2006 по 20010 год мы реализовали ^ , в рамках которой рассматривалась концепция здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы: цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты. В ходе реализации программы для обеспечения безопасности в школе введена система контроля доступа, организован пост охраны, на котором осуществляется контроль доступа учеников и посетителей, приобретено достаточное количество средств пожаротушения, установлена пожарная сигнализация. Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами. В каникулярное время обязательна генеральная уборка с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Осуществляется максимально возможная санитарно- гигиеническая уборка школы, которая способствует сохранению здоровья учащихся. Соблюдается питьевой режим, для чего в классах и в столовой имеются куллеры для питьевой воды. Благоприятный температурный режим обеспечивает центральная отопительная система. Есть два спортивных зала: большой спортивный зал, имеющий 70% оснащенность различными снарядами, малый спортивный зал с ковром и зеркалами для занятий хореографией; тренажерный кабинет, оснащенный тренажерами, такими, как «гребля», тренажерами для пресса «Body Gym», тренажерами для сгибателей-разгибателей, наборами детских гантелей и т.д. В рекреациях стоят теннисные столы. На территории школы имеются две спортивные площадки - баскетбольная и волейбольная, футбольное поле. Имеются медицинский кабинет, кабинет для профилактических прививок. Своевременно выделяются средства на приобретение медикаментов для медкабинета школы. Школа приобрела автобус, который постоянно подвозит учащихся с. Маклаково к месту обучения и обратно, вывозит школьников на различные мероприятия, такие как посещение музеев, театра, соревнования по различным видам спорта, экскурсии и т.д. Частично учебные классы школы оснащены современным оборудованием: более 32 компьютеров, 4 мультимедийных проектора, видеомагнитофон, 3 телевизора, музыкальные центры, цифровые фото- и видеокамеры, караоке, акустические системы, сканеры, принтеры. 22 компьютера имеют доступ во всемирную сеть Internet. Мультипроекторное оборудование позволяет проводить всевозможные мероприятия, такие как дискотека, театральные представления, конференции, кино-показ и т.д. Помещения столовой оборудованы на 65% для обеспечения здорового режима питания. За три последних года были приобретены новая мебель в 5 кабинетов, современная интерактивная доска, магнитные доски. В четырех кабинетах доски меньшего размера повесили в противоположную сторону класса для лучшей освещенности; промаркированы и отреставрированы школьные столы; для релаксации и проведения физкультминуток в кабинетах школы I ступени есть коврики, приобретены настольные и напольные игры. Приобретено спортивное оборудование и три люстры Чижевского для школы I ступени. В школе работает радиоузел, через который ежедневно транслируется утренняя зарядка и физкультминутки под музыку на переменах. Для всех учащихся ежемесячно проводятся Дни здоровья, а также экспресс - анкетирование и тестирование учеников 3-4 классов и школы второй ступени по вопросам закаливания и укрепления здоровья.
Внеурочная спортивная работа в классах и школе ведётся в следующих формах:
Наша школа относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью – «школа, содействующая сохранению здоровья детей», деятельность которой направлена на: - формирование у обучающихся и их родителей потребности в здоровом образе жизни; - создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей); - совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания; - совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения учащихся. При поступлении детей в первый класс регулярно проводится анализ медицинских карт, который позволяет определить соматически ослабленных учащихся. В кабинетах школы 1 ступени есть место для игровой деятельности во время перемен, имеется отдельная игровая площадка для прогулок во время Часа здоровья, имеется отдельный кабинет для занятий физкультурой, что позволяет облегчить и сократить адаптационный период младших школьников. Воспитатели групп продленного дня также поддерживают систему работы по здоровьесбережению: нагрузка детей во второй половине дня распределяется с учетом учебной нагрузки. В зависимости от ситуации ученикам предлагаются игры, дыхательная гимнастика, упражнения для аккомодации зрения, прогулки и др. Учителя начальной школы успешно используют элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Методы, применяемые администрацией и педагогическим коллективом в работе по здоровьесбережению учащихся:
Работая над реализацией программы управления здоровьесбережением школьников администрация школы и педколлектив стремились увидеть, как содержание образования можно повернуть к проблеме здоровья, как сделать так, чтобы в образовательном процессе мы рассматривали не три компонента: обучающий, воспитывающий и развивающий, а чтобы добавился к этому еще и четвертый – здоровьесберегающий. Не всегда педагогу-практику просто во всем этом разобраться и понять, зачем нужны те или иные здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровьеформирующего обучения и воспитания детей – это педагогическая проблема, так как она затрагивает вопросы формирования типов поведения, межличностных отношений, отношений между взрослыми и детьми, касается роли родителей и педагогов, самостоятельности детей и многого другого. Её мы рассматриваем как неотъемлемую часть всего педагогического процесса. Проблема. Не все задачи нам еще удалось решить. Проанализировав работу, проделанную за последние 3 года, мы сделали выводы, что среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:
2- высокие учебные нагрузки; 3- несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка. В современной школе добавилось много других факторов, оказывающих влияние на здоровье школьников: - интенсификация обучения; - снижение двигательной активности; - увеличение простудных заболеваний; - нарушение зрения, осанки; - ухудшение нервно-психического здоровья. Исходя из этого коллектив школы разработал п р о е к т «З Д О Р О В Ь Е С Б Е Р Е Ж Е Н И Е Ш К О Л Ь Н И К О В» . ^ повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в школе . ЗАДАЧИ:
заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся;
^ . ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - повышение квалификации педагогов по оптимизации образовательного процесса, использование системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Создание таких условий в школе, которые бы обеспечили все составляющие состояния полного благополучия – крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: рациональный режим дня, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, профилактика заболеваний, понимание ребенка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях, комфортный психологический климат в коллективе. ^ – мониторинг состояния здоровья детей, то есть создание системы учета и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей. ^ – разработка комплексной стратегии, способствующей улучшению состояния здоровья детей и педагогов, организация их активного отдыха. Данное направление предполагает внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения школьников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учебы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной физической активности; создание научно – обоснованной системы закаливания; осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий. ^ - создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического и психического развития, хронические заболевания. Комплекс лечебно- оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает индивидуально ориентированное использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования. М Е Х А Н И З М Р Е А Л И З А Ц И И П Р О Е К Т А. 1. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) мы рассматриваем как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Качественную характеристику любой педагогической технологии даем по критериям ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать, как создающую все условия для реализации учителем на своих занятиях цели - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 2000 года учителя школы 1 ступени работают по системе развивающего обучения “Гармония” под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. . Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки педагоги строят с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используют трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. В связи с этим появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание. Технология раскрепощённого развития детей. Элементы этой технологии также применяются в педпрактике. Основные особенности которых состоят в следующем: 1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (офтальмотренажеры или лазерные указки). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). 2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого педагоги используют подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних объектов на дальние. 3) в процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”. 4) обязательным предметом является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе. 5) одно из требований– условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий. Проект предполагает применение вышеназванных технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения: ^ 1) Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. 2) Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных механизмов 3) Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. 4) Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех. 5) Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут. 6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки). 7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. 8) Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения. 9) Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д. 10) Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации. 11) Психологический климат на уроке. 12) Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. 13) Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения; 14) Темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Реализация в образовательной деятельности педагогов школы с применением вышеназванных технологий или через их элементы направлена на: - обеспечение физического и психического здоровья учащихся; - снижение показателей заболеваемости детей; - улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах. Опирается на: - природосообразность; - преемственность; - вариативность; - практическую ориентацию. ^ - учет особенностей класса ( изучение и понимание человека ); - создание благоприятного психологического фона на уроке; - использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; - создание условий для самовыражения учащихся; - инициацию разнообразных видов деятельности; - предупреждение гиподинамии. Должна привести к : - предотвращению усталости и утомляемости; - повышению мотивации к учебной деятельности; - приросту учебных достижений. ^
- оптимизация питания учащихся; - фитопрофилактика; - закаливание; - дыхательная гимнастика.
ЗОЖ: Тематика бесед по классам (1-4): 1). Соблюдение личной гигиены. 2). Профилактика простудных заболеваний. 3). Режим дня школьника. 4). Витамины – наши друзья. 5). Правильное питание младшего школьника. 6). Уроки доктора Айболита. 7). Знаешь ли ты? (Лекарственные травы).
- физкультурные минутки с упражнениями, формирующими правильную осанку и укрепляющими мышечный корсет; - подвижные игры. -эффективнее использовать спортивные помещения школы для проведения занятий в 1-4-х классах.
- мышечная релаксация; - обучение элементам аутотренинга в кабинете психологической разгрузки; - игры психотерапевтической направленности; - воздействие цветовых гамм в помещениях школы; - использование функциональной музыки в различных режимных моментах.
- «Спортивного городка» в рекреацию Ш этажа; - трех интерактивных досок для учащихся первых классов; - мебель в соответствии с ростом учащихся в 5 кабинетов школы 1 ступени; - 12 «ЛЕГО» - конструкторов; - куллеры для питьевой воды во все кабинеты школы 1 ступени ; в школе второй ступени: - волейбольные мячи и сетки; - баскетбольные мячи; - лыжи с ботинками ( 25 шт.) План мероприятий по реализации проекта
3. М О Н И Т О Р И Н Г З Д О Р О В Ь Я Ш К О Л Ь Н И К О В. Апробация и применение комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.
- цветовой тест эмоционального состояния детей (модифицированный тест Люшера) - методика «Оценка психического развития учащихся».( М.В. Бодунова) - методика определения уровня ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин.) - детский вариант шкалы явной тревожности (в адаптации А.М.Прихожан.) - методика « Удовлетворенность учащихся и родителей образованием».
^
4. Разработка системы лечебно-оздоровительных мероприятий для детей по сохранению и укреплению здоровья, с целью:
5.Повышение охвата учащихся двухразовым горячим питанием в школе I ступени до 60%. 6.Не допустить увеличения количества школьников (1-9 классы), имеющих заболевания органов пищеварения. 7. Разработка рекомендаций специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий детей: - с заболеваниями сердечно - сосудистой системы; - с нарушением зрения; - с заболеваниями органов дыхания; - с нарушением осанки - с нарушением веса. 8.Совершенствование коррекционно – развивающей и реабилитационной работы в школе. |
![]() | Ю. Е. Розова. Смирнова В. П. Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения Т. В. Коробченко, Ю. Е. Розова. Смирнова В. П. Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения. Материалы... | ![]() | Методическое пособие Проект «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников» Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах |
![]() | Здоровьесбережение в современной начальной школе. Голякова С. И Здоровьесберегающая технология относиться к современным технологиям. В стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника... | ![]() | Логическая структура Микроцели В свете современных требований учебный процесс должен быть направлен на формирование ключевых предметных компетентностей, личностно-ориентированное... |
![]() | Рекомендации для родителей младших школьников по подготовке проекта Как вообще разработать проект? Идея проекта, как правило, рождается у ученика и родителя. Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне... | ![]() | Гоу сипкро моу сш №21 Педагогический проект по курсам повышения квалификации по иоч, вб «Формирование вычислительных навыков младших школьников в условиях развивающего обучения» |
![]() | Проект справка о проекте «Молодые и перспективные» Цели Углубление знаний старшеклассников об иностранных государствах и формирование уважительного отношения школьников к представителям... | ![]() | Муниципальное казенное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижнеудинск» Инновационный проект Цель: Выработка критериев оценивания младших школьников в условиях реализации фгос |
![]() | График исполнения документов по организации учебного процесса Представление на формирование жюри заключительного этапа Областной олимпиады школьников по дисциплинам гуманитарного цикла, проект... | ![]() | Проект педагогического эксперимента: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве» ... |