Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками icon

Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками



НазваниеКонкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонкурс

Секреты "Малахитовой шкатулки" (литературный конкурс по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками)


Цель:

Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.


Оборудование: иллюстрации из сказов (на заднике сцены), имитация каменного цветка с помощью новогодних гирлянд, видеомагнитофон, кассета с записью кинофильма “Каменный цветок” (режиссер А. Птушко, композитор Л. Шварц, авторы сценария П. Бажов, И. Келлер), костюмы для персонажей сказов, необходимые атрибуты для театрализованных фрагментов (шкатулка, ваза, украшения, вышивка и др.)


^ Литературная композиция

(вступительная часть конкурса: общие сведения о жизни и творчестве писателя)


Ведущий 1. Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.


В семье мастера одного из таких заводов 28 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.


Ведущий 2. Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр.


С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.


Ведущий 3.Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши и определили его жизненный путь. Ценой многих лишений родители будущего писателя дали своему единственному сыну образование. Сначала он учился в Екатеринбурге, а затем в Перми, стал народным учителем, поселившись в глухой уральской деревне. В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по Уралу.


Ведущий 1. Он пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, сталеваров, литейщиков, оружейников, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Так накапливался запас живых и непосредственных наблюдений, который позднее стал основой всего творчества писателя. Вскоре Бажов серьёзно увлёкся марксизмом, поэтому принял Октябрьскую революцию, добровольцем ушел на фронт, став участником гражданской войны. В мирное время он начинает работу в “Крестьянской газете”, в качестве журналиста путешествует по Уралу и печатает очерки и статьи. В 1924 году выходит его первая книга, а через 15 лет появляется сборник “Малахитовая шкатулка”, который пополняется все новыми и новыми сказами. Книга принесла автору всемирную славу. За нее Павел Петрович Бажов удостоен Государственной премии.


Ведущий 2.Главные темы “Малахитовой шкатулки” - это темы мастерства, счастья и человеческого достоинства. В поэтическом образе Хозяйки Медной горы воплощена сама уральская природа, которая вдохновляет человека на творчество. Малахитница не только оберегает свои сокровища, она является хранительницей секретов высокого мастерства и олицетворяет вечную творческую неудовлетворенность. Хозяйка Медной горы никому не приносит покоя. Она освобождает молодого рудокопа Степана от цепей, показывает несметные богатства в своих владениях, избавляет юношу и его невесту от крепостной зависимости, награждает Степана за честность и бескорыстие волшебными драгоценностями, но лишает радости и счастья. Степан остался равнодушным к ее приданому, но слезы грозной Хозяйки Медной горы, ее волнение и человеческие чувства пробуждают ответную любовь в его душе.


^ Конкурс с элементами театрализации


Сценка из сказа “Медной горы Хозяйка”

Смотрим сцену из сказа (Приложение №1)

Вопросы команде:

  • Итак, какие два предыдущих испытания устроила Малахитница Степану?

(Передал ее слова приказчику, чтоб убирался с Красногорки и не портил железную шапку, при этом обозвав его, как было велено; затем второе испытание, богатством, на ее приданое Степан не позарился )

  • Продал ли Степан слезы Хозяйки Медной горы, как она ему посоветовала?

(Нет, с ними он и умер, так никому даже не показав. Камешки хотели забрать, но они рассыпались в пыль)

Ведущий 1.Счастье для большинства героев П.П. Бажова заключается не в личном обогащении или приумножении собственного достояния, а в радостях созидательного труда и познании мира. Таков и приемный сын старого мастера Прокопыча - Данила.


Сценка из “Каменного цветка”

Смотрим сцену из сказа (Приложение №2)

Вопросы команде:

  • По образцу какого цветка хотел сделать свою чашу Данила-мастер? (Дурман-цветок)

  • Назовите имена детей Степана и Данилы, которые стали персонажами произведений “Малахитовая шкатулка” и “Хрупкая веточка”. (Танюша и Митя)



Сценка из сказа “Малахитовая шкатулка”

Смотрим сцену из сказа (Приложение №2)

Вопросы команде:

  • Что подарила странница Танюшке и каково назначение этого подарка? Какое поручение дала Танюшка барину, обещая выйти за него замуж, и почему барин остался ни с чем? (Подарила пуговку, которая должна помочь в работе или в каком-либо трудном деле. Велела показать царицу во дворце, в комнате из малахита, который добыл ее отец, а барин дважды обманул ее)



^ Конкурс болельщиков

Ведущий 3. А теперь конкурс для болельщиков каждой команды. Узнайте, из каких сказов эти предметы и кому они принадлежали?

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травяная западенка”).

Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

Кошельки (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка - “Голубая змейка”


^ Проверка домашнего задания (Приложение №4)


Ведущий 1. Проверка домашнего задания. Из текстов сказов вы знаете, что люди с помощью волшебных слов могли вызвать хранителей золота.


Два друга, Лейко и Ланко, - пели:


Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!


И Голубая змейка всегда приходила.


Вавила Звонец тоже сочинил слова, которые человек, находящийся в шахте, должен сказать самым тихим голосом:


- Подай - ко, Дайко, свой золотой венец да опояски.


Так вот, вам было задано придумать заклинание, с помощью которого можно вызвать Огневушку-Поскакушкку и бабку Синюшку.


Ведущий 2. Следующая часть домашнего задания заключается в том, чтобы придумать песенку литературного персонажа - положительного или отрицательного - на известный современный мотив. Это будет “визитная карточка” одного из героев сказа. (Приложение №5)


Ведущий 3. Третье задание командам: определить лексическое значение диалектных слов:


1 команда

Зарукавье (браслет).

Припёка (сбоку припёка - случайно приставшее, постороннее, чужое).

Смотник, смотница (сплетник, сплетница)


2 команда

Подлокотник (близкий слуга, доверенное лицо, помощник).

Урево (стадо).

Малуха (небольшая избушка, приспособленная под мастерскую).


^ Конкурс капитанов


Ведущий 1. Следующее задание капитанам команд: придумать продолжение сказа или заменить его концовку, сохраняя стиль П.П. Бажова


^ Конкурс творчества команд


Ведущий 2. Заключительное творческое задание: составить сценарий к фрагменту кинофильма “Каменный цветок”. Слушаем версии команд. Сопоставляем предложенные версии и смотрим решение режиссера фильма.


^ Выводы жюри о работе команд.


Литература

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Правда, 1980. - 640с.

Беоникова И.Н., Шарикова Л.П., Хохлова Е.Б. В гостях у Хозяйки Медной горы. Из “Малахитовой шкатулки”. Радуга сказов Бажова. // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №11. - С. 30-43.

Дейстер Н.В. Бажовский карнавал // Педсовет. - 2004. - №6. - С. 10-11.

Мастер уральских сказов (к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова). // Детская литература. - 1979. - №1. - С.26.

Порядина М. Коренная тайность Павла Бажова. // Библиотека в школе. - 2003. - №23. - С. 62 - 63.

Скорино Л. Павел Павлович Бажов (1879 - 1950). - М.: Правда, 1980. - С. 5-42.


Приложение 1

Фрагмент из сказа «Медной горы Хозяйка»


Хозяйка.

- Ну что, Степан Петрович, видал мое приданое?


Степан.

- Видал.


Хозяйка.

- Так как теперь насчет женитьбы?


Степан.

- Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.


Хозяйка.

- Ты, друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет?


Степан.

- Не могу, другой обещался. Не погневайся. Это хорошая девушка, сиротка одна.


Хозяйка.

- Молодец, Степанушка. За приказчика тебя похвалила, а за верность вдвое похвалю. Не променял свою Настеньку на каменную девку. Вот тебе подарочек для твоей невесты. (Протягивает шкатулку). Там женские украшения: серьги, кольца, броши и прочее. Не у всякой даже очень богатой невесты это бывает.


Степан.

- А как же я наверх подымусь?


Хозяйка.

- Об этом не печалься. Все будет устроено. Жить безбедно будешь. Только вот тебе мое третье испытание: обо мне, чур, потом не вспоминай. Ну, прощай, Степан Петрович! (Закрывает лицо руками, плачет)


Степан.

- Не плачь, прошу тебя. (Отнимает ее руки от лица)


Хозяйка.

- Да что мне, каменной, сделается. На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти вот слезы-камешки люди дадут. Ступай же. И помни мой наказ.


Степан.

- Спасибо тебе за все. Прощай, Медной горы Хозяйка. (Низко кланяется ей). Прощай и прости, если что не так сказал. Не поминай лихом.


Приложение 2

^ Фрагмент сказа «Каменный цветок»


Хозяйка

- Ну что, Данила-мастер, не вышла твоя чаша?


Данила.

- Не вышла. Нашел я у Змеиной горки малахит-камень. Ровно нарочно для моей работы: снизу цвет погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется. Ну, и принялся я за этот камень. Ни дня, ни ночи не знал. Работа шла ходко. Низ малахитины отделал. Листья широкие, кучкой, зубчики – все пришлось как нельзя лучше. Прокопьич и то говорит – живой цветок, хоть рукой потрогать. А как доверху дошел – тут и заколодило. Стебелек выточил, боковые листья тонёхоньки, как только держаться! Чашка, как у цветка, а не то. Неживой стал, красоту потерял. Тут я и вовсе сна, покоя лишился!


Хозяйка.

- А ты не вешай голову-то. Другое попытай. Камень тебе будет такой, какой пожелаешь, по твоим мыслям.


Данила.

- Нет, не могу больше маяться. Слышал я, что у тебя в Медной горе есть каменный цветок. Сделали его самолучшие горные мастера, что для тебя работают. Будь милостива, покажи мне этот каменный цветок.


Хозяйка.

- Показать цветок – проще простого, да потом сам жалеть будешь.


Данила.

- Не отпустишь из горы?


Хозяйка.

- Зачем не отпущу?! Дорога всегда открыта, да только потом все ко мне же возвращаются.


Данила.

- Покажи каменный цветок, сделай милость.


Хозяйка.

- Попытайся сам добиться толку от своей работы. Ведь Прокопьич когда-то пожалел тебя, взял на воспитание, от смерти спас. Теперь он старый. Настала твоя очередь пожалеть его. Да и Катя, невеста твоя, души в тебе девка не чает. А ты в сторону глядишь, будто не видишь! Куда это годится?


Данила (кричит)

- Знаю я об этом, а только без цветка мне жизни нет. Покажи!


Хозяйка.

- Когда так, то смотри.

(Фрагмент из к/ф)


Данила.

- Не найдешь камня чтобы так-то сделать!


Приложение 3

^ Фрагмент из сказа «Малахитовая шкатулка»


Странница.

- Нельзя ли у тебя, хозяюшка, денек-другой отдохнуть? Ноженьки не несут, а идти неблизко.


Настасья.

- Места не жалко. Не пролежишь, поди, и с собой не унесешь. Проходи. Только вот хлеб-то у нас сиротский. Утром – лучок с кваском, вечером – квасок с лучком, вся и перемена. Отощать не боишься, так милости просим, живи, сколь надо.


Странница (подзывая Танюшку)

- Иди-ко, дитятко, погляди на мое рукоделье.

Коли поглянется, и тебя выучу…

Видать, цепкий глазок-то будет!

(Танюшка рассматривает вышивку)

- Поглянулось, знать, доченька? Хочешь – выучу?


Танюшка.

- Хочу.


Настасья.

- И думать забудь! Соли купить не на что, а ты придумала шелками шить! Припасы-то, поди-ко, денег стоят.


Странница.

- Про то не беспокойся, хозяюшка, будет понятие у доченьки – будут и припасы. За твою хлеб-соль оставлю ей – надолго хватит. А дальше сама увидишь. За наше-то мастерство денежки платят. И немалые! Не даром работу отдаем.


Настасья.

- Коли припасов уделишь, так можно и поучиться. Спасибо тебе скажу.


Странница (помогает Танюшке вышивать)

- Ну, что ж, дитятко! Твой узор получается лучше моего. А мне пора в дорогу. Благодарю тебя, Настасьюшка. (Кланяется ей). Прими-ка, доченька, от меня памятку (что-то подает Танюшке).


Хозяйка

- Кабы сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу. (Рукой машет, все исчезает)


Приложение 4

^ Сказ «Медной горы Хозяйка»

Выполнил Степан третье задание Хозяйки: не ходил он к ней, не искал встречи с ней. Много времени прошло с тех пор. Родился сын Иван у Степана и Кати, да весь в отца он был, как две капли воды похож. В помощи Иван отцу не отказывал, были они неразлучны. Степан души в нем не чаял, делился всеми своими переживаниями. Пришло время, когда нелегко стало им жить, стали бедствовать. Степан все чаще стал вспоминать о Хозяйке Медной горы, рассказал о ней и Ивану. Любопытно стало Ивану, захотелось увидеть ее и узнать, какими несметными богатствами она владеет. Собрался Иван в гости, но отцу не сказал, куда и к кому он пошел. Разыскал Иван ту гору Медную, нелегкой оказалась их встреча: неприветливо встретила его Хозяйка, не распознала в нем сына Степана, поинтересовалась, зачем пожаловал к ней. Рассказал Иван обо всем ей, пока рассказывал, смотрела на него Хозяйка и вспоминала их встречи. Совсем не изменился Степан: столько лет прошло, а он не постарел и указанье ее 3-е не выполнил. Выслушала она Ивана, и поняла, что не Степан перед ней, а сын его. Молвила: «Помогу я вам, все у вас будет - слава, богатство, почет, уважение, но взамен ты останешься со мной до конца своей жизни». Иван, не растерявшись, предложил свое условие - загадку. Не раздумывая, согласилась Хозяйка. Настал вечер, но не спится Ивану, думу думает, подлые мысли в голову заползают. Наутро, когда настал час расплаты, взял Иван с собой столько богатства, сколько унести смог. И задает он свою загадку: «Быть может она властной, страстной, красивой, но никогда не быть ей счастливой». Поняла Хозяйка, каким злым и жестоким может быть человек, но вида не подала, тоже быть жестокой решила. Не угадала она загадку, не узнала в ней она себя, отпустила Ивана. Обрадовался Иван, как ловко он дело провернул, и камешки раздобыл, и саму Хозяйку Медной горы обманул. Но недолгой была его радость, обомлел Иван, когда увидел свой дом: на том месте стоит покосившаяся лачуга, не встречают его родители, за лачугой две могилки, поросшие травой, да покосившийся крест. И понял Иван, какую шутку взамен на его коварную загадку сыграла с ним Хозяйка, разрыдался, как ребенок от обиды. Отняла она у Ивана самое дорогое - время. Понял, что не год провел он у Хозяйки, а полвека, как один день, прошли, и не заметил он этого.

И в тягость ему стали добытые драгоценности.

Приложение 5

^ Творческое домашнее задание: придумать «визитную карточку» литературного героя из сказов П. Бажова (примеры выполненных заданий - образцы)


Гимн Синюшке

Девушка в синем гуляла по городу,

Пела нам песню про брошеный край.

Если увидеть ее попытаешься и разглядишь ее,

Друг мой, - прощай.

Припев:

Ты улыбаешься

И вновь влюбляешься

В девушку милую.

Всё прекращается

И превращается в старую деву

Ты улыбнись и не грусти:

Ведь это сказка, не истина.

Заклинание для Синюшки

Синюшка! Синюшка! Синюшка!

Прийди, золото нам принеси.

Про славу и силу нам расскажи,

Про то, что на свете

Есть сила могучая,

Богатство зыбучее.

Чтоб каждый народ имел свое право,

Чтоб каждый любил и берег

Свои деньги и славу,

Чтоб каждый имел

Свое право на жизнь

Покажись (3 раза).

Огневушка-Поскакушка

Заклинаю! Заклинаю!

Огневушку вызываю!

Поскакушка, покажись,

В своем танце закружись!

Сделай белый свет богатым,

Мы добром тебе отплатим!

Песенка

Хоть поверьте, хоть проверьте:

Вот сейчас явилась к нам

Огневушка - Поскакушка,

Чтоб помочь скорее нам!

Чтобы одарить богатством, чтобы счастьем одарить,

И поэтому, ребята,

Будем сказы мы любить!

Девиз

Огневушка - Поскакушка -

Наша лучшая подружка.




Похожие:

Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconКонкурс «а ну-ка, девочки!» Разработка открытого внеклассного мероприятия
Кроме того, в качестве домашнего задания, каждая команда должна придумать костюм по заданной теме и подготовить музыкальный номер...
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconЭкскурсия «Московский уголок сказов П. П. Бажова» Цель
Привить интерес к творчеству П. П. Бажова, патриотические качества, трудолюбие. Развивать чувства красоты родного края, расширение...
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconКонкурс «Овеянные славою флаг наш и герб» Номинация: «Лучшая разработка внеклассного мероприятия» «награды русской будь достоин» внеклассное мероприятие посвященное Дню единства и примирения
В честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году вторым народным Ополчением
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconРазработка внеклассного мероприятия по математике в 5 классе: игра квн
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconРазработка открытого внеклассного мероприятия Учитель Малаховская А. С. «Мастер – класс»
Цель : Формирование музыкальной культуры,как неотъемлемой части духовной культуры школьников
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconВнеклассное мероприятие на тему: "Будьте здоровы!"
Что вы считаете для себя самым важным в жизни?”( тема внеклассного мероприятия не называется)
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconУрок по русскому языку. Умк «Гармония» Конкурс «Учебно методическая разработка для начальной школы в комплекте «Гармония» (иипкро)
Информация об учителе начальных классов – лауреате премии Губернатора Иркутской области «Первый учитель» в 2011г
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconCценарий внеклассного мероприятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconФорма внеклассного мероприятия
Беседа с использованием информационно-коммуникационных, игровых и здоровьесберегающих технологий
Конкурс по творчеству П. П. Бажова. Методическая разработка, рекомендуемая для проведения внеклассного мероприятия со старшеклассниками iconРазработка урока по творчеству И. А. Крылова. Приложение Разработка классного часа «Восславим женщину-мать!»
Тема: «Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты