|
Классный час Тема: « Стресс. Релаксация. Концентрация». Цель: Способствовать развитию у учащихся уверенности в себе, в свои силы, умения противостоять стрессам. Задачи:
Ход классного часа:
Стресс ( в переводе с англ.яз)- нажим, давление, напряжение. Из энциклопедического словаря: толкование стресса «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов( стрессов)». Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге Селье говорил: « Стресс – это все, что ведет к быстрому старению или вызывает болезни». В настоящее время наблюдается низкая сопротивляемость стрессам у учащихся старших классов. Стрессовая ситуация связана со сдачей ЕГЭ. Для успешной сдачи необходима психологическая подготовка старшеклассников. В экстремальной ситуации человек испытывает стресс. Стресс- это напряженное состояние организма человека, как физическое , так и психическое. На физиологическом уровне это проявляется в усилении работы сердца, легких, гормональной системы, повышении мышечного тонуса. На психологическом уровне – в повышении эмоционального возбуждения и активизации мыслительной деятельности. Для того, чтобы не подвергать свой организм сильным напряжениям, с одной стороны, надо стараться избегать стрессовых ситуаций, а с другой – учиться противостоять стрессам, с третьей- максимально смягчить его действие. ^
^ Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или выражаясь материалистическим языком, реакция А или В. Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция – гипоталамус. В течение долей секунды через нервные окончания симпатической нервной системы передается в надпочечники. Получив сигнал SOS , они выбрасывают в кровь адреналин и ноадреналин ( боевые гормоны). Это приводит к напряжению мышечной мускулатуры, появляется тревога, страх, ярость( в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление. Согласитесь в таком состоянии, сложно принимать обдуманные решения. Методы релаксации. Существует несколько методов релаксации:
Эта техника словесных формул. Например: « Я могу… Я сумею…
В процессе аутотренинга происходит смена состояний в строго определенной последовательности, а именно: - принимается нужная поза ( правильная); - закрываются глаза; - достигается чувство успокоения; - вырабатывается ощущение тяжести; - возникает приятное ощущение тепла; - выход из состояния дремоты. Для достижения эффекта необходима серьезная работа. Если вы заинтересовались аутотренингом, то я могу порекомендовать в качестве учебного пособия брошюру «Аутогенная тренировка» ( автор- Ш.С.Ташаев, Санкт-Петербург,1992).
^ не убивать ( есть только растительную пищу), не лгать, не смущаться, блюсти целомудренность, не жалеть богатства. 2 ступень содержит 5 внутренних заповедей: очищение, скромность, умеренность, декламацию, смирение. 3 ступень – знакомство с позами ( «Лотос» и др.). 4ступень – упражнения на постановку дыхания.
Я ознакомлю вас с некоторыми техниками релаксации и концетрации. ^ Попробуйте принять следующую позу. Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена , а верхняя часть туловища слегка согнута или напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сильно сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья , и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно. Участники принимают « позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения. ^ Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку ( если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты. ^ Затем заполните воздухом верхнюю часть легких , слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Выдох через рот. Это прекрасное упражнение , которое можно выполнить в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе. Давайте проверим, как оно работает. Но для начала вопрос: « Что происходит с пульсом и сердцебиением при стрессе?». ( учащиеся отвечают) Пульс учащается, а сердцебиение увеличивается. Смоделируем ситуацию, а для этого я предлагаю выполнить упражнение « Паровозик». ^ Участники выстраиваются друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Впередистоящий выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами. Машинист ведет состав. По команде ведущего начинается движение, в начале медленно, а потом по моему хлопку в ладоши темп убыстряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку. А теперь проверяем пульс! Хорошо. Выполним упражнение « Полное дыхание». Пульс стал меньше ( ниже)! Это упражнение ценно тем, что , во-первых, позволяет снять мышечные зажимы; во-вторых, настраивает на групповую работу в унисон; в- третьих, повышает степень доверия участников по отношению друг к другу; в-четвертых, способствует поддержанию положительного эмоционального фона; в-пятых, мгновенный результат формирует установку на эффективность. ^ Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом. Полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул ( пол, кровать, земля) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых поддерживаете вы сами поддерживаете себя. ^ Это упражнение можно использовать , когда вы ощутите упадок энергии. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить , как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине. ^ Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела. ^ Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу. Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым. Искусство самонаблюдения- основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. ^ Внушение, самовнушение играют огромную роль в нашей жизни и в конкретных жизненных ситуациях . Вот любопытный пример из истории. Приглашенные когда-то Иваном Грозным колдуны Предсказали точную дату его гибели. В назначенный день царь с утра передал все царские дела своему приемнику, а вечером без видимых причин умер. Бытует мнение историков, что его отравили недруги, но Иван Грозный Будучи мнительным, вероятнее всего внушил себе, что его час пробил. Если проецировать на сдачу экзаменов – « У меня не получится», « Я не успею сделать задания «С» и т.д. Это примеры негативных установок , которыми мы ежедневно « бросаемся», не думая о последствиях, и которые накрепко оседают в нашем подсознании. И начинают там свою «черную работу». Но к счастью, наше воображение в нашей власти. Как же при помощи положительного самовнушения добиться результатов? Необходимо составить словесные формулы, соблюдая при этом ряд правил:
Попробуйте составляют формулы, которые вам помогут в достижении успеха при сдаче экзаменов. Учащиеся составляют формулы индивидуально. Затем зачитывают. Способы снятия нервно-психического напряжения:
4. Подведение итогов. - Что вам дало сегодняшнее занятие? - Что нового вы узнали? - Какие способы снятия состояния стресса и нервно-психического напряжения для вас наиболее приемлемы? Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.- М.: Универс, 1993. Приложение 1. Тест « САН» ( самочувствие, активность, настроение). Опишите свое состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить ту цифру, которая соответствует степени ( силе) выраженности данной характеристики. Участникам раздаются бланки, которые они заполняют. Фамилия, имя Возраст Дата Время
Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные- низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории , и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие ( Сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26. Активность : 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28 Настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. Приложение 2. Как легче пережить стресс и быстрее достичь психического равновесия? Для этого достаточно выбрать один или несколько из представленных ниже способов и руководствоваться ими.
Каждый человек может научиться выходить из стрессового состояния самостоятельно. Но чтобы это происходило с наименьшими потерями здоровья, важно изучать себя и вырабатывать свой индивидуальный способ психической саморегуляции. Приложение 3. Личностная подготовка состоит в саморегуляции эмоционального состояния. Рекомендации « Как преодолеть волнение перед экзаменом».
|
![]() | Классный час подготовила и провела Добрый день! Сегодня у нас необычный классный час. Тема нашего занятия доброта | ![]() | Классный час «Семья в моей жизни» Классный час проводится с приглашением родителей. Родители сидят за одним круглым столом, дети – за другим |
![]() | Классный час на тему: «Аттестат моральной зрелости» Анна Валентиновна, классный руководитель 8-го класса Новолеушинской средней школы, Тейковского района. Сегодня я проведу у вас классный... | ![]() | Классный час "Учимся быть культурными" Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора... |
![]() | Кречетова Татьяна Александровна. Ноу «Школа интернат №25 ОАО «ржд» г. Вихоревка, Иркутская область, Братский район. Аннотация: классный час «Все работы хороши» предназначен для учеников 4 Х классов. Данный классный час Данный классный час направлен на формирование представлений детей о разнообразном мире профессий и расширения кругозора, на выявление... | ![]() | Классный час «основы правовых знаний» тема: Права и обязанности Учитель: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права и обязанности ребёнка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно... |
![]() | Классный час "Конфликты в нашей жизни" Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между... | ![]() | Классный час я хочу с такой интересной информации. (видео ролик) Итак, тема нашего классного часа «Мобильный телефон: за или против?» Начать наш сегодняшний классный час я хочу с такой интересной информации. (видео ролик) |
![]() | Классный час с детство дружбой дорожи Классный воспитатель. Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, вы узнаете,... | ![]() | Классный час с просмотра фрагмента мультфильма. Посмотрите его и подумайте, чему будет посвящён наш классный час Навести мышь на изображение, сделать клик. Остановить проигрывание повторным кликом на кадре следует тогда, когда машина скроется... |