Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» icon

Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация»



НазваниеКлассный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация»
Дата17.10.2016
Размер
ТипКлассный час

Классный час

Тема: « Стресс. Релаксация. Концентрация».

Цель: Способствовать развитию у учащихся уверенности в себе, в свои силы, умения противостоять стрессам.

Задачи:

  • Обеспечение учащихся теоретической психологической информацией;

  • Развитие навыков саморегуляции;

  • Овладение техниками и приемами психорегуляции.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

  2. Теоретическая информация.

Стресс ( в переводе с англ.яз)- нажим, давление, напряжение.

Из энциклопедического словаря: толкование стресса

«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов( стрессов)».

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге Селье говорил: « Стресс – это все, что ведет к быстрому старению или вызывает болезни».

В настоящее время наблюдается низкая сопротивляемость стрессам у учащихся старших классов. Стрессовая ситуация связана со сдачей ЕГЭ. Для успешной сдачи необходима психологическая подготовка старшеклассников.

В экстремальной ситуации человек испытывает стресс. Стресс- это напряженное состояние организма человека, как физическое , так и психическое.

На физиологическом уровне это проявляется в усилении работы сердца, легких, гормональной системы, повышении мышечного тонуса.

На психологическом уровне – в повышении эмоционального возбуждения и активизации мыслительной деятельности.

Для того, чтобы не подвергать свой организм сильным напряжениям, с одной стороны, надо стараться избегать стрессовых ситуаций, а с другой – учиться противостоять стрессам, с третьей- максимально смягчить его действие.

^ Как человеческий организм реагирует на стресс?

  1. Стрессоры вызывают реакцию тревоги и страха. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться. Человек либо адаптируется, обретая равновесие, либо не адаптируется. Иными словами стресс либо достаточно долго продолжается (ожидание экзаменов), либо возникает непосредственно перед экзаменом или на самом экзамене.

  2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

  3. Активная защита. Человек меняет сферу деятельности ( спорт, хобби, музыка).

  4. Активная релаксация, которая повышает как психологическую, так и физическую природную адаптацию.


^ Борьба или бегство?

Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил ее как реакцию борьбы или бегства. Или выражаясь материалистическим языком, реакция А или В.

Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция – гипоталамус. В течение долей секунды через нервные окончания симпатической нервной системы передается в надпочечники. Получив сигнал SOS , они выбрасывают в кровь адреналин и ноадреналин ( боевые гормоны). Это приводит к напряжению мышечной мускулатуры, появляется тревога, страх, ярость( в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление. Согласитесь в таком состоянии, сложно принимать обдуманные решения.


Методы релаксации.

Существует несколько методов релаксации:

  1. Произвольное самовнушение по Эмили Куэ. Француз Эмиль Куэ родился в 1857 году в городе Труайе. Работая аптекарем, он обратил внимание на следующий факт. Если человек искренно верил в то, что выздоровеет, приняв лекарство, то положительный результат ( выздоровление) наблюдался чаще. Пациенты , не верившие в лекарство, как правило, не выздоравливали.

Эта техника словесных формул. Например: « Я могу… Я сумею…

  1. Аутотренинг по Иоганну Генриху Шульцу. Аутогенная тренировка позволяет постепенно овладеть определенными упражнениями с целью научиться управлять работой внутренних органов и добиться психического и физического расслабления.

В процессе аутотренинга происходит смена состояний в строго определенной последовательности, а именно:

- принимается нужная поза ( правильная);

- закрываются глаза;

- достигается чувство успокоения;

- вырабатывается ощущение тяжести;

- возникает приятное ощущение тепла;

- выход из состояния дремоты.

Для достижения эффекта необходима серьезная работа. Если вы заинтересовались аутотренингом, то я могу порекомендовать в качестве учебного пособия брошюру «Аутогенная тренировка» ( автор- Ш.С.Ташаев, Санкт-Петербург,1992).

  1. Йога. Значение слова йога соответствует его санскритскому корню « йодж» -запрягать в упряжку, надевать сбрую, дисциплинировать. В более широком смысле- это умение сосредоточиться и мобилизоваться. Как и аутогенная тренировка, йога делится на ступени, которые расположены в строго определенном порядке и дополняют друг друга.

^ 1 ступень включает 5 внешних заповедей: не убивать ( есть только растительную пищу), не лгать, не смущаться, блюсти целомудренность, не жалеть богатства.

2 ступень содержит 5 внутренних заповедей: очищение, скромность, умеренность, декламацию, смирение.

3 ступень – знакомство с позами ( «Лотос» и др.).

4ступень – упражнения на постановку дыхания.


  1. Способы снятия стрессового состояния.

Я ознакомлю вас с некоторыми техниками релаксации и концетрации.

^ Упражнение « Поза кучера».

Попробуйте принять следующую позу.

Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена , а верхняя часть туловища слегка согнута или напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сильно сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья , и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.

Участники принимают « позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

^ Упражнение « Полное дыхание».

Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку ( если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

^ Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких , слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Выдох через рот.


Это прекрасное упражнение , которое можно выполнить в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

Давайте проверим, как оно работает.

Но для начала вопрос: « Что происходит с пульсом и сердцебиением при стрессе?». ( учащиеся отвечают)

Пульс учащается, а сердцебиение увеличивается. Смоделируем ситуацию, а для этого я предлагаю выполнить упражнение « Паровозик».

^ Упражнение « Паровозик».

Участники выстраиваются друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Впередистоящий выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами. Машинист ведет состав.

По команде ведущего начинается движение, в начале медленно, а потом по моему хлопку в ладоши темп убыстряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.

А теперь проверяем пульс! Хорошо. Выполним упражнение « Полное дыхание». Пульс стал меньше ( ниже)!

Это упражнение ценно тем, что , во-первых, позволяет снять мышечные зажимы; во-вторых, настраивает на групповую работу в унисон; в- третьих, повышает степень доверия участников по отношению друг к другу; в-четвертых, способствует поддержанию положительного эмоционального фона; в-пятых, мгновенный результат формирует установку на эффективность.

^ Упражнение на релаксацию.

Займите удобное положение, выпрямите спину.

Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов.

Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох.

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом. Полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул ( пол, кровать, земля) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых поддерживаете вы сами поддерживаете себя.

^ Упражнение « Передача энергии».

Это упражнение можно использовать , когда вы ощутите упадок энергии.

Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить , как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.

Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

^ Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.

Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.

^ Вообразите источник энергии над собой. Ощутите , как энергия воздействует на голову.

Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.

Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.


Искусство самонаблюдения- основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями.


^ Упражнение « Формулы».


Внушение, самовнушение играют огромную роль в нашей жизни и в конкретных жизненных ситуациях . Вот любопытный пример из истории. Приглашенные когда-то Иваном Грозным колдуны Предсказали точную дату его гибели. В назначенный день царь с утра передал все царские дела своему приемнику, а вечером без видимых причин умер. Бытует мнение историков, что его отравили недруги, но Иван Грозный Будучи мнительным, вероятнее всего внушил себе, что его час пробил.


Если проецировать на сдачу экзаменов – « У меня не получится», « Я не успею сделать задания «С» и т.д. Это примеры негативных установок , которыми мы ежедневно « бросаемся», не думая о последствиях, и которые накрепко оседают в нашем подсознании. И начинают там свою «черную работу».

Но к счастью, наше воображение в нашей власти. Как же при помощи положительного самовнушения добиться результатов? Необходимо составить словесные формулы, соблюдая при этом ряд правил:

  1. Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания «не». ( «Я уверен в своих возможностях», а не « Я не боюсь, что мне хватит времени».)

  2. Если слишком жесткое категоричное звучание формулы вызывает у вас внутренний протест, сделайте ее более мягкой.

  3. Формулы должны быть краткими, лаконичными.

Попробуйте составляют формулы, которые вам помогут в достижении успеха при сдаче экзаменов.

Учащиеся составляют формулы индивидуально. Затем зачитывают.


Способы снятия нервно-психического напряжения:

  1. Релаксация.

  2. Спортивные занятия.

  3. Контрастный душ.

  4. Стирка белья.

  5. Мытье посуды.

  6. Скомкать газету и выбросить ее.

  7. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

  8. Громко спеть любимую песню.

  9. Громко покричать.

  10. Потанцевать под музыку, причем как под спокойную, так и под «буйную».

  11. Смотреть на горящую свечу.

  12. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

  13. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.



4. Подведение итогов.

- Что вам дало сегодняшнее занятие?

- Что нового вы узнали?

- Какие способы снятия состояния стресса и нервно-психического напряжения для вас наиболее приемлемы?


Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.- М.: Универс, 1993.


Приложение 1.

Тест « САН» ( самочувствие, активность, настроение).

Опишите свое состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить ту цифру, которая соответствует степени ( силе) выраженности данной характеристики.

Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Фамилия, имя Возраст

Дата Время

1. Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

1. Самочувствие плохое




2. Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

2. Чувствую себя слабым




3. Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

3. Активный




4. Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

4. Подвижный




5. Веселый

3 2 1 0 1 2 3

5. Грустный




6. Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

6. Плохое настроение




7. Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

7. Разбитый




8. Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

8. Обессиленный




9. Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

9. Быстрый




10. Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

10. Деятельный




11. Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

11. Несчастный




12. Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

12.Мрачный




13. Напряженный

3 2 1 0 1 2 3

13. Расслабленный




14. Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

14. Больной




15. Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

15. Увлеченный




16. Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

16. Взволнованный




17. Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

17. Унылый




18. Радостный

3 2 1 0 1 2 3

18. Печальный




19. Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

19. Усталый




20. Свежий

3 2 1 0 1 2 3

20. Изнуренный




21. Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

21. Возбужденный




22. Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

22. Желание работать




23. Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

23. Озабоченный




24. Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

24. Пессимистичный




25. Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

25. Утомляемый




26. Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

26. Вялый




27.Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

27.Соображать легко




28. Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

28. Внимательный




29. Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

29. Разочарованный




30. Довольный

3 2 1 0 1 2 3

30. Недовольный




Обработка данных.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные- низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории , и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие ( Сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.

Активность : 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28

Настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.


Приложение 2.

Как легче пережить стресс и быстрее достичь психического равновесия?

Для этого достаточно выбрать один или несколько из представленных ниже способов и руководствоваться ими.

  • Завести « дурацкий альбом». Записывать в него юмористические истории, веселые анекдоты, смешные высказывания и читать его, и смеяться, когда плохо на душе;

  • Прочитать очень громко несколько раз вслух какое-нибудь стихотворение или отрывок из него;

  • Спеть какую-нибудь мелодичную песню ( даже если не умеешь играть);

  • Посмотреть какой-нибудь комедийный видеофильм;

  • Попросить кого-нибудь из родственников, чтобы они сделали массаж ( поглаживание и разминание).



Каждый человек может научиться выходить из стрессового состояния самостоятельно. Но чтобы это происходило с наименьшими потерями здоровья, важно изучать себя и вырабатывать свой индивидуальный способ психической саморегуляции.


Приложение 3.

Личностная подготовка состоит в саморегуляции эмоционального состояния.


Рекомендации « Как преодолеть волнение перед экзаменом».

  • Готовьтесь! Тщательно изучайте материал;

  • Не бойтесь приближения экзамена: рассматривайте экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную вами работу;

  • Хорошо выспитесь в ночь перед экзаменом;

  • Отведите время с запасом , особенно для дел, которые надо выполнить перед экзаменом, и приходите на экзамен незадолго до начала;

  • Расслабьтесь перед экзаменом;

  • Не ходите на экзамен с пустым желудком;

  • Возьмите конфету или что-нибудь другое, чтобы отвлечься от волнения.



Похожие:

Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час подготовила и провела
Добрый день! Сегодня у нас необычный классный час. Тема нашего занятия доброта
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час «Семья в моей жизни»
Классный час проводится с приглашением родителей. Родители сидят за одним круглым столом, дети – за другим
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час на тему: «Аттестат моральной зрелости»
Анна Валентиновна, классный руководитель 8-го класса Новолеушинской средней школы, Тейковского района. Сегодня я проведу у вас классный...
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час "Учимся быть культурными"
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора...
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКречетова Татьяна Александровна. Ноу «Школа интернат №25 ОАО «ржд» г. Вихоревка, Иркутская область, Братский район. Аннотация: классный час «Все работы хороши» предназначен для учеников 4 Х классов. Данный классный час
Данный классный час направлен на формирование представлений детей о разнообразном мире профессий и расширения кругозора, на выявление...
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час «основы правовых знаний» тема: Права и обязанности
Учитель: Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права и обязанности ребёнка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно...
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час "Конфликты в нашей жизни"
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между...
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час я хочу с такой интересной информации. (видео ролик) Итак, тема нашего классного часа «Мобильный телефон: за или против?»
Начать наш сегодняшний классный час я хочу с такой интересной информации. (видео ролик)
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час с детство дружбой дорожи
Классный воспитатель. Ребята, сегодня у нас очень интерес­ная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, вы узнае­те,...
Классный час Тема: «Стресс. Релаксация. Концентрация» iconКлассный час с просмотра фрагмента мультфильма. Посмотрите его и подумайте, чему будет посвящён наш классный час
Навести мышь на изображение, сделать клик. Остановить проигрывание повторным кликом на кадре следует тогда, когда машина скроется...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты