|
ГОУ «Завьяловский детский дом» Программа «Экологическое воспитание детей в условиях детского дома» (для занятий с детьми 7 - 16 лет в течение года) В помощь воспитателю. Разработала: Сивокоз Марина Александровна, воспитатель ГОУ «Завьяловский детский дом» с. Завьялово 2009 г. Оглавление. 1. Пояснительная записка стр.3 2. Тематический план стр.9 3. Содержание программы стр.10 4. Литература стр.12 а) Список литературы, использованной при составлении программы б) Литература для детей стр.13 5. Приложение №1 Анкета стр.14 6. Приложение №2 Анкета стр. 15 - 3 - Пояснительная записка. Одной из основных задач учебно-воспитательной работы является формирование у подрастающего поколения экологического воспитания и убеждения в том, что улучшение жизни зависит прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшей педагогической средой воспитания детей. Актуальность исследования природы как ведущего средства объясняет и экологическими проблемами в современном мире. Каждая семья должна помнить о приоритетной роли экологического воспитания в современных условиях. Общество, кажется, делает всё, чтобы приблизиться к роковому краю - дальше только бездна. И сейчас перед нами впервые всерьёз встала проблема выживания. Изменение климата земли (тепличный эффект), загазованность атмосферы промышленными предприятиями, замусоривание космического пространства, загрязнение вод. Не хватит ли ужасов? На планете стремительно исчезает различные виды животных и растений, а освободившиеся ниши заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. Мы должны изменить своё отношение к среде собственного обитания. Воспитание любви к природе, пропаганда её охраны,- долг воспитателей. Но пока мы бессильны существенно помочь природе, переломить наплевательское отношение к ней, успевшие «схватиться», окрепнуть за десятилетия. Задача заключается в том, чтобы возродить в человеке чувство благоговейного отношения к живому, ко всей природе. Воспитанием человеческой потребности быть с природой чутким и любящим, чтобы чувствовать ответное расположение, можно достичь многого. В природе наше поведение должно окружать чистые реки, чистый воздух, чистые леса. На это нужны большие средства. Поэтому сегодня экологическое воспитание- это все наше создание, каждого наше деяние. Только экологически безукоризненное поведение даст нам шанс. Каждое наше действие, каждый шаг должны быть экологически чистыми. Ребята тогда последуют примеру взрослых. Таким образом, экологическое воспитание одно из самых необходимых направлений воспитательного процесса, осуществляемого в школе и в семье. Оно обеспечивает формирование личной ответственности каждого за решение экологических проблем. В результате анкетирования детей Завьяловского детского дома, семьи №2 выявились следующие проблемы: у детей пониженная познавательная активность, не знают нормы и правила поведения в природе, не осознают личной значимости, имеют слабое представление о той пользе, которую они сами могут приносить окружающей природе, посёлку. Опыт работы в детском доме доказывает актуальность проблемы экологического воспитания у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У воспитанников детского дома крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. У некоторых детей присутствует негативное отношение к окружающей природе. Результат наблюдения и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию у воспитанников экологического воспитания. Разработанная программа поможет воспитанникам детского дома справиться с психологическими последствиями предыдущей жизни. Под воздействием природных объектов ребёнок становиться добрее, мягче, природа доказывает психотерапевтические действия. Также программа будет способствовать Гармонизации межличностных отношений. Близкое знакомство ребёнка с объектами природы, изучение законов природы в действии, поможет сформировать у воспитанников собственные интересы и склонности. Что играет существенную роль в профориентации. Анализ изученной литературы показал, что данная проблема недостаточно проработана применительна к условиям детского дома. Поэтому возникла необходимость в разработке программы « Экологическое воспитание детей в условиях детского дома» - 4 - Цель: формировать навыки успешной социальной адаптации воспитанников детского дома через экологическое воспитание. Задачи: 1. Познакомить с нормами и правилами поведения в природе. 2. Развитие творческого мышления, исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений. 3. Воспитывать первичные навыки экологической культуры, навыки взаимодействия с природными объектами, доброту, ответственное отношение к природе и людям. - 5 - Основные направления Основными направлениями являются:
Программа «Формирование навыков успешной социальной адаптации воспитанников детского дома через экологическое воспитание» рассчитана для работы с детьми 4 – 17 лет в течение года. Занятия будут проходить 2 раза в месяц по 20-40 минут с учетом возраста детей, индивидуальных особенностей, уровня подготовки. Занятия будут проходить в игровой комнате семьи, на улице, на природе. - 6 - Материально-техническая база.
- 7 – Формы и методы работы с детьми. Основными формами работы с детьми являются практические занятия, коллективная и индивидуальная работа, викторины, игры, устный журнал, путешествие, экскурсия. Примерное планирование занятий. Путешествие «Откуда родом комнатные растения» Цель: воспитывать чувство ответственности за зеленого «друга», желание постоянно проявлять заботу о нем. ^ I этап: «Тропические растения» II этап: «Растения субтропиков» III этап: «Растения пустыни» IV этап: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем» V этап: «Полюбуемся домашним садиком». Практическое занятие: «Птичьи столовые» Цель: учить детей мастерить простейшие виды кормушек; убеждать их в необходимости заботы о птицах. ^ Подготовительная работа. I этап: «Где руки и охота, там хорошая работа» II этап: «Полюбуйтесь» III этап: «Подарок птицам» Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты» Цель: воспитывать бережное отношение к нашей планете.
1 страничка «Угадай-ка» (загадки о деревьях) 2 страничка «Каждое дерево интересно» 3 страничка «Поэтическая» 4 страничка «Надо жить дружно» 5 страничка «Практическая» 6 страничка «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах» III. Подведение итогов. - 8 - ^ . По окончании данной программы должны усвоить нормы поведения в природе, конструировать кормушки, заготавливать корм, ухаживать за комнатными растениями, проявлять заботу, любовь, внимание к животным. Методом данной диагностики будет являться повторное анкетирование.
- 9 - Тематический план.
- 10 - ^
Теория: Рассказ о народных приметах, о погоде. Практика: Игра: «Найди нужный цветок», «Спорим?»
«Каждое дерево интересно», «Поэтическая», «Надо жить дружно», «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах» Практика: Подготовительная работа а) Поручить нескольким детям выучить стихотворения; б) Подготовить выступления-рассказы о деревьях. 2.2 «Откуда родом комнатные растения» Теория: Рассказ «Откуда пришли комнатные растения» «Тропические растения» «Растения субтропиков» «Растения пустыни»
Теория: Вспомнить с детьми правила сбора лекарственных растений Практика: «Больной зайчишка» «Бельчонок на приеме у врача» «Помощь дикому кабану» «Заболел мишутка» «Самый внимательный»
Теория: «Цветы – это действительно радость жизни!» Практика: Игровые ситуации: «Спасите цветы» «Садовник»
Практика: Сбор корма для птиц
- 11 - Практика: Изготовление птичьих кормушек
Страницы: «Всякой траве – свое время» «Не вся ягода, что красна – съедобна»
Остановки: «Сказка зимнего леса» «Птичьи голоса» «Снежная поляна»
Теория: Загадки и вопросы о насекомых Игры: «Веселый муравейник» «Веселый улей» - 12 Список литературы, использованной при составлении программы.
15.Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А.Родительские собрания 5-7 Классы, 2005. 16. Попова Г.П., Классные часы. 6 класс 17. Дереклеева Н.И., Новые родительские собрания.2006. - 13- Литература для детей
- 14 – Приложение № 1 Анкета.
|
![]() | Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. Опыт работы Манохиной Ольги Ивановны «Пути повышения речевой активности детей дошкольного возраста на основе организации игровой... | ![]() | 1. Введение стр. 3 Описание понятия имиджа. Цели и функции стр. 5 Описании концепции для конструирования группового процесса по теме исследования стр. 8 |
![]() | Учебные материалы по грамматике для студентов уровней с и В* Лечебного факультета Педиатрического факультета Стоматологического факультета Использованная литература Сборник тестовых заданий к курсу английского языка для студентов медицинских вузов. Часть, М., 2009, 2011 (Сб. 1, упр. 16-19 стр.... | ![]() | Оглавление Введение стр. История улицы стр. Методы и формы исследования стр. Результаты и выводы работы стр. Список использованной литературы стр. Приложения Введение Тема патриотизма – сегодня жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому... |
![]() | Литература для учителя. 6 стр. Литература для учащихся. 6 стр Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить... | ![]() | Инструкция по монтажу стр. 8 Контроль монтажа стр. 9 Инструкция по эксплуатации стр. 10 Для этого все работники пользователя должны быть ознакомлены с назначением и принципом работы системы, а служба технического обслуживания... |
![]() | План мероприятий на июнь 2013 Г Праздник – День защиты детей, выступление детей из детской школы танцев (стр. 70. ст в 10), (стр. 74. ст в 09) | ![]() | Литература стр. 12 Заключение стр. 11 |
![]() | Задания для 6-х классов по русскому языку и литературе Прочитать, повторить и закрепить параграфы 43 стр. 222-224, параграф 44 стр. 226, параграф 46 стр 228. Знать, что такое деепричастия,... | ![]() | Литература стр 10 Приложения стр 11 Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где мы родились,... |