Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы icon

Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы



НазваниеСвязь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы


Шагалова Ирина Валентиновна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №13 Тракторозаводского района

г. Волгограда


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. В Стандарте существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.

Однако, очевидно противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы.

Целью моей работы является включение в процесс обучения современных образовательных технологий для создания условий способствующих развитию и формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Учебный процесс я выстраиваю так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, способы к рефлексии. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках на основе системного использования активных методов обучения современных образовательных технологий. В процессе педагогической деятельности я стараюсь формировать целостную систему УУД.

Очевидно, что формирование подобных действий возможно лишь на новой технологической основе. В связи с этим я занялась поиском технологий, которые помогли бы решить поставленную задачу. Мною рассмотрены несколько современных образовательных технологий: технология модерации, кейс-технология, проектная технология, блочно-модульная технология.


^ Технология модерации

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые  приемы, методы и формы организации познавательной деятельности    направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности    обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений,    развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.     Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и    методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает    условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных    решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Методы модерации отличаются от автократических дидактических способов  обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит    успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая    активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует    у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений,  готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает    уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества    личности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся –   из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного   товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к    учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует    психологической перестройки и специальной подготовки учителя по    проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии  модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются    достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников образовательный процесс, поддержание высокой познавательной  активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное    достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное    использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также    энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации   подходят активные методы обучения. Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации    позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект.

В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники  решения проблем и поиска оптимальных решений – мозговой штурм,   кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления.


Кейс-технология

Кейс - технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать

собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена

в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решение, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Какие возможности дает метод обучающемуся: видеть проблемы, понимать и использовать концепции, анализировать профессиональные ситуации, оценивать альтернативы возможных решений, выбирать оптимальный вариант решения, составлять план его осуществления, развивать мотивацию, развивать коммуникативные УУД.

К кейс - технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме.

Использование кейс - технологий имеет ряд преимуществ:

- акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием;

- преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов;

- учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью;

- у ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс - технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

Достоинством кейс - технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


^ Блочно-модульная технология

Сущность этой технологии заключается в том, что в результате ее осуществления каждый ученик полностью или частично работает с модулем. При этом учитель на уроке играет роль консультанта, а ученики, получив разработку  урока,  самостоятельно изучают учебные элементы модуля. После каждого учебного элемента следует практическая часть задания, которые дифференцированы. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

цель усвоения модуля, где найти учебный материал, как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу), как проверить правильность выполнения задачи.

Контроль (тесты, сообщения и т. д.) определяет степень усвоения учебного материала.

Основа  учебного плана – урок. Логично предложить, чтобы модуль соответствовал по времени  его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с модулем может  быть снижена при его разрыве на несколько уроков и занятий. Необходимо перед уроком провести вводный инструктаж.

Успех в применении модульных программ во многом зависит от качественного содержания модуля, так как с ним ученик работает непосредственно. И первым требованием является разнообразие учебных элементов предлагаемых к исполнению ученику на каждом модульном уроке. В модулях используются разнообразные носители информации, это: текстовые- учебные ориентиры, картографические, табличные, иллюстративные, аудио – видео и др.

     Модульная технология настолько гибка, что вбирает в себя идеи разработки других технологий (программированного, проблемного и др.)

Инструкция модуля предлагает: индивидуальную самостоятельную работу ученика; работу в парах; работу в группе.


^ Проектная технология (метод проекта)

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии : энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

На сегодняшний день, очевидно, что необходимо использовать такие современные педагогические технологии, которые содержат методы и приемы, направленные на самостоятельную деятельность обучающихся. Мною апробированы методы и приемы вышеперечисленных технологий и с уверенностью могу сказать, что они работают. В результате использование таких методов позволяет формировать УУД всех видов.

Например, проблемный метод. На уроках предлагается проблема, которую обучающиеся решают самостоятельно по определенному алгоритму. Дети работают в командах, решая вопросы, строят внутренний план действий, осуществляют рефлексию. В результате формируются и развиваются такие УУД как: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ объектов с выделением признака, установление причинно-следственных связей, формулирование проблемы, планирование учебного сотрудничества, определение цели участников, владение монологической и диалогической речью.

Задание «установить соответствие» широко используется в ГИА и ЕГЭ поэтому важно научить обучающихся работать именно с такими заданиями. Именно эти задания наряду с другими мною применяются при составлении учебных ориентиров в рамках модульной технологии. Работа обучающихся именно с такой формой заданий позволяет развивать и формировать следующие УУД - умение переводить практическую задачу в познавательную и наоборот, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с коллективом, итоговый и пошаговый контроль по результату(регулятивные УУД), использование знаково-символических средств, анализ объекта, обобщение, установление аналогий, причинно-следственных связей(познавательные УУД), умение работать в группе, команде, паре, умение задавать вопросы, умение контролировать действие партнера (коммуникативные УУД).

Каждый ребенок должен быть активным участником познавательной деятельности на уроке, поэтому предлагаю задания, в ходе которых ученики готовят карточки, создают алгоритмы, подбирают дополнительный материал. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно, пропускать его через себя. Учитель на уроке выступает не как информатор, а как организатор поисковой деятельности учеников. Это позволяет формировать личностные УУД. Эти задания с энтузиазмом выполняют учащиеся всех классов. Например, учащимся предлагается составить визитную карточку по теме и представить ее. Очень удобно использовать такой вид деятельности в темах «Многообразие птиц», «Многообразие пресмыкающихся», «Селекция», «Жизнь в океанах» и др.

Использование технологии модерации позволяет активно проводить уроки, нацеливать учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Это позволяют сделать такие активные методы технологии модерации, как «Карусель», «Автобусная остановка» на темах «Материки», «Строение клеток крови», «Многообразие пресмыкающихся» и др.

Особой популярностью среди учащихся пользуются темы, представляющие практический интерес для каждого человека. Учащимся предлагаются работы с проектами. Например, они создают проекты: «Свойство морской воды», «Жизнь в Мировом океане», «Почвы родного края», «Пресмыкающиеся Волгоградской области», «Орнитофауна Волгограда». Определен алгоритм действий по выполнению исследовательских проектов.

Приступая к исследованию, ученики выдвигают гипотезу, формулируют проблему, определяют ее значимость, план работы, распределяют роли, если работа коллективная. Работа над проектом позволяет учащимся пополнять багаж знаний, развивается умение работать в группах, работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

В процессе данной деятельности готовим ученика как социального исследователя и организатора социального действия (- личностные УУД). Такой вид деятельности способствует формированию таких компетентностей, как самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде. Окончив школу, ученик должен быть, подготовлен к роли организатора и участника коммуникаций. Этого можно добиться ролевыми играми, тематически диспутами. Ученики участвуют в дискуссиях, убеждают в своей точке зрения, готовят публичные выступления.

Таким образом, использование на уроках методов и приемов современных образовательных технологий позволило мне достигнуть определенных результатов:
активизируется мыслительная деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться; у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, появился познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии и географии;
возросли интеллектуальные и творческие способности учащихся;
формируется коммуникативная компетенция.

Моя работа позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, целью которой является выработка активной жизненной позиции и формирование личности с багажом личностных, коммуникативных, рефлексивных и коммуникативных универсальных учебных действий.



Похожие:

Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Ние совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования моу мордовоаделяковской сош
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconКлассификация универсальных учебных действий
Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconМастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы» Цель мастер-класса
...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconСоздание обучающей среды как важнейший фактор формирования универсальных учебных действий
В содержании образования за последнее десятилетие произошла смена акцента требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconУправленческий проект Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики
Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы icon«Формирование универсальных учебных действий на занятиях внеурочной деятельностью «Занимательный английский»
«Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация : программа составлена на основе
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация : программа составлена на основе
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Связь универсальных учебных действий с образовательными технологиями и формами работы iconФормирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли
Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле:...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты