Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование icon

Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование



НазваниеНаумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование
Дата17.10.2016
Размер
ТипИсследование



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато - Александровского Советского района» Ставропольского края.


Тема: "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"




Сведения об авторе:

Миняйло Ольга Алексеевна

МОУ СОШ №10, 11 класс,

Ставропольский край

Советский район,

с. Солдато - Александровское,

ул. Мельничная 20,

Сведение о руководителе:

Наумова Людмила Михайловна

учитель экологии

МОУ СОШ №10


2009 - 2010 уч. год


Содержание:

Введение…………………………………………………….3

Исследование……………………………………………….4

Краткая теория ……………………………………………..6

Вывод………………………………………………………..7

Литература…………………………………………………9


Введение

Вода "из-под крана" используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов - это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии - кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока. Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.


^ Цель работы: Проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа и пригодна она к применению.

  1. Задачи: Произвести отбор образцов воды.

  2. Подобрать химические реакции, с помощью которых будем определять качественный состав воды.

  3. Провести исследования и проанализировать полученные результаты.



^ Этапы работы над проектом.


1 этап - теоретический. Подбор литературы по темам


2 этап – практический. Практическое исследование


3 этап – обработка результатов. Подведение итогов.

^ Методы работы над проектом:

1.Наблюдение.

2.Исследование (качественный анализ воды, химический анализ воды)


Исследование

Объектом исследования является обычная водопроводная вода, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ СОШ №10, которая не подвергалась никакой предварительной обработке и фильтрации, чтобы была возможность составить объективную картину состояния воды, используемой в быту.

^ Ход работы

1. Гипотеза. Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.

^ 2.Изучение научной литературы.

Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.

^ Методика "СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ"

Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.

Метод физического изучения воды включает:

  • Исследование прозрачности воды

  • Определение в воде взвешенных частиц

  • Запах

  • Вкус.

Данные показатели определяются по специальным методикам, описанным в различных источниках литературы (например, С.В.Дружинин "Исследование воды и водоемов в условиях школы", 2008).

Метод химического анализа включает определение:

  • Ионов в воде с помощью качественных реакций

  • рН, водородного показателя

  • Жесткости воды титриметрическим методом.

Определение ионов

Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического полумикроанализа. Качественный анализ пробы воды проводился на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), кальция, свинца, меди; анионов брома, йода, хлора, сульфата.

^ Жесткость воды.

Жесткость воды обуславливается присутствием в ней солей кальция и магния. Это общая жесткость. Она складывается из карбонатной (временной, обусловленной присутствием гидрокарбонатов кальция и магния) и некарбонатной (постоянной, обусловленной присутствием хлоридов кальция, Mg2+ и Fe2+). Оставшиеся в растворе после кипячения соли обуславливают постоянную жесткость воды. Общая жесткость воды я определила следующим образом. В коническую колбу ёмкостью100 мл с исследуемой водой, прибавляю 5 мл аммиачного буферного раствора(NH4OH+NH4Cl) для установления щелочной реакции, а затем 7-8 капель индикатора (эриохрома черного). Проба окрашивается в интенсивный вишнево-красный цвет. Раствор перемешиваю и медленно титрую 0,05 нормальным раствором трилона "Б" до изменения окраски пробы от вишневой до синей. Это происходит из-за того, что трилон "Б" в щелочной среде взаимодействует с ионами кальция и магния, образуя комплексное неокрашенное соединение и вытесняя индикатор в свободном виде. Расчет общей жесткости производят по формуле:

X= (V*N) / V1

где: V - объем раствора трилона "Б", израсходованного на титрование, мл.

N - нормальность раствора трилона "Б", мг   экв/л (0.05)

V1- объем исследуемого раствора, взятого для титрования, мл.(100 мл)

^ Водородный показатель.

Вода тестируется различными индикаторами (лакмус, универсальная индикаторная бумага, метил оранжевый) и по изменению их окраски формулируются соответствующие выводы.

Результаты см. в таблице №1.

^ Сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования.

Он приведен в таблице "Соответствие физико-химических показателей пробы воды требованиям ГОСТ".

Параметр

Единица измерения

^ Полученное значение

Предельно допустимая норма
по ГОСТу 2874-82


Прозрачность воды

5-балльная шкала

1

1.5

Присутствие взвешенных частиц

1

2

Вкус воды

1

2

Запах воды при t=20oC
Запах воды при t=60oC

1

1

2

2

Водородный показатель

рН

~6.5

6.0 - 9.0

Жесткость

моль/м3

~4.5

7.0



Краткая теория

1. Гипотеза. Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.

^ 2.Изучение научной литературы.

Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.

^ Методика "СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ"

Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.


Качественное определение химических элементов воды

Наличие в воде ионов кальция я смогла определить, добавив к 10мл. водной вытяжки несколько капель 10% раствора соляной кислоты и прилив 5мл. 4%оксалата аммония, раствор мутнеет, что свидетельствует о ничтожно малой доле содержания в воде ионов кальция

В водную вытяжку я прилила 10% раствор азотной кислоты и 2 капли раствора нитрата серебра, произошло образование белого хлопьевидного осадка, что помогло мне определить наличие хлорид-ионов в количестве десятых долей процента.

Ионы Pb2+ определяют ионами S2- , образуется чёрный осадок

Pb2+ + S2- = Pb S

Ионы Cu2+ тоже при взаимодействии с ионами S2- образуют чёрный осадок.

Cu2+ + S2- = Cu S

Ионы SO42- определяют ионами Ba2+

Выпадает осадок белого цвета.

Ионы Br, Cl, Y определяют ионами Ag

Cl- + Ag+ = AgCl выпадает осадок белого цвета

Br- + Ag+ = AgBr выпадает осадок светло-жёлтого цвета

Y- + Ag+ = AgY выпадает осадок жёлтого цвета


Выводы.

В ходе проведенного исследования было установлено:

  • Показатель мутности оптимален

  • Каких-либо взвешенных частиц в воде не обнаружено

  • Проба воды не обладала привкусом и запахом

  • Качественный анализ пробы воды дал отрицательный результат на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), свинца, меди; анионов, брома, йода; сульфатов

  • Были обнаружены катионы кальция (незначительное выпадение гипсового осадка) и анионы хлора (незначительное выпадение белого творожистого осадка хлорида серебра)

  • Причиной слабо кислой среды, вероятнее всего, является, установленное выше, наличие в воде ионов хлора

  • Жесткость воды была получена в пределах 4-4.5 моль/литр.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проба воды, взятая из централизованного источника водоснабжения МОУ СОШ №10, соответствует требованиям ГОСТ согласно тем критериям, по которым проводилось исследование, а, значит, наша гипотеза подтвердилась.

Рекомендации.

  • продолжать мониторинговые исследования качества питьевой воды из разных источников;

  • провести сравнительный анализ полученных результатов;

  • исследовать пробы воды по методикам количественного анализа;

  • продолжать исследование в условиях лабораторий, обеспеченных соответствующим оборудованием и реактивами.



Литература:

  1. Боголюбов А.С. Экосистема. - М., 2001.

  2. Газета "Биология". Издательский дом "Первое сентября". №23, 2008

  3. Газета "Иваново-Пресс". №41 от 11.10.2007

  4. Попова Т.А. Экология в школе. - М., 2005. - 64 с.

  5. Сайт: www-chemistry.univer.kharkov.ua. Раздел: файлы, лекция 5 по экологии.

  6. Сайт: www.ijkh.ivanovo.ru. Раздел МУП "Водоканал".

  7. Сайт: www.prechist-ecologia.narod.ru. Раздел "Водная гладь".

  8. Федорос Е.И.Нечаева Г.А. Экология в экспериментах., 2006





Похожие:

Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconАксенова Людмила Сергеевна, учитель биологии и экологии моу сош с. Октябрьское Усманского района Использование проектно исследовательской деятельности по биологии и экологии на урок
Использование проектно – исследовательской деятельности по биологии и экологии на уроках и во внеурочное время для развития личности...
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconЛитературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся Автор Терентьева Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы мбоу «Янтиковская сош»
Моу «Янтиковская средняя общеобразовательная школа» Янтиковского района Чувашской Республики
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconПлан работы школьной библиотеки моу анашенской сош №1 на 2009-2010 учебный год
Годовой план работы школьной библиотеки моу анашенской сош №1 на 2009-2010 учебный год
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconУчебно – методическая работа моу сош №1 2009 – 2010 учебный год заместитель директора моу сош№1 Неводова Наталья Геннадьевна
Создание единого информационного пространства и регулирование информационных потоков управленческой и научно-методической документации,...
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconАнализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы моу сош №39 за 2009/2010 год

Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconВнеклассное мероприятие разработано: Барановой Еленой Михайловной
Ф. И. О. педагога, должность, место работы Баранова Елена Михайловна, учитель начальных классов, моу сош №3 г. Надыма
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconАнализ работы методического объединения учителей научно-технологического объединения средней общеобразовательной школы №2 г. Нижнеудинска за 2011-2012 учебный год
Гории, Черненко Н. Н. учитель математики высшей квалификационной категории; Худоногова В. А. – учитель математики; Наумова О. Н-...
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconАнализ работы мо воспитателей моу «Детский дом №2» за 2009-2010 уч год
В течение 2009-2010 уч года методическим объединением было запланировано и проведено 4 заседания по следующим вопросам
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconАнализ работы шмо учителей начальных классов моу сош №15 г. Новоалтайска за 2009-2010 учебный год
Совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний младших школьников
Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование iconАнализ работы методического объединения учителей истории моу «сош №2» за 2009-2010 учебный год
Методическая тема: Профессиональная мотивация учителя – как средство повышения качества знаний обучающихся
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты