Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» icon

Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками»



НазваниеТема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками».

Наша цель, показать вам, использование одной из форм устного народного творчества – загадку, как метод и дидактическое средство развития речевой, речетворческой деятельности и мышления у детей дошкольного возраста.

Передать педагогический опыт работы над загадками.

Проблема состоит в том, что, современные технологии вытесняют живое общение. Дети не хотят читать книги, обсуждать прочитанное. Родителям для общения с детьми не хватает времени. Как следствие всего этого – речь наших детей оставляет желать лучшего: скудный словарный запас, пассивный словарь преобладает над активным, грамматический строй речи развивается медленно, страдает звуковая культура речи, дети не умеют правильно выражать свою мысль, слабо формируются причинно-следственные связи. В результате получается дошкольник с узким кругозором. А впереди – школа!

Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения повышает эффективность работы с детьми по развитию речи и речетворческих способностей. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяет развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.

^ При отборе загадок для детей дошкольного возраста мы учитываем следующее:

- соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;

- полноту и конкретность характеристики;

- доступность языка и степень сложности художественного образа;

- тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании;

- речетворческие возможности детей при придумывании загадок;

- возрастные и психологические особенности детей.


^ В группе организуется предметно-развивающая среда.

Предметная среда

1. Природа. (Наблюдения, прогулки, походы, экскурсии). В работе над загадками природа является неисчерпаемым источником речевого материала. В процессе наблюдения, проведения опытов и экспериментов в природе, игр у детей расширяется мир восприятия, увеличивается и систематизируется запас знаний, развивается речь.

2. Материальная культура. В группу подбираются игрушки, игры, пособия, картины которые предоставляют богатый материал для развития языка ребёнка.

3. Педагогически обоснованная дидактическая обстановка. Для развития речи используется всё пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определённые зоны.

Игровая зона

Зона интеллектуального развития

Уголок природы

Зона сенсорного развития

Зона развития речи

Зона художественного труда

Зона физического развития

Зона «Загадочная страна»

Речевая среда

Педагог организатор режима речевой культуры в своей группе. Речь педагога чёткая, правильная, с хорошей дикцией, доступная, интонационно выразительная.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков)и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

^ Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

^ Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Сочинение загадок — непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второ­степенное и малозначащее. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим не­которые из них.

1.Загадка в виде вопроса

Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)

Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.)

^ 2.Загадка в виде логического задания, или загад­ка-смекалка

У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)

^ 3.Юмористические загадки, или загадки-шутки

Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поража­ют неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)

^ 4.Указание лишь частей предмета и их количества

Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Нож­ницы.)

^ 5. Перечисление действий предмета без его называния

Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)

Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)

^ 6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его назы­вания

Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

^ 7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет

Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сза­ди метла. (Корова.)

^ 8.Загадка, составленная по методу отрицания

Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

^ 9.Загадка, составленная по методу противоречий

— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья.)

Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению зага­док.

  1. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей пред­мета и их количества.

Перед вами картинка, на которой изображен всад­ник на коне. Посчитайте, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выу­чить наизусть и кому-нибудь загадать.

Шесть ног, две головы, четыре глаза, четыре уха, один хвост. Кто это? (Всадник на коне)

например, работникам детского сада, родителям.

А теперь перед вами две картинки: одна с изображе­нием стула, другая — с изображением кошки. Посчитаем детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле.

Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на кото­рых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)

2. Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдуще­му, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предвари­тельно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

волк

Дикий,

но не медведь,

Серый,

но не заяц,

Страшный,

но не динозавр,

Зубастый,

но не крокодил.

ветер




Летает,

но не самолёт,




воет,

но не волк,




охлаждает,

но не мороженое.




гудит,

но не труба





3. Следующий способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение анто­нимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из пар­ных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жест­кий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод помо­жет ему при изучении законов окружающего мира.

Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно нау­читься находить противоречия в предметах и явлениях. Можно с детьми придумать такую загадку:

Я бываю разная:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

4. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение образной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает составление загадок более четкими и последовательными. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.


КАКОЙ?



^ ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз




Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Снег – холодный (как мороженое); белый (как вата); лёгкий (как пух).
 Далее, детям предлагается дать характеристики объектам, приводящим в сравнение с загадываемым (например, как молочное мороженое).

Первая модель: «Какой? – Что бывает таким же?»

Рассмотрим эту модель на примере загадки про САМОВАР. Подберем образные характеристики по заданным признакам – цвету, действию и форме. Далее к каждому значению признака подберем для сравнения объект. Как вариант усложнения можно дать образные характеристики к выбранным объектам. НАЧИЩЕННАЯ монета, ПРОСНУВШИЙСЯ вулкан, СПЕЛЫЙ арбуз.

Дальше составляется текст загадки, используя слова-связки «Как» или «Но не».

Хочется дать несколько рекомендаций по работе с этой моделью:

1. Целесообразнее обозначать слова-признаки в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, т.к. ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово, что тренирует детскую память, а в правой части допустимы зарисовки объекта.

2. После освоения модели на активном уровне знакомим детей с особенностями сравнения – составляются загадки на основе «ЗАВЫШЕНИЯ» или «ЗАНИЖЕНИЯ» свойств объектов. Например, в загадке про САМОВАР можно сказать – БЛЕСТЯЩИЙ, КАК НАЧИЩЕННАЯ МОНЕТА или ТУСКЛЫЙ, КАК НЕЧИЩЕНЫЕ БОТИНКИ.

3. Сочинять загадки целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Следующая модель: «Что делает? – Что (кто) делает так же?» Работа проводится аналогично первой, только в левой части записываются подобранные слова-действия. Подберем слова-действия и объекты для сравнений к словам-действиям. Используя слова-связки – «Как», «Но не», составим текст загадки.


(Составление загадки про ёжика с приёмом «завышение»)


^ ЧТО ДЕЛАЕТ?



ЧТО (КТО) ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ?

Пыхтит

Паровозик

Собирает

Хозяйка

Семенит

Ребёнок

"Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

(Составление загадки про ёжика с приёмом «занижение»)


^ ЧТО ДЕЛАЕТ?



ЧТО (КТО) ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ?

Пыхтит

Чайник

Собирает

Жадина

Семенит

Гном

"Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном"

  Ёжик – сворачивается (как кошка), пыхтит (как паровоз), колется (как иголка).

Последняя, третья модель – «На что похоже? Чем отличается?» Особенность этой модели в том, что ребенок сравнивает выбранный объект с другими, похожими и находит между ними общее и различное.

Чтобы лучше понять, разберем ее на примере. Выбираем объект – ГРИБ. На вопросы: На что похоже? И чем отличается? дети отвечали: Похож на мужичка, но у гриба нет бороды; на дом, но без окон и на зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

После, используя слова-связки, составили текст.


^ НА ЧТО ПОХОЖЕ?



ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

Гном

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Тоненькая ручка

«Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке»

арбуз

Как мяч,

но не поиграешь,

Как солнце,

но не светит,

Как глобус,

но не на подставке,

Как воздушный шар,

но съедобный.



^ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ МЕТАФОР.
Как известно, метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, обшего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры:
1. Берется объект 1 (радуга) - про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взятъ объект 2  и соединить с  местом  расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
ПРИМЕР: Детям предлагается взглянуть на картину с зимним пейзажем, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором  воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что за птицы изображены на заснеженных елях?
- Снегири. (Воспитатель на листе бумаги пишет букву «С» и ставит стрелку вправо).
- А какие они?
- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - «красногрудые», и ставит букву «К» на листе бумаги).
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
- Вишня, яблоки... (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы «К» и рисует яблоко).
- Так что можно сказать про снегирей, какие они?
- Снегири красногрудые  как яблоки.
- А где снегири находятся?
- На заснеженных елках  (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы «С» и рисует схематично ель).
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
- Произнесите эти два слова подряд!
- Яблоки заснеженных елей.
- Кто составит предложение с этими словами?
- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали  лыжников.


Детям очень нравится такой вид творческой работы. Они с удовольствием придумывают загадки.

Хочется добавить, что результативность во многом зависит от слаженности в работе с воспитателями.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смыс­ле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педаго­гом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.


Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.


Составляя загадку можно использовать связки – «как», «но», «но не», «на», «но на», «но без».
Например:
  Снег – «пушистый, как кошка» («пушистый, но не кошка»);
  Гриб – «как зонт - на ножке» («как зонт, но на толстой ножке»);
  Гриб – «как дом» («как дом, но без окон»).

Сначала дети с трудом придумывают загадки, но чем больше эта работа проводится, тем более интересные загадки придумывают ребята и с большим желанием.  Детям очень нравится вид этой творческой работы.



Похожие:

Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconХлеб – всему голова
Целью нашего проекта является формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания...
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconДидактический материал «логические блоки дьенеша», как способ развития восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Тема, над которой я работаю, носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconТема Сроки исполнения
...
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconФормирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия «фрактал» Ключевые слова
Аннотация: в статье описан опыт работы по формированию творческой активности учащихся 5 классов в условиях пропедевтики первоначальных...
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconПрезентация по теме мастер-класса; работы детей и педагога в технике «графики» рисования сангиной и углем
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconТехнология подготовки и проведения мастер-класса
Именно эти строки из стихотворения М. Цветаевой более всего подходят для нашего общения. Ведь тема нашей встречи предполагает тесное...
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconТворческого направления моей работы «Ознакомление с родным краем через развитие речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Меня зовут Мусина Альбина Рашитовна. Я работаю воспитателем логопедической группы в детском саду №209. Тема творческого направления...
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconТема: «формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconПриёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться),...
Тема нашего мастер класса: «Развитие речетворческой активности детей дошкольного возраста в процессе работы над загадками» iconРеализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
В рамках работы по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста была разработана и проведена система занятий...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты